КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Малофеев. 4. 1 97
.««21
Видя пассивность подданных, императрица резко сокращает помощь московскому Воспитательному дому, всего через несколько лет после открытия его пропагандистское предназначение утрачивается, поднять волну частной благотворительности по царской прихоти не удалось. Государство выступило с почином, на который не торопились откликаться ни богатые аристократы, ни церковные иерархи. Когда же рядовые жители небольшого городка Осташков, ссылаясь на закон, попросили помочь местным сиротам, тотчас последовала отповедь и от церкви, и от знати, и от власти. Что оставалось делать доверчивым осташковцам? Осенью 1773 г. горожане выступили с почином организовать частный Воспитательный дом на собственные средства. Созданный на народные деньги Осташковский дом просуществует вплоть до 1917 г. Появление частных детских приютов (Олонец, Вытегра, село Капустинец Киевской губернии, Архангельск, Калуга, Смоленск, Старая Русса, Белозерск, Боровичи и т. д.)1 имело уже мало общего с первоначальной идеей Екатерины II и И. И. Бецкого. Столичным заведениям покровительствовали монархи и знатные вельможи, провинциальные же существовали за счет местных пожертвований, однако ни те ни другие заведения не являлись воспитательными, тем более учебно-воспитательными заведениями. Условия жизни в частных домах были таковы, что уровень детской смертности постоянно оставался высоким. Так, в Воспитательный дом Гродненского приказа с 1823 по 1827 г. поступило 425 младенцев, из них умерло 341, за тот же срок в воспитательном доме Томского приказа из 511 младенцев умерло 485. Правительство осознает бессмысленность, если не пагубность сохранения стихийно сложившейся сети Воспитательных домов и принимает решение об их упразднении. В 1828 г. выходит закон «О недозволении вновь утверждать воспитательные заведения под ведением Приказов общественного призрения». Утвержденное Комитетом министров положение 1828 г. гласит: «Находя <...> существование по губерниям Воспитательных домов бесполезным и крайне неудобным [Комитет] положил: учреждение оных под ведением Приказов общественного призрения вновь не дозволять. <...> С 1812 г., замечая худое состояние по губерниям заведений сих, со стороны Министерства делаемы были предписания о принятии мер и отвращению великой смертности в них детей и приведению самих заведений в благоустройство; но по недостатку способов Приказов и по разным неудобствам в содержании заведений сих, настояния о том не могли быть успешными. Между тем принос детей время от времени увеличивается и до того, что на содержание одних сих заведений в некоторых местах истрачивалось почти столько же, сколько вообще на все прочие заведения и расходы в иных Приказах превышали доходы» [28]. 1 Наряду с Опекунским советом в разных точках России работало несколько десятков попечителей. Согласно архивным данным, не менее 12 человек выступили организаторами частных Воспитательных домов (приютов). ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ Итак, через полвека от своего начала бесславно угаснет предложенная Екатериной II идея выращивания людей «полезной породы» из числа сирот. Это неудивительно, так как подлинное повсеместное развитие светской благотворительности возможно при условии обретения свободы и гражданских прав большинством населения, признания ценности образования. И все же Екатерина II Великая внесла подлинный вклад I! дело развития светской благотворительности в России — ею был создан прецедент организации филантропического учебно-воспитательного заведения для детей бедноты, включая малоуспешных учеников. 0 Попечение о сумасшедших, или Долгое строительство долгауза Со времен Ивана Грозного сумасшедших надлежало отсылать в монастыри. Петр I повелел заменить монастырское попечение лечением в госпиталях для душевнобольных, но далее указа дело не пошло, да и тот Анна Иоанновна отменила. Чиновники из Тай-пой канцелярии не знали, чьим распоряжениям следовать, и направили прошение о разъяснениях нынешней воли самодержца по данному вопросу в Сенат. Вынужденная решать судьбу «престарелых и в уме поврежденных колодников» Елизавета Петровна сослалась на отцовский указ. «Которые люди мужского и женского пола <...> изумленные <...> посланы были <...> для исправления ума в разные дальние монастыри и были содержаны по указам; а ныне <...> донесено, что таких явившихся <...> в монастыри <...> не принимают. <...> Ея Императорское Величество указала: оных колодников <...> в разные монастыри к <...> содержанию <...> отослать в Синод. <...> В уме поврежденных колодников для исправления принимать в монастыри по-прежнему»1. Правительство решение приняло, но денег Синоду, со времен Петровских реформ пребывавшему в статусе Министерства по делам религии, выделить не сочло нужным. А потому, когда возникла необходимость устроить некоего «безумствующего солдата», Синод не только уклонился от исполнения высочайшего распоряжения, но издал ведомственный циркуляр «О непосылке в монастыри безумствующих для содержания и исправления» (1746) [28, т. XI, с. 673]. Не обременяя себя решением судьбы несчастного ратника, синодальные волокитчики предпочли обстоятельно объяснить невозможность своего участия: «Коллегии объявить, что о содержании таковых безумствующих в монастырях, кроме тех, кои по винам содержатся в Тайной канцелярии, точных Ея Импе- Указ «О принимании в монастыри отправляемых из Тайной канцелярии престарелых и в уме поврежденных колодников для исправления» (1742). - ПСЗ. - № 8587 [28]. раторского Величества указов не имеется, к тому же Александровский монастырь и ограды не имеет, и к содержанию таковых безумствующих весьма неудобен». Воспользовавшись неудачным выбором Военной коллегии конкретного монастыря, бюрократы в рясах от частного случая умело переходят к обобщению: «Испытанием и увещеванием по духовенству Святейший правящий синод над безумствующим способов не имеет; ибо по правилу 79 святых апостолов, донеле же он от безумствования не освободится, на молитву к приятию допускать возбранено». Желание церкви уклониться от исполнения правительственного распоряжения вполне естественно — государство вменяло монастырю несвойственную тому светскую функцию. Ведомства перекладывали ответственность друг на друга, горы бумаг росли, а судьба безумцев не менялась, словно решали ее в присутственных местах думные чины боярской Руси. Неожиданно дело, казалось бы, с/щинулось с мертвой точки — в апреле 1762 г. рождается «Высочайше утвержденный доклад Сената «О постройке для безумных особых домов и об отдаче имений, принадлежащих безумным, под надзор наследников». Прогрессивную новацию предложил «голштинец» на российском троне — император Петр III1, о личности которого стоит сказать несколько слов. «Косность и мелкость природы заставила внука Петра Великого остаться голштинским герцогом на императорском престоле, со всеми привычками и взглядами мелкого германского князька» [34]. «Россия навсегда осталась для Петра III страной чужой. <...> Он явно презирал все русское; вынужденный перейти в православие, не только остался в душе лютеранином, но высказывал явное пренебрежение к обрядам православной церкви. <...> Сама тетка, императрица Елизавета, призвавшая его в Россию <...> в минуты раздражения называла его «уродом» и «проклятым» [40, с. 477]. Не станем спорить с авторитетными суждениями историков, но в нашем случае именно «германские привычки и взгляды» обеспечили столь неожиданное для исполнителей, но важное для разрешения наболевшей проблемы решение. Упомянутый прогрессивный указ — реакция Петра III на прошение Сената об отправке душевнобольных князей Козловских в монастырь. Монаршая резолюция выдает в ее авторе лютеранина: «Безумных не в монастыри определять, но построить на то особый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах учреждены долга-узы». С этого распоряжения все и пошло, начавшись, правда, как дурной анекдот. Так как никто из придворных не понял, что подразумевал государь, употребив слово долгауз2, пришлось Сенату обра- 1 Петр III Федорович (Карл-Петр-Ульрих) (1728—1762) — император 2 Долгауз — от нем. ТоИкаиз/СоИ — душевнобольной, каш — дом. титься за разъяснением к ученым мужам Академии наук, но и те не дали вразумительного ответа. Взамен находчивый историограф Ф. Миллер предложил собственный оригинальный проект организации психиатрического заведения [15], одновременно попросив коллегу Августа Шлецера изучить постановку дела в Германии. Иностранный почетный член Петербургской академии наук посетил один из долгаузов родной Саксонии (Люнебург) и представил подробный отчет, не преминув завершить его на высокой ноте: «Все богоугодные заведения, число которых в Европе так значительно и между которыми дома для помешанных суть весьма сложные учреждения, получили только после долгих опытов настоящее свое совершенство. <...> Богатая нация, подобная русской, не имеющая недостатков благотворительности, скоро опередит все другие...» [15, с. 286]. Сенат сочиняет доклад «О постройке для безумных особенных домов», первый из которых предполагается учредить на новгородских землях. Полагаем, выбор делался не без оглядки на известные добродеяния митрополита Иова. Однако оптимизм профессора Шлецера оказался преждевременным, на беду генеральный заказчик строительства Петр III гибнет от рук заговорщиков, и почин тотчас глохнет. Монаршая мечта начнет сбываться лет через двадцать, вряд ли князья Козловские, ради которых все затевалось, дождались помощи. По иронии судьбы исполнить волю ненавистного супруга выпадет свергнувшей его Екатерине II Великой. Разбирая государственные бумаги мужа, Екатерина II нашла прошение с его исторической резолюцией и, как приверженец западной системы ценностей, сочла решение Петра III разумным, а потому оставила его в силе. Не часто случается, чтобы венценосец, взошедший на престол в результате заговора, столь благосклонно отнесся к начинаниям устраненного предшественника. В данном случае распоряжение, странное для россиян, оказалось единственно правильным с точки зрения двух самодержцев, равно воспитанных в канонах лютеранства. Так, 20 августа 1762 г. на свет появляется екатерининский указ «Об оставлении в своей силе указа 23 апреля сего года о постройке для безумных особого дома»1. Ратифицированный документ гласит: «Велено безумных, ежели родственники иметь оных у себя не пожелают, не в монастыри их определять, но построить на то особый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах учинены долгаузы. <...> Токмо пока упомянутый долгауз построиться для таких безумных, Сенат рассуждает назначить монастырь, к тому способный». Исполнители не уразумели, куда же следует отправлять сумасшедших, и государыне пришлось вносить в документ уточнения (ноябрь 1762 г.): «О помещении безумных, до устроения для них особенного дома, в имеющихся покоях при новгородском Зелеиецком монастыре и московском Андреевском; и о заведовании сего временного устройства для безумных Канцелярии синодального экономического правления»2. 1 ПСЗ Российской империи, 1762. - № 11647 [28]. 2 ПСЗ Российской империи, 1762. - № 11699 [28]. /''.;:....■ .:-А:^.,:^:..АМ Я^:Лм С:«%,?; /А^Щ Проходит еще четыре года, и столичный генерал-полицмейстер объявляет горожанам очередной указ, обязывающий жителей Петербурга письменно информировать полицию о наличии в их домах душевнобольных. Домовладельцев обязали подробно сообщать, «какой человек и давно ль сумасбродствует, какого б он звания ни был». За недоносительство грозило наказание: «Буде кто из обывателей о таком безумном человеке, держа его в своем доме, какого б он звания ни был, в Главной полиции не объявит, а тот безумный учинит какое зло или кому какой вред; за то те люди, кто о таковых в Главной полиции не объявит, подвергнутся, как бы они сами то зло учинили, штрафу без упущения; а если у кого сумасшедший человек в доме через полицейских служителей или кого иного найдется, что он в полиции объявлен не был, то хотя б он какого и зла не учинил, взыщется за необъявление немалый штраф». Легко увидеть, что суть устрашающего текста — забота о благополучии столичного града (государства), а не о здоровье сумасшедших или безопасности их близких. По духу екатерининский указ — точная копия карательно-изоляционных законов средневековой Европы. Не стоит высчитывать, на сколько столетий запоздала отечественная судебная норма, тем более сопоставлять ее с западноевропейской юрисдикцией второй половины XVIII в. При таком сравнении Россия явно окажется в проигрыше. Если же мы рассмотрим указ 1766 г. в контексте предложенной периодизации, то увидим, что волею Екатерины Великой Российская империя, едва вошедшая во второй период эволюции отношения государства и общества к инвалидам, начинает стремительно проживать его. Долгое время единственным локомотивом этого движения оставалась государыня. Интенсивная работа Правительственной канцелярии, разославшей за четыре года четыре закона о душевнобольных, не повлияла на реальное положение дел никоим образом. На местах по-прежнему не понимали, как поступать с сумасшедшими. Дабы внести ясность, Сенат издал указ «Об отсылке оказывающихся в Сибирской губернии сумасшедших людей, не имеющих своего пропитания, в те монастыри, где неполное число по штатам монахов»1. Если бы не дата на документе — 1768 г., можно предположить, что его автор — Иван Грозный. Иными словами, в сфере государственного призрения сумасшедших за двести лет все осталось без изменений. Видя, что ситуация сама по себе не разрешается, императрица пишет указ «О назначении в Санкт-Петербурге, Москве и Казани мест для содержания безумных» (1773). Первой его исполнит Москва, обеспечив прием душевнобольных в богадельне на территории Екатерининской больницы (1776)1 Из-за нехватки мест 1 ПСЗ Российской империи, 1768. -№ 13143 [28]. 2 ПСЗ Российской империи, 1773. - № 14061 [28]. 3 Екатерининская больница учреждена в 1775 г. указом императрицы
.'^ЯОц^*^ ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ
большая часть городских сумасшедших, опекать которых родственники отказывались, по-прежнему останется по смирительным домам вперемешку с преступниками. При ведомственном переподчинении больницы в 1789 г. душевнобольных переведут в инвалидный дом, устроенный графом И. П. Салтыковым в подмосковной усадьбе Марфино. Петербургский долгауз для «пользования сумасшедших» открылся в 1779 г. Обуховская больница1, официально именуемая «первым в отечестве психиатрическим заведением», заняла несколько деревянных построек в центре города и располагала всего 60 койками, часть из которых и выделили для душевнобольных. Почему же строительство долгауза затянулось на многие годы? На протяжении столетия три полновластных самодержца — Петр I, Петр III, Екатерина II — говорили о необходимости строительства сумасшедших домов, да что там говорили, повелевали, но все оставалось по-прежнему. Нерасторопность чиновников в известной мере провоцировалась нетвердой позицией по вопросу о душевнобольных самих коронованных заказчиков. Так, Екатерина II, согласившись с целесообразностью учреждения сумасшедших домов в год своего коронования, не предусмотрела средств на реализацию одобренного ею прожекта. Может быть, государыня не считала проблему первоочередной, а потому, периодически вспоминая о ней, каждый раз забывала выделять деньги из казны. Возможно, она, как чуткий правитель, осознавала, что идея изоляции безумцев плохо согласуется с российской традицией отношения к юродивым, или планировала решить государственную задачу за счет церковных средств и лишь выжидала удобный момент. Как бы то ни было, но в 1786 г. Синод получает Именной указ «Об обращении состоящего в Новгородско-Северской епархии Максаковскаго монастыря в больницу для лишенных ума; об устроении в Межи-горском монастыре госпиталя, а в Киевском Кирилловском — инвалидного дома». Взамен затратного строительства светского долгауза Екатерина II повелевает использовать (перепрофилировать, сказали бы сегодня) три монастыря. Сколь просто решился вопрос, видно из текста указа: «Состоящий в Новгородско-Северской епархии Мак-саковский монастырь, оставшийся за штатом, обратить для содержания несчастных в уме поврежденных, производя на содержание их по 956 рублей на год». Об условиях содержания и финансировании в государственном решении не сказано ни слова, вероятно, расходы в очередной раз возложили на Синод. Проведенная Екатериной Великой административная реформа сыграла важную роль в организации призрения душевнобольных, однако стремительно изменить ситуацию с их попечением не могла. Частное свидетельство тому — участь отставного капитана 1 Обуховская больница (Санкт-Петербург, набережная р. Фонтанки, 2 ПСЗ Российской империи, 1786. - № 16411 [28].
Ефимовича, «зарезавшего в безумстве жену свою»1 (1776), определенная лично императрицей. История такова. Из Смоленской губернской канцелярии в Сенат пришел запрос: как поступать с отставным офицером, убившим жену, если тот официально признан душевнобольным? Высочайшая резолюция гласит: «Оного содержать, до постройки для таких домов, в монастыре по смерть его, <...> отослать <...> под караулом в смоленский Аврамьев монастырь». В очередной раз дело — строительство сумасшедшего дома — провинциальные бюрократы попытались подменить долгой бумажной волокитой. Ни губернатор, ни губернский Приказ общественного призрения не стремились помочь несчастному, тем более построить для подобных смолян долгауз, предпочитая перепоручить поиск решения Сенату. И все же екатерининская реформа со временем начала приносить плоды: к началу XIX в. Приказы общественного призрения появятся в 13 губернских городах, число домов для умалишенных достигнет к 1892 г. восемнадцати. Дабы улучшить ситуацию в целом, императрица решает поручить контроль исполнения законодательства относительно городских нищих, душевнобольных и инвалидов конкретному должностному лицу — частному приставу (1782). Непосредственно ему предписывается «попечение и призрение убогих его части». Отныне от лица государства пристав «оных покровительствует и защищает от обид, притеснений и насилия и доставляет неимущим честное пропитание, отдаляя их от распутной и праздной жизни, старается устроить их к месту, или к пропитанию, или прокормлению работою, промыслом, рукоделием или ремеслом». Если же исполнение предписанных мер превышает полномочия частного пристава, ему следует обращаться за содействием в Полицейскую управу благочиния [Полицейский устав, 1782]2. Итак, Иван Грозный повелел сумасшедших отсылать в монастыри, Петр I предписал заменить монастырское попечение лечением в госпиталях для душевнобольных, Анна Иоанновна отменит распоряжение Петра I, позже три русских императора на протяжении столетия станут издавать указы о создании лечебно-благотворительных заведений для душевнобольных, пытаясь построить в России долгаузы, однако слово по-прежнему не подтверждалось делом. Только вследствие административной реформы, проведенной Екатериной II в последней четверти XVIII в., в структуре управления городом появляется должностное лицо (частный пристав), непосредственно отвечающее за исполнение государственной политики в сфере призрения нищих, душевнобольных и инвалидов. К началу XIX в. в губернских городах появятся Приказы общественного призрения, а число домов для умалишенных достигнет к 1892 г. восемнадцати. 1 ПСЗ Российской империи, 1776. -№ 14539 [28]. 2 ПСЗ Российской империи, 1782. - № 15379 [28]. Ц|| Административная реформа Екатерины II и показательная модель общественного призрения в Москве Фундамент для будущих позитивных перемен в деле организации светского призрения в России заложит екатерининская административная реформа 1775 г. Монаршее «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи»1 установило административное деление державы и правила управления ею. Именно тогда создается Приказ общественного призрения, в ведение которого попадает народное просвещение, медицинская помощь, а также заведения общественного призрения (богадельни, сумасшедшие дома, приюты и пр.). Деятельную благотворительность Екатерина II вменила должностным лицам в обязанность. Из «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775) «Часть I. Глава XVIII. О должности земского исправника или капитана. <...> 252. Земский капитан должен иметь особое попечение о прокормлении нищих и убогих в уезде и стараться, чтоб всякий приход, помещик или селение своих нищих и убогих и по телесным недугам работать не могущих, прокормил и оных отнюдь не допускал до такой крайности, чтоб от голода и холода принуждены были по миру шататься, и стыдным и позорным образом докучать людям под окошками или на улицах и дорогах прошением милостыни. Если же под видом нищих набредут из других уездов праздношатающиеся люди, то таковых, изловя, высылать вон из уезда; если же беглые и беспаспортные, то отсылать куда принадлежат, а пока не отошлются (если работать могут), заставить чинить дороги и мосты вместо обывателей, кои им за то дадут дневную нужную пищу... Глава XIX. О городничем и его должности. <...> 275. Городничий о прокормлении нищих и убогих в городе особливое попечение иметь долженствует и т. д. (см. выше). Глава XXV. О Приказе общественного призрения и его должности. 380. Приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании: народных школ, установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания, установление и надзирание госпиталей и больниц для излечения больных, установление и надзирание богаделен для мужскаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, установление и надзирание особого дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, установление и надзирание дома для сумасшедших, 1 ПСЗ Российской империи, 1775. - № 14392 [28]. установление и надзирание работных домов для обоего пола, установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей. 391. <...> Смирительный дом устанавливается ради таких людей обоего пола, которые непотребного и невоздержного жития, яко: сыновья или дочери, кои родителям своим непослушны, или пребывают злого жития, или ни к чему доброму не склонны; люди, которые впадут в непотребное житие, начнут расточать имение, долги накоплять вдвое против имения, дом разорять и чинить непотребности, противные чести; люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение, добронравию и благочестию противное; рабы непотребные, которых никто в службу не принимает; рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают или проматывают; люди, которые не хотят трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные; непотребного, неистового и соблазнительного жития женского пола. <...> В смирительный же дом <...> принимают на время или навсегда вышеописанных людей, обществу стыд и зазор наносящих, как по повелению (губернскаго) наместническаго правления, или по приговору прочих судов, или же по прошению в Приказе общественного призрения отцов, или матерей, или по прошению трех родственников (сим представить свидетельство, для чего), или по требованию помещика или хозяина, с прописанием причины, для которой ссылают человека в смирительный дом... 389. <...> Держать сумасшедших по состоянию сумасшествия, или каждого особо запертым, или же в таком месте, где от него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание об их излечении. Сумасшедших неимущих принимают безденежно, а имущих имение принимают в дом не иначе, как за годовую плату на содержание, присмотр и на приставников...» [ПСЗ Российской империи, 1775 г., № 1439] [28]. В 1775 г. самодержица решает «на примере Москвы создать универсальную показательную модель системы общественного призрения для других губерний России» [7, с. 22]. Дело в том, что преобразования мало затронули патриархальный быт древней столицы, продолжавшей хранить традиции и обычаи седой старины. Невзирая на петровские указы, в московских домах по-прежнему привечали «странных» людей, Первопрестольная являла собой «огромный странноприимный дом». Придворный сатирический журнал екатерининской эпохи «Всякая всячина» насмехался над характерной московской причудой. Один из его номеров украсила карикатура, изображавшая молодого щеголя-племянника, лишенного возможности подойти к тетке-старухе. Все пространство гостиной занимали старинные, вышедшие из моды вещи и чудные гости: «слепая между двумя карлицами, странница да дура» [31, с. 6]. По мнению авторов журнала, присутствие в дворянском доме конца XVIII столетия калек и убогих являло собой, наравне с дедовскими ларчиками и коваными сундуками, анахронизм, нелепый и неуместный. Насмешливый карикатурист достаточно точно отразил умонастроение соотечественников — горожан европейской ориентации. Калеки (люди с физическими и умственными недостатками) неинтересны образованному человеку, приглашать их в дом, как в старину, неприлично. Сатира 90-х гг. XVIII столетия, живописующая нелепость внутренних покоев имения московской старухи, полувеком раньше выглядела бы документальной зарисовкой быта императрицы Анны Иоанновны. Казалось, еще вчера даже самодержцы не чурались общения с калеками и убогими, но по прошествии чуть более сорока лет люди «просвещения», «цивилизации» могли считать подобное поведение некультурным, хотя, вполне вероятно, таили в душе русское нищелюбие и сострадание к убогим. Екатерина II желала истребить в москвичах любовное почитание дедовских обычаев, тягу к «преданьям старины глубокой», мечтала вселить в Москву европейский дух, а потому сознательно избрала патриархальную столицу ареной для экспериментов в сфере общественного призрения. В 1763 г. здесь создается государственная Медицинская коллегия, положившая начало кардинальным преобразованиям в лечебном деле. Усилиями первого президента коллегии, европейски образованного А. И. Черкасова1 организуется подготовка российских врачебных кадров, закладывается фундамент народного здравоохранения. Тогда же в Москве открывается Павловская больница (1763) и медицинский факультет при университете. При факультете предполагалось «учредить клинический, хирургический и повивальный институты», но из-за финансовых трудностей их открытие пришлось отложить. Правда, и желающих изучать медицину первоначально нашлось немного: «В 1769 г. медицинский факультет вынужден был отменить студенческий диспут на том основании, что «в нем всего один студент и дискутировать ему не с кем» [7, с. 193]. В 1776 г. открывается вторая больница для лечения лиц всех сословий — Екатерининская (на 150 коек), при ней богадельня (на 100 мест) и отделение для душевнобольных. В 1771 г. город пережил нашествие моровой язвы (чумы), половина жителей вымерла, градоначальник бежал, началась паника, перешедшая в народный бунт. Руководство обезумевшим городом взял на себя отставной генерал П. Д. Еропкин, учредивший санитарные участки, карантинные зоны и тем самым спасший Москву от вымирания. Общая беда в ситуации политического безвластия способствовала возникновению частной деятельной благотворительности, бо- 1 Черкасов Александр Иванович (1728—1788) — барон, действительный тайный советник. Получил домашнее воспитание; в 1742 г. вместе с братом был отправлен в Англию для завершения образования (слушал лекции в Кембриджском университете). Пользовался доверием Екатерины II. По ее поручению подготовил проект создания Медицинской коллегии (утвержден в 1762 г.); вскоре назначен президентом вновь учрежденной коллегии. Черкасов поставил своей целью поднять уровень медицинского образования в России и подготовить отечественных специалистов. Учредил первый медицинский штат в Смольном монастыре (1764). Черкасов был одним из организаторов Вольного экономического общества. лее того, в Москве появились очаги общественной благотворительности — прежде всего это Преображенская и Рогожская старообрядческие богадельни. Возникшая из-за чумы паника оказалась столь сильной, что горожане разбегались из столицы, разнося заразу за ее пределы. Северная столица отгородилась от Первопрестольной карантинными заставами, помогая исключительно советами, например городскому купечеству предлагалось организовать на собственные средства карантины и чумные кладбища. На царский призыв откликнулся один из духовных лидеров московского старообрядчества федосе-евского согласия, богатый купец старообрядец Илья Алексеевич Ковылин1. Он арендовал землю в районе села Черкизово и построил на ней больницу с приютом. Тогда же старообрядцы-поповцы организовали богадельню, приют, дом умалишенных и кладбище за Рогожской заставой. Веротерпимость императрицы-немки, требовавшей, «чтобы каждый поступал по предписанным государственным узаконениям» [24, с. 88], и трагическое положение горожан в дни эпидемии привели к тому, что ярые оппоненты официальной церкви, давние враги самодержца — старообрядцы — выполнили правительственный заказ на деятельное милосердие. В результате раскольники неожиданно получили высочайшее разрешение на создание в Москве собственных религиозных центров. Свершилось то, о чем за всю предшествующую историю борьбы властей со старообрядчеством невозможно было и помыслить. Вот на какие политические уступки оказалась способна идти императрица, дабы переложить финансовое бремя государственного призрения на чужие плечи! Екатерина II во благо российского народа строила систему государственного закрытого призрения по западному образцу с большим увлечением, но с весьма скромными бюджетными затратами, алкала благотворительных деяний купечества и дворян- 1 Ковылин Илья Алексеевич (1731—1809) — купец 1-й гильдии, один из известнейших деятелей староверия, благотворитель. Во время эпидемии чумы в 1771 г. выхлопотал высочайшее разрешение, дозволяющее старообрядцам устройство карантина для ухода за больными и кладбища для захоронения умерших. Впоследствии, после прекращения моровой язвы, это место было преобразовано в староверческую Преображенскую обитель. Ковылин имел обширные знакомства в среде русской интеллигенции, вельмож и государственных сановников. Неоднократно был представляем Екатерине II, Павлу I и Александру I. <...> На землях Преображенской обители Ковылин построил здания богаделен и часовен. Главным попечением Ковылина была забота о лучшем положении сирот и престарелых, призреваемых в богадельне, устройство общих бесплатных столов для ежедневного кормления неимущих, независимо от их вероисповедания. Своей заботой Ковылин считал и религиозно-нравственное воспитание детей-сирот в духе древлеправосла-вия. Этому своему начинанию он придал вид постоянного училища, в котором под руководством опытных наставников подростки, достигая более зрелого возраста, кроме общих дисциплин, обучались традиции переписывания книг в духе древнерусской книжности, солевому пению, иконописи [Ьйр://\у\у\\^Ыа§оуе5Тлп1о/ас1иШоп/]. ства, но не всякую филантропию поощряла. Так, не поддержала самодержица филантропические устремления масонов, которые в тяжелейшие времена голода (1787) помогали страдающим людям хлебом и деньгами, причем делали это не в силу традиционного русского нищелюбия, а стремясь насадить столь любезную монаршему сердцу благотворительность европейского толка. Сенатор И. В. Лопухин, архитектор В. И. Баженов, князь Н. Н. Трубецкой, другие члены масонского кружка «на свое иждивение воспитывали бедных молодых людей, учили их в школах и университетах». Близкий друг и единомышленник основателя общества Н. И. Новикова Г. М. Походяшин1, человек весьма зажиточный, имевший 60 тысяч годового дохода, истратил на благотворительность все свое состояние и умер в нищете. Вот, казалось бы, столь желаемые монархом примеры, на которых возможно воспитывать общество, формировать в нем европейское отношение к неимущим, увечным и больным. Увы, самодержец не терпит ничьих инициатив, довольствуясь собственными прихотями и замыслами. Филантропический порыв масонов одобрен императрицей не был, более того, понимался ею как вызов, как попытка покуситься на верховное милосердие, умалить исключительную монаршую заботу о несчастных подданных. В очередной раз отечественная история преподала урок: в России отношение к инвалидам может меняться исключительно волею первых лиц империи. «Просвещенная деспотия» видит необходимость в филантропии, но вершиться той надлежит в официально заданных рамках, исключительно в установленных формах, строго регламептировапно и, главное, с известными правительству целями. Государственная благотворительность не имеет ничего общего с традицией милости и милостыни, пе случайно филантропические акции сочетались с продолжением наступления на нищенство. Список ранее изданных карательных указов Екатерина II пополнила дюжиной собственных. Выходившие почти ежегодно постановления во многом повторяли друг друга, но по-прежнему оказывали малое влияние на происходящее. Почвенная Русь не меняла свои привычки: Бредут слепцы Калужскою дорогой, — Калужской — песенной — привычной, и она Смывает и смывает имена Смиренных странников, во тьме поющих Бога. М. И. Цветаева. «Стихи о Москве», 1916 Жесткими и последовательными законодательными мерами обрусевшая, по лишенная российского нищелюбия ученица Воль- Походяшин Григорий Максимович (1760—1820) — гвардейский офицер, мартинист и филантроп XVIII в. Сын уральского миллионера-горнозаводчика и откупщика. Тронутый речью Н. И. Новикова по поводу голода 1787 г., Походяшин, скрывая свое имя, передал ему более 300 000 р. для покупки хлеба и даровой раздачи его беднейшим жителям Москвы и подмосковных сел. Отдал в распоряжение Новикова все свое громадное состояние. ^; ^Л^р^у^ ЫшШ ^А^
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |