Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Е. Хватцев. стабильное начертание буквы закрепляет звук в определен­ном произношении, преодолевая тем самым его динамич­ность





стабильное начертание буквы закрепляет звук в определен­ном произношении, преодолевая тем самым его динамич­ность, неустойчивость, а звук насыщает графический знак речевым содержанием и связывает с собою этот знак. После­дним предупреждаются ошибки в письме (пишут, как гово­рят). Вместе с тем артикуляция улучшает само письмо.

Само артикулирование или произнесение, хотя бы и несо­вершенное, как показал опыт логопедической работы с ране­ными в челюстно-лицевые области, содействует анатомичес­кому и функциональному восстановлению мышц и нервов речевых органов.

После достаточного упражнения на указанном материа­ле переходят к связному чтению, рассказу, заучиванию наи­зусть и декламации, чем и заканчивается логопедический курс. Конечная цель всей предыдущей работы — автомати­зация вновь усвоенного звукопроизношения. При закрепле­нии нормального произношения надо учитывать, что все исправленные звуки создаются за счет угасания старых, ко­торое в силу привычки к ним идет медленно; старое являет­ся тормозом нового. Вот почему постоянное и настойчивое требование правильного звукопроизношения и правильная речь окружающих являются необходимыми условиями зак­репления достигнутого успеха.

Воспитание всякого нового звука или коррекция его ве­дется по следующей схеме:

1. Развитие слухоречевого внимания, слухо- и зритель­
но-речевых дифференцировок, звукового анализа, фонема­
тического слуха.

2. Гимнастика органов произношения.

3. Артикуляция без произнесения звука.

4. Произнесение с записью произнесенного и чтением.
Упражнения проводятся в следующем порядке:

1) отдельные звуки (из двух парных звуков всегда надо
начинать с твердого глухого, но р начинают с мягкого).
Широкое использование звукоподобий: eee — вой ветра,
шшш — шипение на плите, ррр — рычание собаки и т. п.;

2) слоги прямые (открытые) — для фрикативных соглас­
ных, для взрывных — обратные (закрытые) и звукосочета­
ния (согласный между гласными — сначала одинаковыми,
затем различными). Прямой слог легче усваивается ребен-


Методика воспитания нормального произношения... 147

ком, но подчеркивать произношение взрывных согласных лучше в закрытых слогах;

3) слова (вслед за проработкой соответствующего слога)
с воспитываемым звуком в конце или в начале и, наконец,
в середине слова;

4) фразы и короткие изречения (потешки, прибаутки, по­
словицы, скоро- и чистоговорки, загадки), в которых возмож­
но чаще встречается данный звук в разных положениях;

5) связная речь (сначала стихи, затем проза), в которой
часто встречается изучаемый звук.

Примечание.

1. Во время произнесения отдельных фраз и связного текста необхо­
димо следить за дыханием.

2. Сначала дети все (гимнастика, артикуляция, произнесение) проде­
лывают совместно с логопедом, затем — вслед за ним и, наконец, по его
предложению самостоятельно.

Новый звук закрепляется и чтением. При этом на первых порах для обозначения приподнятого кончика языка предварительно над буквой ставится точка, при опущенном — точка под буквой.

3. Очень удобно при коррекции какой-либо артикуляции показывать
положения языка кистью руки: при с, з, ц кисть сгибается вниз (кон­
чик языка опущен); при ш, ж, ч ладонь горсточкой поворачивается квер­
ху (кончик языка кверху), кисть горбом кверху — язык горбом к нёбу;
повернутая кверху ладонь сжимается в кулак с отдергиванием руки на­
зад — оттянуть язык за зубы и т. д. Впоследствии достаточно вовремя
показать такой сигнал рукой, чтобы предупредить или быстро исправить
неправильный звук.

Данная схема не является обязательной во всех своих ча­стях для всех случаев неправильного произношения. Преж­де scero логопед пытается многократным четким произне­сением фразы или слова с изучаемым звуком вызывать У ученика правильное подражание. Лишь в случае неудачи такой попытки он переходит к работе по схеме. И здесь не следует связывать себя излишней пунктуальностью выпол­нения предложенной схемы: если при первых же упражне­ниях в том или ином разделе схемы оказывается, что уче­ник уже хорошо владеет данными движениями, то должно, не задерживаясь на них, переходить к следующим разделам.

Не следует долго задерживаться на шлифовке изолиро­ванных звуков и слогов. Добившись в основном правильной






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.