Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика воспитания нормального произношения






7) Попеременное поднимание углов
рта. При спокойном состоянии левой
половины рта поднимается правый
угол рта и обратно.

8) Нюхательное движение. При сжа­
тых челюстях верхняя губа несколько
поднимается, обнажая зубы, носо-губ-
ные складки резко выражаются.

9) Одновременное поднимание обо­
их углов рта. Поочередное поднимание
левой и правой щеки. Вдох носом, вы­
дох ртом.

10) Челюсти сжаты. Попеременное
поднимание углов рта:

а) с закрыванием соответствующего
глаза (поднимается вся щека);

б) без закрывания глаз, с минималь­
ным подниманием щеки.

Органы полости рта: 1 — мягкое нёбо (13, 14, 16); 2 — язычок (12); 3 — нёбные миндалины; 4 — язык; 5 — нёбно-глоточные дуги (15); 6 — нёбно-язычные дуги 7 — задняя стенка глотки; 8 — твердое нёбо.

Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы активной стороны.

Примечание. Если угол рта не поднимается, то при импульсах движе­ния к нему другой угол рта удержива­ется от движения пальцем, а недейству­ющий угол рта пальцами ритмично приподнимается.

11) Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание
носом.

12) Зубы и губы сомкнуты — поочередное опускание левого и правого
углов рта. Дыхание носом.

Упражнениями мы воспитываем раздельную работу левой половины лица от правой в его верхних, средних и нижних областях — в случаях резкой асимметрии лица. Упор — на западающую половину лица.

Гимнастика губ и щек.

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки
в Другую).

3) Втягивание щек в ротовую полость меж зубами.

4) Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед
хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти
сжаты.

5) Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в сторо­
ны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам,
а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся и, с, з,
п> б, м).

6) Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе
хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят с, з,и.

7) Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыка­
нием губ.



М.Е. Хватце>


8) а) Оскал, б) раскрыть рот с оскаленными зубами, в) сомкнуть челю­
сти, г) сомкнуть губы.

9) Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрывани­
ем губами обоих рядов зубов (п, б, м).

 

10) Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челю­
стях.

11) Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имита­
ция надувания мыльного пузыря (у, о).

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определенных мышц вовлекаются и со­седние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется лишь на одних губах, а все остальные мышечные группы остаются по возможнос­ти в покое.

12) При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта,
плотно прижимаясь к зубам.

13) Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно
сжатых челюстях.

14) Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы
(ф, в).

15) Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16) Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ; а) верх­
нюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю
поднять — норма.

17) Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы
(этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).

18) Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

19) Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее
при раскрытии рта (чмокание).

20) Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21) Вибрация губ (фыркание лошади).

22) Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми гу­
бами.

23) Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо —
сначала раздельно, потом слитно).

24) При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25) Такое же движение верхней губой.

26) При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх
к носу и вниз. Дыхание носом.

27) Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух
в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоих углам рта — сразу или поочередно.

Гимнастика языка

1) Высовывание языка наружу лопатой: языку придается плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался уг­лов рта. Вначале язык укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается меж-


Методика воспитания нормального произношения... 139

ду оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

а) произносится с вялым языком между губами бябя или мя-мя или
Же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) на­
распев тянут и, или улыбаются — язык расплывается.

2) Высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно
более заостренная форма.

Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к сред­ней линии рта и фиксируют его.

3) Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.

4) Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко
распластанный тонкий язык), жало (округлый, с заостренным кончи­
ком).

5) Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка
упирается то в верхние, то в нижние зубы.

б) Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание
возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок;
кончик языка становится незаметным.

7) Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8) Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, ка­
саясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз (к, г).

Если это движение не удается, то на первых порах корень языка под­талкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9) Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюс­
тях, а затем при раскрытых.

10) Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верх­
ние резцы скоблят по спинке языка.

11) Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

12) При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту
кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.

13) Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увели­
чением раскрытия их.

14) Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик
языка все больше и больше.

15) Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верх­
ней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам,
наконец, к носу и подбородку.

16) Такое же движение языка внутри рта за зубами касаясь кончиком
языка верхней десны (т, д). Если при загибаниях кончика языка рот
плохо открывается, следует воспользоваться роторасширителем или проб­
кой.

При сильно расширенных таким образом челюстях производится ука­занное упражнение. Иногда необходимо вначале проделать это движе­ние, загибая язык щипчиками или шпателем. Постепенно раскрывать



М.Е. Хватце,


8) а) Оскал, б) раскрыть рот с оскаленными зубами, в) сомкнуть челю­
сти, г) сомкнуть губы.

9) Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрывани­
ем губами обоих рядов зубов (п, 6, м).

 

10) Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челю­
стях.

11) Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имита­
ция надувания мыльного пузыря (у, о).

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определенных мышц вовлекаются и со­седние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется лишь на одних губах, а все остальные мышечные группы остаются по возможнос­ти в покое.

12) При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта,
плотно прижимаясь к зубам.

13) Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно
сжатых челюстях.

14) Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы
(ф, в).

15) Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16) Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ; а) верх­
нюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю
поднять — норма.

17) Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы
(этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).

18) Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

19) Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее
при раскрытии рта (чмокание).

20) Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21) Вибрация губ (фыркание лошади).

22) Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми гу­
бами.

23) Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо —
сначала раздельно, потом слитно).

24) При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25) Такое же движение верхней губой.

26) При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх
к носу и вниз. Дыхание носом.

27) Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух
в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоих углам рта — сразу или поочередно.

Гимнастика языка

1) Высовывание языка наружу лопатой: языку придается плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался уг­лов рта. Вначале язык укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается меж-


Методика воспитания нормального произношения... 139

ду оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

а) произносится с вялым языком между губами бя-бя или мя-мя или
же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) на­
распев тянут и, или улыбаются — язык расплывается.

2) Высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно
более заостренная форма.

Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к сред­ней линии рта и фиксируют его.

3) Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.

4) Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко
распластанный тонкий язык), жало (округлый, с заостренным кончи­
ком).

5) Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка
упирается то в верхние, то в нижние зубы.

б) Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание
возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок;
кончик языка становится незаметным.

7) Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8) Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, ка­
саясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз (к, г).

Если это движение не удается, то на первых порах корень языка под­талкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9) Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюс­
тях, а затем при раскрытых.

10) Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верх­
ние резцы скоблят по спинке языка.

11) Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

12) При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту
кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.

13) Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увели­
чением раскрытия их.

14) Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик
языка все больше и больше.

15) Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верх­
ней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам,
наконец, к носу и подбородку.

16) Такое же движение языка внутри рта за зубами касаясь кончиком
языка верхней десны (т, д). Если при загибаниях кончика языка рот
плохо открывается, следует воспользоваться роторасширителем или проб­
кой.

При сильно расширенных таким образом челюстях производится ука­занное упражнение. Иногда необходимо вначале проделать это движе­ние, загибая язык щипчиками или шпателем. Постепенно раскрывать





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.