Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Е. Хватцев. внимательно прислушиваться к произносимому руководи­телем звуку-образцу и воспроизводить его, не глядя в зер­кало





внимательно прислушиваться к произносимому руководи­телем звуку-образцу и воспроизводить его, не глядя в зер­кало. Затем звук произносится самостоятельно с включе­нием в речь. <...>

Зрение является одним из важнейших естественных при­вычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие ана-томофизиологической связанности зрительных систем моз­га со слуходвигательными оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кож-но-мышечного чувства в артикуляторных аппаратах. Зри­тельный контроль не только уточняет, но и усиливает дви­жение. Особенно полезно производить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом.

Зрительная гимнастика является общепризнанным мето­дом воспитания не только артикул яторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений. Полезно также в про­цессе коррекции отдельных звуков показывать детям соот­ветствующие рисунки, схемы и муляжи артикуляции, еще лучше кинофильм. Помимо действия добавочного зритель­ного раздражителя, такой показ усиливает осмысление дан­ной артикуляции и оживляет занятие.

При коррекции согласных звуков, особенно мгновенных, рекомендуется начинать с шепотного произнесения, соче­тая их с гласным о. В этом случае лучше и правильнее вы­является звучание согласных и виднее сама артикуляция их. Из парных согласных сначала воспитываются глухие, как легче произносимые. Фрикативные согласные снача­ла включаются в открытые слоги (са, ша), а мгновенные и аффрикаты — в закрытые (an, ак, ач, ац), так как в этом положении они артикулируются более энергично и более четко.

При наличии искаженного звука важно, чтобы до получе­ния точной артикуляции воспитываемого звука проделыва­емая учеником работа носила в его глазах исключительно характер зрительно контролируемого целенаправленного механического упражнения, а не произнесения данного зву­ка как звука нашей речи, так как порочный слуходвигатель-ный стереотип старого звука будет подавлять вновь воспи­тываемый. Только после укрепления новых движений произносится данный звук как фонема.


Методика воспитания нормального произношения... 145

Если одного зрения и кинестетического ощущения посред­ством руки оказывается недостаточно, чтобы воспитать нуж­ное положение или движение языка, то прибегают к насиль­ственному приданию языку, губам или челюсти заданного движения при помощи пальцев, шпателя или соответствую­щих зондов. В результате много раз повторяющегося пассив­ного движения артикулирующего органа в конце концов че­рез сознательную коррективную работу самого ученика по методу условных рефлексов вырабатываются точные артику­ляции.

Дети ощущают кинестетическим чувством положение языка при артикуляции и звукопроизношении; эту чувстви­тельность и надо использовать для придания языку опреде­ленного положения. Особенно эффективен этот прием в тех случаях, когда тактильная чувствительность языка мало развита или же расстроена.

Усвоенные новые изолированные звуки включаются в раз­нообразные звукосочетания — сначала в слоги, затем в слова и фразы (благодарным материалом здесь являются послови­цы, поговорки и скороговорки). В этой стадии работы слух уже выступает как основной рецептор и контролер. Вначале полезно новые звуки включать в звукосочетания, непривыч­ные для ученика, избегая тех из них, в которых данные зву­ки произносились им неправильно в течение ряда лет. В этом смысле полезны слогоподобные сочетания бра, дра и т. п. и новые слова: этим смягчается уже отмеченная борьба старых (неправильных) установок с новыми.

С первых занятий по воспитанию фонематического слуха и правильной артикуляции звуки связываются с письмом (имеются в виду дошкольники старшей группы и школьни­ки). Вначале после вычленения звука из устного слова после­днее записывается логопедом на классной доске с выделени­ем изучаемого звука голосом, а буквы — цветом, размером или подчеркиванием. Ученик молча списывает таким же об­разом.

С момента овладения новым звуком, хотя бы и не вполне совершенным, ученик под диктовку записывает этот звук или соответствующее слово на классной доске и в тетради. Ис­пользуются буквы разрезной азбуки. Звук и буква (вернее — Фонема и графема) образуют взаимодействующее единство:






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.