Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энгельс Ф. Материалы к «Анти-Дюрингу». М., 1988. С. 400, 401




Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 42, 43

Ламетри Ж. О. Трактат о душе // Соч. М., 1983. С. 58— 60.

Понятие материи в марксизме сконцентрировало в себе его проме­жуточное положение в процессе перехода к новому, неклассическому типу философствования, к новой онтологии. Фридрих Энгельс в онтологическом определении материи (в мире нет ничего, кроме движущей­ся материи) делает акцент на материальном единстве бесконечного мно­жества существующих в мире объектов и систем, связей, отношений, форм движения. Особенность его понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но так­же и свойства и отношения этих предметов. С этой стороны материя есть субстанция. Материя как субстанция вечна, несотворима, неуничтожима, неисчерпаема и бесконечна.

Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпо­сылка его единства, ибо сначала мир должен существовать прежде, чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное един­ство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием фило­софии и естествознания.

Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объеди­няем их, как телесно существующие под понятием материя. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не яв­ляется, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда есте­ствознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как та­ковую и свести качественные различия к чисто количественным разли­чиям, образуемым сочетанием тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец — мле­копитающее как таковое, газ как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. Как доказал Гегель, это воззрение, односторонняя математическая точка зрения, «согласно которой материя определима только количественным образом», есть «точка зрения французского материализма XVI11 в.». Она является воз­вратом к Пифагору, который рассматривал число, количественную определенность как сущность вещей.

В рамках механической картины мира, господствовавшей в естествознании в XVII—XIX вв., подвергались абсолютизации известные механические законы движения, физические свойства и состояния материи. Они распространялись как на микромир, так и на все мыслимые пространственно-временные масштабы Вселенной. Единство мира понималось как однородность и единообразие его строения, как бесконечное повторение одних и тех же звезд, планет и других известных форм материи, подчиняющихся вечным и незыблемым законам движения. Но природа оказалась гораздо сложнее, чем думали многие физики и философы.

В науке классический период завершается к концу XIX в., когда впервые ученые начинают ставить под сомнение базовые установки ньютоновско-картезианского мировидения, ранее рассматриваемые как аксиомы. Процесс зарождающегося сомнения в непреложности атомистской Вселенной сопровождался рождением новых научных моделей. Во второй половине XIX в. исследованиями Джеймса Макс­велла (1831 — 1879) были установлены законы изменения качественно новой по сравнению с веществом формы материи электромагнитного поля. Рудольф Клаузис (1822—1888) открыл закон «возрастания энтро­пии». Основы статистической физики были разработаны Людвигом Больцманом (1844—1906), статистической механики — Джозайей Гиббсом (1839—1903). Эти законы оказались несводимыми к законам клас­сической механики.

С особой силой все слабости и противоречия представлений о материи как единой, неизменной первооснове мира выявились на рубеже XIX—XX вв. Тесная связь учения о материи с научными представлениями своего времени оказалась роковой для него. Развитие естествознания со всей очевидностью показало, что претензии философии на роль универсального познания, имеющего в своей основе теорию субстанции, необоснованны. Те качества вещей, которые в XVI1 —XVI11 вв. рассматривались как субстанциальные (конфигурация, протяженность, весомость), на самом деле лежат на поверхности нашего освоения мира и почти ничего не могут нам дать для объяснения более сложных материальных закономерностей. Идеалисты, прежде всего представители эмпириокритицизма, истолковали революционную ситуацию в физике как кризис и даже как крушение материализма в целом, который они отож­дествляли с механическим пониманием природы. Радиоактивный распад атомов они истолковывали как «исчезновение» материи, превращение материи в энергию. Поэтому появилась необходимость и было выработано новое теоретико-познавательное определение материи как философской категории, которое делает главный акцент на возможности познания мира и позволяет выделить особый мир — субъективную реальность.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.