Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Е. Хватцев. Воспитание дифференциаций движений органов речи




Воспитание дифференциаций движений органов речи

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу раз­нообразнейших артикуляторно-мимических движений язы­ком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффуз­ными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они игра-Ют роль гимнастики органов речи в естественных условиях 51СИзни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспи­тания нормальных движений звукопроизносительного алпа-Рат в случае расстройств их.




Последние заметно связываются в известных случаях с теми или иными нарушениями мимико-жестикуляторных движений, сопровождающих звуковую речь в качестве вспо­могательных выразительных средств и поэтому тесно фун­кционально спаянных с звукопроизношением.

<...> Из сказанного становится очевидной необходимость гимнастики не только артикуляторной, но в соответствую­щих случаях и мимико-жестикуляторной и вообще физкуль­туры. Помимо значения для воспитания произношения, раз­витие движений головы, лица (мимика), пантомимы в целом создает фон, обязательный для осуществления полноценной выразительной речи.

Важен учет особенностей возрастной моторики для выра­ботки методики логопедической гимнастики. Хотя коррек­цией общих, неартикуляторных, движений должны зани­маться ритмист и преподаватель лечебной гимнастики, все же логопед должен знать как физические особенности ребен­ка, так и систему детской физкультуры, потому что ему час­то за отсутствием указанных лиц приходится самому вести эти занятия.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфи­ческой гимнастики признан целым рядом известных теоре­тиков и практиков по расстройствам речи.

Недочетом прежних систем логопедической гимнастики является сугубый их формализм, механистичность, отрыв моторной функции от сенсорной, смысловой, от интересов ребенка. Практически этот метод состоял в том, что слож­ный нервно-мышечный двигательный комплекс данного зву­ка искусственно разлагался на отдельные свои двигательные элементы, каждый из которых изолированно подвергался гимнастической обработке. Постепенно двигательные эле­менты синтезировались в одно сложное движение, состав­ляющее нужную артикуляцию. Этот по существу правиль­ный метод следует «оживить».

Вся суть обучения правильным произносительным навы­кам заключается в воспитании точных, тонко дифференци­рованных и осмысленных звукосочетаний с одновре­менным развитием фонематического слуха. Предварительно при необходимости вырабатываются четкие целенаправлен­ные движения. Помимо дифференциации, важно развитие


Методика воспитания нормального произношения... 133

силы звукопроизводящих органов: для четкой артикуляции нужны сильные, упругие органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Логопедическая работа состоит из развития путем гим­настики дифференцированной работы артикулирующих ор­ганов речи, органов дыхания и голоса и, наконец, комплекс­ных речевых движений в процессе говорения.

Методика воспитания речевых движений строится на следующем принципе: работа звукопроизносительных ап­паратов развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сфор­мировавшиеся на базисе безусловных реакций, превраща­ются в речевые, в условные, сначала диффузные, а затем все более и более дифференцированные.

Занятия ведутся по схеме: вначале воспитываются дви­жения более грубые, диффузные (при открытой, например, гнусавости — поворачивание шеи, раскрывание и закры­вание рта, вдох и выдох). По мере усвоения учеником этой серии движений и достаточно четкой и сильной работы уп­ражняемых мышц переходят к выработке более дифферен­цированных движений в этой же области (дифференциров-ка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т. д.). Торможение не­правильных движений достигается, кроме использования зрения, введением в работу ритма: воспитываемые от­дельные движения ограничиваются определенной дли­тельностью и прерываются паузами такой же длительно­сти согласно отбиваемому рукой такту. В таком же роде ведется и воспитание движений собственно звукопроизно­сительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, го­лосовых связок, дыхательных мышц.

Гимнастика органов речи сначала проводится на подра­жании (совместно с логопедом, «сопряженно») и повторении за ним («отраженно») перед зеркалом. По овладении движе­нием оно проводится по словесному заданию логопеда сна­чала перед зеркалом, а затем без него.

Выработка правильных артикуляций улучшает не толь­ко произношение как таковое, но, что отмечено и Н.Х. Швач-киным, оказывает большое влияние и на фонематическое






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.