КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Азиатская часть Российской империи 1 страница. Французского профессора и его помощника»1
V. Ш ::5 I Г А.. ■ъ.^;л^ ь^*^* с;,-:«;'''-Ч.»>«.*.;: *%/
французского профессора и его помощника»1. Всего через пару лет после отъезда Гаюи никто не вспомнил имени великого тифлопедагога, с глаз долой — из сердца вон. Соотечественники не осознали грандиозности масштаба замысла парижанина, а потому при переводе института под патронаж ИЧО школу низвели до уровня дома призрения. «В заведение постановлено было принимать тех слепцов всякого возраста, которые лишены средств к своему пропитанию, и обучать грамоте и музыке способных к тому, направляя дарования их к существенной для них пользе и прославлению Бога и отвлекая от праздности; занимать их полезными и приличными физическому состоянию упражнениями». Отныне основной задачей института становится филантропическое призрение незрячих. Дело, безусловно, милосердное, но не имеющее ничего общего ни с замыслом Гаюи, ни с тем, что делалось в то время в европейских учебных заведениях для слепых. «Впрыгнув» по воле Александра I в круг стран — лидеров обучения незрячих, Россия через десятилетие откатилась в стан аутсайдеров. Пальма первенства перешла к уже упоминавшемуся провинциальному Варшавскому институту глухонемых, который с 1842 г. начал принимать незрячих детей. По прошествии более полутора веков не станем обсуждать правильность принятого варшавянами решения, тем более что подобное объединение глухих и слепых практиковалось в середине XIX в. некоторыми специальными школами Англии, Бельгии, Испании, Франции. Варшавский институт, в отличие от всех остальных дореволюционных российских специальных школ, являлся учреждением государственным и подчинялся в описываемый момент Министерству внутренних дел. Своей целью институт ставил подготовку слепых к самостоятельной жизни. Отделение, где учились слепые воспитанники, было весьма небольшим, так, в 1896 г. из общего числа пансионеров (253) слепых насчитывалось всего 35 человек. Приему подлежали дети в возрасте от 8 до 15 лет, обучение обходилось в 150—200 р. в год, правда, за малообеспеченных и особо одаренных воспитанников платил Варшавский магистрат либо местные филантропы. За шесть лет обучения предусматривалось дать курс, формально соответствующий программе трехлетней первой ступени городского училища. «Постановка учебной работы в Варшавском отделении, — пишет 3. И. Марголин, — стояла на довольно большой высоте. Все лучшие образцы западноевропейских школ слепых заимствовались этим отделением. Педагоги Варшавского отделения слепых обычно перед вступлением на работу, кроме общей подготовки, знакомились со школами слепых Франции, Германии и других стран. Помимо общеобразовательных предметов, слепых обучали музыке, пению и щеточному ремеслу. Девочки обучались рукоделиям. Главное вни- 1 Троицкий П. Исторический очерк совета Императорского человеколюбивого общества и подведомственных ему благотворительных учреждений. - СПб., 1898. - С. 465.
■Л ■,,.'.. ■'...■:;. ■лиЛ'' --■■л. -* ■■"•■■ ■-■'■ - »р*у%8«%^ мание уделялось музыке и пению, так как, по мнению администрации института, они лучше обеспечивают слепых в городе Варшаве, чем какие-либо ремесла. Здесь, несомненно, образцом послужил Парижский институт слепых, в котором к этому времени музыкальное обучение являлось основной формой профессиональной подготовки. После окончания курса слепые оставались в институте, где продолжали заниматься музыкой и ремеслом. По наступлению совершеннолетия воспитанники переводились в специально для них оборудованное при институте общежитие». [Марголин 3. И. История обучения слепых. — М., 1940. — С. 30]. Кроме Варшавского института, следует назвать еще одно заведение — московскую богадельню для слепых женщин1 (1846), которая, правда, не являлась учебным заведением, но заслуживает упоминания хотя бы потому, что других специализированных учреждений для незрячих на тот момент в России просто не существовало. Итак, отсутствие в первой половине XIX столетия динамики в развитии школьного обучения незрячих в России объясняется не столько антилиберальной внутренней политикой правящих монархов или позицией Министерства народного просвещения, сколько пассивностью общества в целом — население империи не находило смысла в организации обучения слепых. Со времени публичного выступления доктора А. И. Скребицкого на Втором съезде представителей профессионального и технического образования (Москва, 1896 г.)2, где он подверг резкой критике деятельность Попечительства о сле-пых в России, подобные упреки в специальной литературе стали общим местом. Но справедливы ли они в полной мере? В Германии и Англии к концу 50-х гг. XIX в. действовало 28 учебных заведений для незрячих, но они «по большей части были частными заведениями, и только спустя много времени их приняли в число общественных. Конечно, этих учебных заведений было недостаточно для обучения всех слепых, поэтому часто рекомендовалось отдавать слепых детей в начальные школы зрячих, а для учителей этих школ издавались руководства для обучения слепых» [33, с. 127]. Известный немецкий тифлопедагог Ф. Цех, анализируя историю обучения слепых в Европе, отмечает разобщенность, замкну- Богадельня открыта в 1846 г. на средства статского советника Андреаса фон Аллера. Размещалась в доме по Средней Пресненской улице, который согласно завещанию фон Аллера в 1847 г. перешел в собственность евангели-ческо-лютеранской общины при храме Апостолов Петра и Павла. В богадельню принимались бедные одинокие женщины, в том числе слепые, лютеранского вероисповедания. В 1847 г. в Москве возникает Попечительство о бедных людях евангелическо-лютеранского вероисповедания. 2 «Обзор результатов деятельности Попечительства о слепых в России за четырнадцать лет на основании его отчетов, с 1881 по 1894 г. (включительно). Речь, произнесенная 2 января 1886 г. доктором А. И. Скребицким на Втором съезде» [27].
^Шт 4 ■ 2, :
■.*...,. '•'''■^
тость образовательных учреждений: «Если бы школы слепых имели в то время возможность обмениваться мнениями, они, несомненно, объединились бы по многим спорным вопросам воспитания и обучения слепых. Но они работали каждая особняком, ревниво охраняя то, что было утверждено давностью и опытом» [33, с. 128]. По мнению авторитетного немецкого специалиста, кардинальные перемены пришлись на последнюю треть XIX в., когда «в области обучения слепых наступило заметное оживление». Отечественные учебные заведения для незрячих также были частными и не претендовали на выход в «число общественных» школ. Петербургский и Варшавский институты демонстрировали такую же обособленность и закрытость, что и их европейские собратья. И в России, и на Западе «заметное оживление в области обучения слепых» пришлось на последнюю треть XIX столетия. Процесс формирования отечественной сети учреждений для слепых протекал, подчиняясь общим с Европой закономерностям, но имел и некоторые национальные особенности. Общим можно считать резкое усиление общественного интереса к проблеме образования слепых, пришедшееся на последнюю треть XIX в. Особенность же в том, что либеральные реформы и внутриполитические изменения, обусловившие интерес просвещенной и экономически независимой части общества к организации разнообразных учреждений для глухих и слепых, стали возможными в России много позже, чем в известных нам странах-лидерах. Политическая оттепель конца XIX в., стремительный подъем экономики, увеличение численности обеспеченного населения вызвали оживление общественной деятельности в сфере помощи незрячим, в частности слепым детям. Если первые шаги на этом пути сделаны по единоличной воле монарха, если многие десятилетия жизнь учреждений теплилась благодаря ИЧО, то в конце столетия создание Мариинского Попечительного совета о слепых1 (1881) стало в известной мере ответом власти на инициативы снизу. Не появись на исходе века Мариинский совет, обязательно родилось бы попечительство с иным названием, но с аналогичными целями. Начавшийся процесс общественной деятельности в сфере помощи незрячим уже нельзя было остановить. Вот плоды либеральных реформ и светской благотворительности, вот дистанция, которую одолело сознание российского общества всего за 80 лет! Принципиальное различие благотворительных акций конца XIX в. заключается в том, что филантропическую инициативу перехватила прогрессивная и экономически независимая часть общества. События в России развивались тем же порядком, что и в Европе 1 Объектом особого милосердия и внимания ВУИМ всегда оставались детские приюты, о чем свидетельствует сам факт постоянного приращения их количества. Так, за период 1839— 1899 гг. ежегодно открывалось более двух приютов, к 1899 г. их насчитывалось 161. В состав ВУИМ входили особо интересующие нас попечительства — Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых и Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых. (в протестантских странах прежде всего), только там подобное случилось несколькими десятилетиями раньше. Парадокс России заключается в том, что училища для глухонемых и слепых детей возникли прежде, чем учебное заведение для детей элиты (Царскосельский лицей основан в 1811 г.), раньше, чем многие университеты1! Либеральные реформы и перемены в обществе по понятным причинам не могли не отразиться на жизни придворного (закрытого) института слепых. Еще в 1864 г. предполагалось преобразовать богадельню в учебное заведение, но в жизнь этот проект воплотился спустя пять лет (1869), еще через два года (1871) в стены учебного заведения допустили девочек и открыли для них отделение на 10—15 человек. Когда институтки повзрослели, попечители столкнулись с новой проблемой — их дальнейшим жизнеустройством. Учитывая, что многие девочки отбирались из Воспитательных домов, лучшим решением посчитали открытие при учебном заведении приюта (1888). «Призреваемых в приюте к 1897 г. было 17, хотя число вакансий по уставу, утвержденному в 1882 г., было 60. Плата за пансион составляла 250 р. в год. Никакой учебной работы в стенах приюта не велось. Таким образом, приют походил на обычную богадельню. Его отличие состояло лишь в том, что здесь призревались уже грамотные бывшие воспитанницы Императорского человеколюбивого общества» [11, с. 34]. Пока в Петербурге решали, что нужнее незрячим — обучение или призрение, в западных губерниях открылись два небольших учебных заведения для слепых (Гельсингфорс, 1865 г.; Рига, 1872 г.), ориентированные на немецкие образцы. Так, устроительница рижской школы И. Валентинович отправилась из остзейских земель не в православную столицу и не в католическую Варшаву или Париж, а в близкий по духу протестантский Кенигсберг. Рижский институт, естественно, не походил на столичный, но, подобно европейским, имел два отделения — общеобразовательное и музыкальное. Небольшая рижская школа (в 1885 г. ее посещали 24 ученика) безбедно существовала на щедрые пожертвования земляков и даже обзавелась со временем дачей с большим земельным участком. Первым городом, открывшим учебное заведение для слепых на исконно русских землях, оказалась Москва (1871), но и здесь не обошлось без западного влияния. Подавляющее большинство жителей Первопрестольной и в конце XIX в. воспринимало слепца как нищего, нуждающегося в призрении, и только. Однако среди тысяч москвичей нашелся тот, кто решился обогнать медленно текущее «российское время», этим подвижником оказался обер-пастор «Россия тогда имела 6 университетов (в Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Санкт-Петербурге), 48 гимназий и 337 школ. В гимназиях насчитывалось 5500 учащихся, в школах — около 30 000 человек. Университет и Дерпте был немецким до конца XIX столетия. Университет в Вильно до своего закрытия после Польского восстания 1831 г. был польским. Вместо него в 1833 г. в Киеве был открыт русский университет» [12, с. 185].
/..-...■; ■ - ..:>-.:■■.-.■■■ :.;:-- ■■"■■..■-■■*■':■: ' ■■■■■■■■:,:Щ: ■..: евангелическо-лютеранского храма Апостолов Петра и Павла1 епископ Генрих фон Дикгоф2.
На заре своей пасторской карьеры Дикгоф поддержал начинания глухого единоверца И.К.Арнольда (1860), всячески помогая тому открыть в Москве школу для детей, лишенных слуха. С тех пор Дикгоф старался во время частых зарубежных поездок посещать образцовые европейские благотворительные и учебные заведения для детей-инвалидов, дабы передавать новые знания землякам в Москве. Европейски образованный священнослужитель, хорошо знавший о существовании специальных учебных заведений за границей, не мог смириться с тем, что на его родине для детей-инвалидов делалось крайне мало. И если обучение глухих как-то начинало организовываться, то для слепых по-прежнему существовала только одна перспектива — нищенская сума. Священник-протестант решает открыть в родной Москве в дополнение к училищу глухонемых школу для слепых детей. К намеченной цели Дикгоф идет по-немецки плано- 1 Евангелическая лютеранская кирка Апостолов Петра и Павла была заложе 2 Дикгоф Генрих Генрихович фон (1833—1911) —епископ протестантской
• |Г**И: уу%#%^ СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
мерно и последовательно. Прежде всего он отправляется в ознакомительную поездку в ведущие учреждения Австрии, Германии и Швейцарии. Заграничное путешествие неожиданно сводит энтузиаста специального обучения с путешествующей в тех же краях императрицей Марией Александровной1. Дикгоф получает уникальную возможность не только побеседовать с государыней, но и посвятить высочайшую особу в свои планы. Императрица благосклонно восприняла прожект лютеранского священника и даже одобрила его инициативу. Окрыленный напутствием Марии Александровны, обер-пастор возвращается на родину преисполненный надеждами и направляет императрице докладную записку (1871). Документ содержит подробный отчет и проект организации специального обучения слепых в России. Тем временем в Москве все складывается как нельзя лучше, здесь открывается Международная политехническая выставка (1872), и Дикгофа, являвшегося членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, избирают председателем ее педагогического отдела. В этом разделе выставки предполагалось представить материалы по проблеме начального образования, а также по вопросам воспитания и обучения слепых и глухонемых детей. Готовя экспозицию, Дикгоф включает в нее ряд специальных руководств и пособий, изданных в Австрии, Англии, Германии, Франции, Швейцарии, а также две собственные брошюры — «О глухонемоте» и «О воспитании и обучении слепых детей». Небольшие по объему книжечки знакомили соотечественников с немецким опытом помощи детям с нарушениями слуха и зрения. Старания энергичного пастора заслужили внимание и одобрение со стороны Марии Александровны. Расценив похвалу императрицы как сигнал к действию, Дикгоф, мечтавший открыть училище для слепых, обращается к высокородным и известным землякам с предложением организовать в Москве особое Попечительное общество. Идею поддержали князья А. Б. Мещерский и Д. М. Голицын, братья П. П. и Д. П. Боткины, Г. И. Браун2, И.Ю.Давидов, В.Д.Коншин3, К. К. Шильдбах4, Д.Д.Шумахер, организовавшие так называемый Совет учредителей (1874). Члены совета незамедлительно подготовили проект устава Попечительства и, согласно строго действовавшим правилам, направили его на согласование в Министерство внутренних дел. Формально устав не 1 Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-Со- 2 Браун Густав Иванович (1827—1897) - врач-офтальмолог, профессор 3 Коншин Владимир Дмитриевич (1824—1915) — купец, фабрикант, филан 4 Шильдбах (ЗсЬлЫЪасп) Константин Карлович (?—1892) — купец родом
илш
___
вызвал возражений и был завизирован, но официальное разрешение содержало оговорку, тормозящую реальное дело. Правительство не возражало против открытия учебного заведения для слепых, но потребовало предварительно подготовить соответствующее помещение и собрать начальный капитал в 20 000 р. За два последующих года удалось найти лишь половину требуемой суммы, тем временем истек срок, отведенный на организацию училища. Только личное вмешательство московского генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова1 помогло добиться отсрочки. Столкнувшись с бюрократическими препонами, учредители создают Распорядительный комитет (1881)2, члены которого взяли на себя поиск средств и помещения под будущее училище. Для пропаганды своих идей комитет публикует и распространяет среди горожан брошюру, рассказывающую о целях и содержании будущей работы. «Делу мешали пессимисты, которые утверждали, что дети, лишенные навсегда зрения, по окончании курса обучения в заведении не смогут применять на практике приобретенные ими знания, не смогут своим собственным трудом добывать средства на пропитание. Они утверждали также, что школы для слепых детей из бедных крестьянских семей совсем не нужны, так как в дальнейшей жизни эти дети будут лишены того, чем заботливо окружили их в учебно-воспитательном заведении» [24, с. 7-8]. Комитет командирует в Германию Е. А. Фрезе3, «пожелавшую посвятить свою жизнь делу воспитания слепых детей, для изучения способов и приемов обучения слепых детей в западных стра- 1 Долгоруков Владимир Андреевич (1810—1891) — князь, московский ге 2 Почетным председателем Распорядительного комитета согласился 3 Полагаем, Е. А. Фрезе — дочь Фрезе Александра (Августа) Устиновича
ГЩтР ^; ■••/:-■■■ ■ СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
нах» [25, с. 8]. По возвращении госпожа Фрезе (так как школа все еще не была открыта) приступила к обучению слепых детей, находившихся в приюте принца Ольденбургского (открыто при богадельне Московского дамского попечительства о бедных). Тем временем Распорядительный комитет сумел собрать недостающую сумму, и, наконец, в 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв 20 воспитанников. Училище, разместившееся на арендованной площади дома Веры Ивановны Фирсановой1, состояло из двух отделений — школьного и ремесленного. Неудивительно, что московские энтузиасты, большинство из которых составляли лютеране или принявшие православие немцы, особый акцент сделали на обучение ремеслам. Они, как и первая попечительница всех благотворительных учебных заведений — императрица Мария Федоровна, важнейшим итогом обучения считали экономическую независимость и самостоятельность выпускников специального училища. Члены инициативной группы мечтали дать слепому возможность обеспечить будущую жизнь собственным трудом. Попечительное общество распространило свою заботу на детей, живущих преимущественно в Москве и Московской губернии, без различия вероисповедания и происхождения. Несмотря на многие субъективные и объективные причины, не позволявшие энтузиастам быстро исполнить намеченные планы, школа крепла. Уже через три года после создания она располагала необходимым оборудованием для книгопечатания шрифтом Брай-ля2 и начала издавать оригинальную, не уступающую европейским стандартам учебно-методическую литературу. Однако от момента представления Дикгофом докладной записки императрице Марии Александровне до реального рождения московского училища прошло одиннадцать лет. За это время на российском троне Александра II сменил Александр III, и просьбу, обращенную к одной императрице, исполнила другая — Мария Федоровна3. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику — Санкт-Петербургу. Там училище слепых удалось открыть годом раньше (1881). Энтузиаст-москвич пастор Генрих фон Дикгоф не 1 «Под учебно-воспитательное заведение комитет решил снять в аренду по 2 Система Брайля, опубликованная автором в 1834 г., не сразу была при 3 Мария Федоровна (Мария-София-Фредерика-Дагмар) (1847—1928) — мог конкурировать с энтузиастом-петербзфжцем действительным тайным советником К. К. Гротом, также увлекшимся идеей создания аналогичной школы. Столичное заведение для слепых, со человеком «знающим, деловым и в высшей степени благородным» [9]. Первоначальное воспитание Константин Грот получил дома под руководством матери, а затем поступил в Царскосельский лицей (1826)2. Карьера выпускника элитного лицея сложилась блестяще: чиновник Министерства внутренних дел, губернатор Самары, начальник Акцизного комитета Министерства финансов, главный управляющий канцелярии императрицы Марии Александровны. По долгу службы в канцелярии ВУИМ Гроту неоднократно приходилось знакомиться и с деятельностью Приказов общественного призрения, и с организацией государственной и частной благотворительности, и с горькой участью призреваемых. Грот сыграл огромную роль в проведении реформы российской пенитенциарной системы. В период работы в МВД Константин Карлович, детально 1 Латинские и начальные приходские школы появились в Дании
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |