Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 229—270




Советский философ Д. И. Дубровский представляет второй подход к проблеме идеального: идеальное присуще только сфере субъективного мира человека. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами и есть субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов. В этом смысле идеальное непреложно объективировано. Идеальность есть су­губо личностное, психическое явление, субъективное переживание; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных лич­ностей.

Третий подход — уходящая своими корнями в античность традиция, родоначальником которой считается Платон. Платон онтологизирует «идеи» (нормы культуры), придает им физический статус; реальный мир — лишь бледная копия мира идей. Важным свойством «идеально­го» является совершенство; оно выступает как образец, идеал, который существует сам по себе, но во всей своей полноте не реализуем в одном чувственно-воспринимаемом явлении. Все множество идей представ­ляет единство.

Советский философ Михаил Александрович Лившиц (1905—1983) оп­ределяет идеальное как объективный предел совершенства природных и общественных процессов и предметов. Совершенные образцы существу­ют в природе. Это и есть идеальное как положительная ценность, которая влияет на формирование общественных вкусов. Природные образцы или идеалы в ходе человеческой практики отражаются в понятиях нашего мышления. Существо подхода — идеальное целиком на стороне объекта.

Сказать, что в природе есть идеальное в виде «естественных преде­лов» или сказать, что в ней каждая вещь имеет свою собственную «форму и меру», по-моему, одно и то же. Мысль о том, что процесс исторической чувственно-предметной практики людей раскрывает в природе ее «чис­тые», не замутненные всякой случайностью объективные формы, есть мысль верная, но она совершенно не вяжется с другой мыслью, согласно которой идеальное присуще только человеческому миру. Историческая практика людей — путь к сердцу природы, и в этом смысле человек есть объективная мера вещей. <...>

<...> идеальное существует не только в человеке, не только в обще­ственной деятельности, не только в предметных воплощениях обще­ственного сознания, но и в природе, и в социальных процессах, и в жиз­ни личности. Общественное так же может быть объективным, как луна, как природа, и существующее в нем идеальное не есть воплощение со­держимого нашей головы или коллективного мышления, а объективно идеальное, такое же, как в природе. Только на этой основе возможны символы, закрепляющие в словах, статуях и других воплощениях челове­ческого духа идеальное содержание самой действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.