КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НННЮйШМИ мини 3 страница
После Петра Великого первые лица империи долгое время не включались в деятельную благотворительность, перестав при этом следовать правилам милостыни в духе идеалов православного благочестия. По настоянию Елизаветы Петровны Сенат издает указ «О воспрещении увечным ходить в Санкт-Петербург для прошения милостыни» (1758). Неужели властям не доставало предшествующих запретительных законов, счет коим исчислялся десятками? Оказывается, к написанию очередного рескрипта государыню понудила случайная и неприятная для нее встреча на улице. «Марта 10 дня усмотрено, что одна женщина просила милостыню, у коей все лицо в ранах изрыто и смотреть весьма противно, дабы таким увечным и гнусным отнюдь не допускать здесь в резиденции таскаться, и когда впредь усмотрятся, и ежели не имеют пропитания, в богадельни определять; чего ради оныя вновь от Сената стараться мужския и женския построить в Васильевском острову, только не на больших улицах и в таком месте, где бы знатного проезда не было, а о крепком смотрении, чтоб таковых гнусных и увечных отнюдь по городу бродить не допущали, в Полицию подтвердить» [28, т. 15, с. 189-190]. Со времен киевского князя Владимира вплоть до правления Петра I русский властитель считал в порядке вещей принимать по личной потребности либо обряда ради убогих калек в дворцовых палатах. Дочь реформатора православная государыня Елизавета в силу личной брезгливости запрещает «гнусным и увечным» (отталкивающего вида) людям появляться на главных улицах столицы, особенно там, где их могут встретить особо важные персоны. В 1748 г. Сенат издает указ «О невыдаче паспортов слепым, дряхлым и увечным крестьянам для прохода в Санкт-Петербург и в другие места под взысканием штрафа за невыполнение сего указа». Данный документ свидетельствует о том, что, по убеждению российских сенаторов середины XVIII в., слепота, физическое увечье могли служить причиной поражения человека в правах. Напомним, почти за сорок лет до выхода российского указа «О невыдаче паспортов слепым» незрячего английского математика Николаса Саундерсона избрали на должность профессора в Кембридже (1711). Ньютон счел возможным пригласить слепого к сотрудничеству, а парламент по рекомендации короля Георга II присвоить Саундерсону степень доктора права. В молодые же годы получать образование талантливому слепцу помогали и родители, и школьные учителя, и ученые-математики, и волонтеры из христианского колледжа. В Российской империи слепец оказался вне закона, Православная церковь не желала, да и не могла поддерживать его, поскольку собственных средств на это недешевое дело у нее не имелось, царская же казна, как мы убедились, помогать не предполагала. Более того, государство по-прежнему намеревалось решить задачу призрения калек и убогих за счет немилосердного обирания церкви. Правительство продолжало активную секуляризацию церковной собственности, так, именной указ «О новом устройстве управления монастырских и архиерейских имений» (1757) обязал духовенство на собственные средства немедленно приступить к учреждению инвалидных домов. В нарушение всех писаных и неписаных законов государство взыскивало немалый дополнительный налог с тех, кто до того исправно выплатил все, что с него причиталось. Мало того что очередной «милосердный» указ имел срок действия, направленный в прошлое, он предписал «остальное в Банк отдать, дабы процентами и ежегодными с монастырей порциями будущих в них отставных содержать» [28, т. XIV, с. 796]. Спустя три года Сенат вновь потребовал взыскать с церкви деньги на содержание инвалидных домов. Синод выступил с встречным предложением — отчислять ежегодно из экономических сумм по 300 000 рублей. Затяжной спор сенаторов с сидельцами из Синода убеждает, что средств на богадельни для гражданских увечных и калек власть не предусмотрела, указ априори оказался неисполнимым, система закрытого государственного призрения существовала исключительно на бумаге да в высоких чиновничьих помыслах. Наступлению на церковь сопутствовало усиление борьбы с юродством. И хотя в середине XVIII в. на Руси по-прежнему «фантастически велико было число дурачков и придуривающихся, приживал и нищих, живших в городах и ходивших по богомольям» [13, с. 152], ситуация для них менялась к худшему. Поха-бов-обличителей государство включило в круг политических врагов, диссидентов, в этом смысле действия российской бюрократии напоминают логику европейских судов инквизиции XVI в. На некоторых юродов раскольническая комиссия (1745—1757) заводит уголовные дела, за другими устанавливает полицейский надзор. Юродивый-обличитель и юродивый-сумасшедший одинаково отторгаются властью, вызывают у нее подозрение и неприязнь. Для людей, испытывающих к одержимым и бесноватым чувство сострадания, проявлять его публично становится небезопасно. Человек, на людях выказывающий сердоболие к юродивому, в глазах государства становится неблагонадежным. Простонародье, люди «подлого сословия», продолжают прислушиваться к бессвязной речи бесноватых, тогда как озабоченные карьерой представители «цивилизации» («просвещения») вынуждены сторониться их. В елизаветинскую эпоху власть декларирует необходимость организации светского призрения, пытается вновь навязать обществу западную модель благотворительности, но при этом не прилагает даже минимальных усилий к ее финансовому, организационному и кадровому обеспечению. Государыня ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами, не переходя к реальному строительству богоугодных заведений, которые без ее вмешательства появиться в России не могли. Трагическое рассогласование правительственных решений и общественных устремлений, указующих директив и исполнительской дисциплины, благих порывов и их финансового подкрепления становится характерной чертой развития светской благотворительности в России времен Елизаветы. Поворотные события в истории европейского призрения, как мы не раз убеждались, оказывались результатом консолидированных усилий государства, церкви (либо ее представителей) и интеллектуалов (врачей, педагогов, философов-просветителей), но их отголоски проникали по эту сторону границы как эхо неизвестных событий, как тексты на незнакомом языке. А потому письма Дидро «О глухих в назидание слышащим» и «О слепых в назидание зрячим», взорвавшие Париж, россияне пролистали спокойно и без особого интереса. В заочную дискуссию с французским философом из российских насельников мог бы вступить лишь профессор математики Георг Крафт1, сделавший по латыни доклад на диковинную тему «Могут ли цветы, известным, некоторым образом расположенные, произвести в глазах глухого человека согласием своим такое увеселение, какое мы чувствуем ушами из пропорционального расположения тонов в музыке» (1742). Впрочем, Дидро напишет свои «Письма» несколькими годами позднее, а в России изыски столичного академика никого не могли заинтересовать даже в шутку. Интерес к причинам, последствиям, методам лечения глухоты и обучения людей с нарушенным слухом мог возникнуть исключительно в научной среде, но к середине XVIII в. таковая в отечестве едва-едва зарождалась. Возобновила свою деятельность Петербургская академия наук, в Москве открывается университет (1755) 1 Крафт (КгапТ) Георг Вольфганг (1701—1754) — академик Петербургской академии наук (с 1727 г.), родом из Вюртемберга. В качестве инженера привлекался к строительству дворца изо льда — «Ледяного дома» (1739 г., архитектор П. М. Еропкин), возведенного по приказу Анны Иоанновны для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. с тремя факультетами (философским, медицинским, юридическим), правда, с немецкой по преимуществу профессурой. При университете учреждаются две гимназии: одна для дворян, другая для выходцев из прочих городских сословий. «Одна академическая гимназия в Петербурге, — писал об этом времени С. М. Соловьев, — три или четыре военных училища, две гимназии в Москве и одна в Казани — вот все средства, которыми располагало светское образование в России. Больше училищ завести было нельзя, ибо прежде всего негде было взять для них учителей...» [36, с. 479]. Упомянутый доклад Крафта, вполне возможно любопытный для академиков-иностранцев, не имел даже косвенного касательства к отечественным реалиям. Как мы знаем, предпосылкой индивидуального обучения глухих в Европе послужило развитие имущественного права, лишенный слуха человек мог получить наследство при условии владения устной и письменной речью. В самодержавном государстве, игнорировавшем гражданские права, где властелин при желании мог конфисковать имущество у любого, даже весьма знатного и влиятельного подданного, подооное произойти не могло не только при Елизавете, но и во времена ее преемников. В доказательство приведем историю принцессы Екатерины, внучатой племянницы императрицы Анны Иоанновны, дочери российской правительницы Анны Леопольдовны, потерявшей слух в восьмилетнем возрасте. В результате дворцового переворота (1741) Анна Леопольдовна вместе с мужем и детьми подверглась высылке. Ее несчастным наследникам позволят покинуть холмогорский острог только во взрослом возрасте! Среди высокородных арестантов все эти годы находилась и принцесса Екатерина1, перенесшая в четырехмесячном возрасте сотрясение мозга, — во время ареста родителей младенца уронили на пол, и вскоре девочка начала терять слух. Сохранилась письменная характеристика, данная ребенку офицером охраны: «Сложения больного и почти чахоточная, притом несколько глуха, говорит немо и невнятно и одержима всегда разными болезненными припадками, нрава очень тихого» [2, с. 197]. Во исполнение распоряжения Елизаветы «О необучении детей известной персоны грамоте до указу» (1750) отпрысков Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского2 официально никто не учил. Семья несколько десятилетий провела I! пределах острога, не имея контактов ни с кем, кроме находившейся при них бывшей фаворитки императрицы — фрейлины 1 Принцесса Екатерина Антоновна Брауншвейгская (1741 —1807) — дочь 2 Брауншвейг-Беверн-Люнебургский Антон-Ульрих (1714—1774) — принц. '.,. ■■■■:■.::.... 4йк .Ъ{^
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |