Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план курса




Наименование тем Всего часов В том числе лекц. практич, втз Форма контроля
1. Введение в предмет сценическая речь. Цели и задачи, стоящие перед педагогом. Разделы предмета и значение каждого из них. Современное состояние речевой культуры.          
2. Основы современного произношения. Фонетика. Литературные нормы. Акцентология. Орфоэпия и сценическая речь.          
3. Техника речи. Дыхание и голос. Анатомическое строение речеголосового аппарата. Упражнения на освоения диафрагмально-смешанного дыхания. Основы голосоведения.          
4. Особенности работы с голосом в период мутации. Методика проведения голосового тренинга.          
  Дикция. Артикуляционная гимнастика. Дикционный тренинг.          
  Строение артикуляционного аппарата. Функциональные недостатки и методы коррекции. Дикционные упражнения на гласные и согласные. Методика проведения дикционного тренинга.          
  Логика речи. Законы логики и правильное интонирование. Речевые звенья, логические паузы, логическое ударение, знаки препинания.          
  Фигуры речи. Логический разбор текста.          
  Порядок работы с текстом. Действенный анализ произведения. Словесные действия.          
  Порядок работы с текстом. Понятие перспективы и смысловое ударение.          
  Работа над стихотворным текстом. Основы теории стиха. Практическая работа со стихотворным текстом.          
  ИТОГО         тест 2 зачет 2,5

 

Краткое содержание курса

 

Тема 1. Введение в предмет сценическая речь. Цели и задачи, стоящие перед педагогом. Разделы предмета и значение каждого из них. Современное состояние речевой культуры.

В содержание первой темы включено знакомство слушателей с основными речевыми проблемами детей и подростков: логопедическая запущенность, орфоэпическая некомпетентность, ограниченный лексический запас, отсутствие риторических навыков с одной стороны; с другой – психологические зажимы и речевые «маски». Целью предмета сценическая речь для детского коллектива не является профессиональная подготовка в творческие ВУЗы. Цель, скорее, культурологическая – речевое развитие ребенка, формирование эмоционального и сознательного отношения к слову, как средству самовыражения. Также в данной теме предполагается обзорное знакомство с разделами предмета и конкретными задачами, стоящими перед педагогом, о значении каждого раздела в речевом развитии ребенка. Значение этой темы в общей структуре программы в большей степени мотивационное, задающее направление в работе и показывающее перспективы.

 

Тема 2. Основы современного произношения. Фонетика. Литературные нормы. Акцентология. Орфоэпия и сценическая речь.

В начале второй темы предполагается краткая историческая справка о становлении орфоэпической нормы в конце 19 века. Почему именно московский говор лег в основу литературной нормы, и о существовании двух орфоэпических школ: московской и ленинградской (петербургской). Правила современной литературной орфоэпической нормы: произношение гласных и согласных звуков, на чем основана мелодика русской речи, некоторые акцентологические правила (постановка ударений), наиболее распространенные ошибки в акцентологии и фонетике, территориальные нормативные отклонения (говоры). Динамика изменения нормы в 20-м веке и ее отражение в словарях. Справка о наиболее необходимых словарях и работа с ними. Использование различных временных орфоэпических норм в театральных постановках с целью создания определенной атмосферы. Основное внимание в данном разделе уделено норме орфоэпической, как наиболее важной в театральной работе. При постановке цели более глобальной – речевое развитие личности, педагогу необходимы знания и других норм – грамматических и лексических, которые в этом разделе даются обзорно. Важная часть темы: практические занятия, игры и упражнения с детьми, позволяющие сформировать их речь в соответствии с литературной нормой. Варианты практических заданий и методики их проведения с детьми заканчивают изучение данной темы.

 

Тема 3. Техника речи. Дыхание и голос. Анатомическое строение речеголосового аппарата. Упражнения на освоения диафрагмально-смешанного дыхания. Основы голосоведения.

В начале третьей темы даются краткие сведения об устройстве речеголосового аппарата и особенностях его развития у детей в разных возрастах, о профилактике и гигиене голоса. Анатомические знания позволяют правильно подобрать и точно провести в определенной последовательности упражнения для дыхания и голоса. Основное содержание третьей темы осваивается слушателями практически – в виде тренинга: Блок упражнений на освобождение мышечных зажимов позволяют подготовить свой речевой аппарат к занятию. Для звучащей речи (особенно сценической) осваиваются различные типы фонационного дыхания, дается ряд упражнений по тренировке мышц вдоха-выдыха, и мышц голосовой опоры. Упражнения на распределения дыхания особенно важны в сценической речи. Варианты упражнений даются в статике и динамике; с внутренней речью, с использованием тренировочных текстов разных уровней сложности, осваиваются речевой и напевный ходы проведения речеголосовых упражнений. Основы голосоведения совмещаются с дыхательными упражнениями, так как проведения отдельных голосовых упражнений для детей и подростков представляется нецелесообразным. Параллельно с освоением диафрагмально-смешанного дыхания дается понятие «центрального» голоса и упражнения по его развитию. Резонаторный массаж, как основное средство развития силы и звучности голоса. Самостоятельно осваивая упражнения данного раздела, слушатели осваивают и методику их проведения в своих коллективах.

 

Тема 4. Особенности работы с голосом в период мутации. Методика проведения голосового тренинга.

Очень важная тема для педагогов, занимающихся речеголосовыми тренингами с детьми разных возрастов. В начале четвертого раздела дается понятие «голосовая мутация», возрастные особенности мутации у девушек и юношей, признаки мутации, и что происходит в это время с голосовым аппаратом. Какие упражнения противопоказаны в этот период, а какие, наоборот, необходимы. Роль укрепления мышечной и дыхательной системы в мутационный период. Речевой ход проведения речеголосовых упражнений, как наиболее предпочтительный в мутационный период. Индивидуальный подход при выборе упражнений для речеголосового тренинга.

 

Тема 5. Строение артикуляционного аппарата. Функциональные недостатки и методы коррекции. Дикция. Дикционные упражнения на гласные и согласные Артикуляционная гимнастика. Дикционный тренинг. Методика проведения дикционного тренинга.

В начале пятой темы даются общие сведения о строении артикуляционного аппарата и его возрастных изменениях. Органические и неорганические патологии артикуляционного аппарата и дикционная небрежность. Возможные способы дикционной коррекции педагогом не логопедом. Формирование правильного дикционного навыка при проведении речевых тренингов. Элементы артикуляционной гимнастики для снятия мышечных зажимов с речевого аппарата. Упражнения для губ, языка и челюсти. Методика проведения артикуляционной гимнастики с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дикционный тренинг включает в себя правильную постановку и отработку гласных и согласных звуков в различных слогах и словосочетаниях, скороговорных текстах и стихотворных текстах. В данной теме предусмотрены практические занятия со слушателями по освоению артикуляционного и дикционного тренинга и методике его проведения с детьми. Усваивается последовательность проведения и усложнение задач. Наряду с дикционными упражнениями, предлагается целый ряд речевых игр. Игры помогают быстро и эффективно сформировать верный дикционный навык

 

Тема 6. Логика речи. Законы логики и правильное интонирования. Речевые звенья, логические паузы, логическое ударение, знаки препинания. Фигуры речи.

В шестой теме теоретические основы сочетаются с практикой. Даются определение логики звучащей речи и определения основных понятий: речевое звено(такт, синтагма) и логическая пауза – как смысловая основа текста. Паузы остановки и интонационные паузы. Проводится практическая работа по выделению их в учебных текстах. Знаки препинания и разнообразие их интонирования в устной речи. Основные законы логики речи – закон нового понятия, закон противопоставления и сравнения, закон перечисления. Наиболее значимые правила звучащей речи. Изучение законов и правил практическое – на учебных текстах. Понятие логического ударения. Тактовое, фразовое логическое ударение и ударение главное. Правила постановки логических ударений. Антитеза и градация – основные фигуры речи.

 

Тема 7. Порядок работы с текстом. Логический разбор текста. Действенный анализ произведения. Словесные действия. Понятие перспективы и смысловое ударение.

После освоения элементов сценической речи, в седьмой теме предлагается практическая работа с художественным прозаическим текстом. Определение темы и идеи, сверхзадачи. Ученик должен понимать, что он читает, зачем и что он хочет сказать слушателям. Проводится логический разбор текста для выявления авторской мысли. Действенный анализ произведения, необходимый для определения событийного ряда, перспективы и смысловых акцентов. Завязка, кульминация, развязка. Основной конфликт и стороны конфликта. Понятие словесного действия, как основного элемента сценического искусства.

 

Тема 8. Работа над стихотворным текстом. Основы теории стиха. Практическая работа со стихотворным текстом.

В восьмой теме большой по объему теоретический материал объединяется с практическим освоением. Природа стихотворной речи, отличие стиха от прозы. Ритм – важнейший компонент стиха. Повтор – основа стихотворного ритма. Понятие строка и строфа. Виды строф от двустишия до сонетной формы. Вольный стих, белый стих, раешник. Классификация рифм: по ритму, по звуковой акустике, по положению в строфе. Системы стихосложения: тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Основные размеры стиха: двусложные - ямб и хорей и трехсложные – анапест, дактиль и амфибрахий. Виды стихотворных пауз - интонационно-логическая пауза, структурно-метрическая пауза: стиховая, пауза переноса («зашагивание»), большая цезура в стихе, малая цезура. Теория временной компенсации в звучании стиха. Звукопись. Инверсия – как выразительное средство.

 

Тема 9. Принципы создания литературно – художественной композиции.

Данная тема осваивается теоретически. Понятия литературная композиция, монтаж, инсценировка. Особенности композиции в отличии от спектакля – общение с залом, единство сценического времени и действия, действие через киноленту «видений». Выбор темы и отбор материала. Драматургия композиции. Виды монтажа. Внеречевые средства выразительности: пластика и мизансцена, музыкальное решение, реквизит.

 

Методические рекомендации и пособия

В развитии техники речи и дикции рекомендуется комплексный подход к работе над словом. Упражнения разных блоков пересекаются между собой, и нет необходимости выполнять все упражнения каждого из блоков, можно совмещать их, но каждый раз необходимо контролировать выполнение одной конкретной задачи. Дыхательные упражнения совмещаются с упражнениями дикционными и упражнениями по логике речи.

Курс построен по принципу: от простого к сложному, по мере освоения упражнений. По этому принципу построена и работа в тренинге, и работа с текстами.

С учетом этого подхода формируется работа в тренинге по технике речи. Теоретическая часть курса включает темы, связанные с работой с текстом. Здесь идет речь о работе с учебным текстом и законченной творческой работой. В качестве пособий рекомендуется пользоваться следующими изданиями: Сценическая речь (под редакцией И. Козляниновой, И. Промтовой), - М.: Просвещение, 2000 г.

Контрольные задания

1. Самостоятельно по блокам: освобождение мышц; дыхательные упражнения; упражнения на резонаторы; упражнения на опору дыхания; распределение дыхания; основы голосоведения; упражнения на голосовой посыл; артикуляционная гимнастика; дикционный тренинг; речевые игры, - провести тренинг.

2. Проконтролировать правильность выполнения упражнений членами учебной группы.

3. Прокомментировать смысл выполняемого упражнения.

 

Литература

1. Станиславский К. С. – Собрание сочинений в 8 т. – М.: Искусство, 1955 – т. 3

2. Сценическая речь (под редакцией И. Козляниновой, И. Промтовой), - М.: Просвещение, 2000 г.

3. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977 г.

4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение ударение. Граматические формы. (Под редакцией Р. И. Аванесова, - М. Русский язык, 1985 г.

5. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, - М.: Просвещение, 1974 г.

6. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, - III-е издание, - М.: ВТО, 1970 г.

7. Артаболевский Г. В. Художественное чтение, - М.: Просвещение, 1978 г.

8. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер., - М.: Советская Россия, 1983 г.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.