Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание фонематического слуха и слухового внимания




Этапы фонопедической работы с больными мутационной дисфонией 127

Работа над стихотворными текстами помогает расши­рить диапазон голоса ребенка. В этот период предлагаются упражнения с переменой силы звучания, изменением высо­ты голоса. Такая тренировка позволяет избежать утомляе­мости голосового аппарата, которая может возникнуть при монотонной и монодинамической работе.

Для закрепления голосоречевых навыков можно исполь­зовать литературные произведения, предусмотренные школьной программой для каждого возрастного периода.

Нарушения голоса в период мутации. Особенности фо­нопедической работы / Метод, реком. МЗ РСФСР. — М., 1978—С. 7—15.


ДИСЛАЛИЯ*

М.Е. Хватцев

Методика воспитания нормального произношения...

«Фонематический слух» заключается «в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объеди­нять звуки, кладя в основу этого объединения одни (суще­ственные) и игнорируя другие (случайные) признаки звука».

Только при наличии его возможно четкое восприятие зву­ков речи и смысла отдельных слов.

При нарушении его происходит «распад единства звука и смысла, ведущий к отчуждению от смысловой стороны речи».

Нарушение фонематического слуха заключается в том, что акустически воспринимаемые тоны и шумы звуковой речи не осознаются как фонемы, слоги и слова нашей речи. Эти звуковые раздражители протекают вне второсигнальнои системы. В этом случае нарушена активная деятельность сенсорной стороны речи, благодаря которой осмысливают­ся и определяются, группируются и различаются звуки на­шей речи, т. е. физические звуки превращаются в фонемы.

Так как любая функция подчиняется общему принципу деятельности центральной нервной системы — теснейшей связи всех систем мозга, целостности его работы, то слух человека нельзя рассматривать только как функцию одного органа слуха (уха), т. е. как способность человека только слышать звучание, исходящее от разных предметов (пред­метный слух). Предметные слуховые восприятия связаны со зрительными, кинестетическими и пространственными вос-

* Составитель раздела Л.Г. Парамонова.


Методика воспитания нормального произношения... 129

приятиями. Эта связь играет огромную роль как в нормаль­ном формировании у ребенка «человеческого» слуха, так и в случаях речевых нарушений у него. Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы — фонематичес­кий слух.

Поэтому поражение только органов слуха, хотя бы и с цент­ральными его звеньями, еще не определяет полностью ха­рактера нарушения его функции...

Дефекты фонематического слуха происходят и вследствие задержки в развитии экспрессивной речи. В этом случае на­рушен проприоцептивный анализ (кинестезия) звуков речи. Фонема же — сенсомоторное единство, т. е. в ее формирова­нии участвует и кинестезия звуков. <...>

Нарушения музыкального слуха, развивающегося неза­висимо от остроты слуха, затрудняют усвоение словесных, фразовых ударений, интонаций и модуляций.

Следовательно, логопед должен при всех расстройствах речи тщательно учитывать изложенное о слуховой функции и применять соответствующие дифференцированные мето­ды и подходы, имея в виду, что любой речевой акт — сенсо­моторное единство.

Итак, помимо тугоухости, когда ребенок в той или иной степени плохо слышит любые звуки (о чем специально гово­рится в главе о тугоухости), у некоторых детей, даже при нормальной остроте слуха, наблюдается задержанное фор­мирование слухоречевых восприятий, иначе говоря, фоне­матического слуха и фонематического анализа, т. е. смыс­лового различения звуков речи.

Чтобы понимать речь окружающих, надо соотносить каж­дое слово с определенным содержанием (предметом, явлени­ем, соотношением их во времени, пространстве и т. п.). Для точности такой соотнесенности необходима и подобная соот­несенность отдельных звуков слова — фонем. Формирование слухоречевого восприятия ребенка в конечном счете приво­дит его к осмыслению каждой фонемы, как смыслоразличи-тельной единицы слова, например, звуков б, п, т, д, к, м, н в словах бочка, почка, точка, дочка, кочка, мочка, ночка.

<...> Хорошо произносит тот, кто хорошо различает от­дельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.