Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18. С. 275, 217, 278




Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм //Полн. собр. соч. Т. 18. С. 731.

«Материя исчезает» — это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже, исчезают свойства материи, которые казались раньше абсо­лютными неизменными, первоначальными (непроницаемость, инер­ция, масса) и которые обнаруживаются как относительные, присущие некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» мате­рии, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, — существовать вне нашего сознания <...>.

«Сущность» вещей или «субстанция» тоже относительны; они выра­жают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относи­тельном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее су­ществования вне сознания и ощущения человека и отличает диалекти­ческий материализм от релятивистского агностицизма и идеализма.

Квантовая механика, основателем которой был великий физик XX в., датчанин Нильс Бор (1885—1962), наряду с теорией относительности Эйнштейна, является второй магистральной физической теорией, фундаментально нарушающей аксиоматическую беспроблемность ныотонианства. Открытия Бора, сделанные на основании развития идей Макса Планка (1858—1947), привели к тому, что обнаружилась не только отно­сительность законов классической механики (отсутствие абсолютного времени и пространства), но и неприменимость принципа «причинности», детерминированности физических процессов на атомарном и субатомарном уровнях. Луи де Бройль по этому поводу утверждает: «Абсолютный детерминизм классической физики в значительной мере поко­ится на понятиях пространства и времени. Приведя к глубоким измене­ниям во взглядах на пространство и время, теория относительности, тем не менее, сохранила принцип классического детерминизма. Совершенно иначе обстоит дело в квантовой механике. Отвергая точное пространственно-временное описание явлений, во всяком случае, явлений масштаба атома, она отвергает также и принцип классического детерминизма в его старом смысле. Невозможность одновременного определения точного положения микроскопической системы и ее динамического состояния, вытекающая из существования кванта действия, приводит к тому, что никакие последовательно проводимые измерения систем атомного мира не дают возможности определить все детали процесса, позволяющие согласовать результаты этих измерений с принципом классического детерминизма. Действительно, современная квантовая теория дает возможность определить только вероятностные законы, позво­ляющие по результатам первого измерения указать вероятность того, что при последующем измерении будет получен тот или иной результат. Эта замена точных законов вероятностными при описании микромира связана, конечно, с тем, что в этой области нельзя применить обычные представления о пространстве и времени. Для объектов же макро мира эти представления оказываются <...> справедливыми. Вероятност­ный характер законов квантовой теории при этом исчезает и принимает вид достоверных однозначных законов, и принцип классического де­терминизма вновь вступает в силу. Из всего этого следует, что в теорети­ческой физике произошел существенный переворот в тот момент, когда стала очевидна необходимость учитывать квант действия» (Бройль Л. Революция в физике. М., 1965. С. 132).

Все это подводило Н. Бора к важнейшему обобщающему утвержде­нию, которое нашло окончательное выражение в сформулированном им философско-гносеологическом определении материи как совокупнос­ти квантовых полей, единого квантового поля.

Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901 — 1976), лауреат Нобелев­ской премии 1932 г., утверждает, что признание материального суще­ствования атомов пережило несколько образов своей предметной дан­ности. Смену предметных образов атома можно признать вполне зако­номерной и естественной при непрекращающихся в течение XX в. от­крытиях в области элементарных частиц. Трудность Гейзенберг усмат­ривает в другом. Атомистическая теория, как известно, несла и несет на себе мировоззренческо-методологическую нагрузку, выступая в качестве субстратного обоснования мира. Однако эмпирическая реальность на­уки расходится с ее теоретической потребностью, смыкающейся с фи­лософской, выйти за пределы научного опыта и обосновать уже сам опыт целиком (о чем писал Кант). Атом из физически наличного и делимого превращается в метафизическое понятие, в неделимую математичес­кую точку, с помощью которой объясняют строение мира.

Теория относительности и квантовая механика в XX в. развивались параллельно. В основе такого положения дел, возможно, лежит отсутствие консенсуса в дискуссии между первыми фигурами обеих школ — Альбертом Эйнштейном и Нильсом Бором.

Одним из первых сочетать эти самостоятельные направления — теорию относительности и квантовую механику — применительно к термодинамике неравновесных процессов начал Илья Романович Пригожин. Ученый предельно ясно осознает задачу отхода от парадигмы классической научности и сближение физики с теми дисциплинами, которые оперируют с более целостными представлениями — такими, как «жизнь», «организм». Он считает, что неравновесные системы могут служить переходным этапом между механическим представлением о природе и необъяснимостью жизни.

В некотором смысле, мы переходим от геометрического взгляда на природу к более живому взгляду рассказчика. В своей книге «Конец определенности» я воспользовался сравнением с Шехерезадой. Шехерезада рассказывает одну историю за другой, прерывая себя только для того, чтобы поведать еще более увлекательную историю. А в нашем случае мы имеем космологическую историю, внутри которой разворачивается история о веществе, внутри которой, в свою очередь, идет повествование о жизни и следует наша собственная история.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.