Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №22 Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи




Формы бытия. Пространственно-временные характеристики бытия

В отдельных направлениях филос. и в класич. физике пространство и время отделялись от материи рассматрив. как самостоят. сущности или внеш. условия сущ. движения вещей. Диалект.-матер. исход. что пространство и время явл. атрибутами материи, формами ее бытия характеризуют материю в единстве.

Пространство – филос. категория которая выражает протяженность, взаимное расположение матер. объектов и их элементов (частей). Время – филос. категория которая выражает продолжительность существования бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного существования. Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.

Всеобщие свойства: –объективность и независимость от сознания человека, – их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, – количественная и качественная бесконечность,– вечность.

Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространство связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.

В истории философии сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время – к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель).

 

 

Первые представления о материальном мире содержатся практи­чески во всех древних философских воззрениях. В древнеиндийской философии существовал термин «пракрити», означавший «материя», «природа». В древнекитайской использовались термины: «материаль­ный хаос», «инь» — тяжелые и темные материальные частицы «женского» начала; «ян» — легкие и светлые материальные частицы «мужского» начала.

Развитие представлений о материальном бытии пережило несколько образов предметной данности, одна из которых представлена, в част­ности, атомистической моделью. Смену предметных образов материального бытия можно признать вполне закономерной и естественной при непрекращающихся открытиях в области изучения строения физи­ческой реальности.

Выдвинутая Левкиппом и Демокритом (V в. до н. э.) и развитая в дальнейшем Эпикуром (III в. до н. э.) и Лукрецием Каром (I в. до н. э.) атомистическая (наглядно-чувственная и вещественно-субстратная) мо­дель материи была лишена недостатков учения о четырех вещественных «первоначалах» и учения об апейроне, не обладавших необходимой все­общностью и устойчивостью и допускавших многозначные толкования. В этой модели допускалось существование первичных простейших частиц, которые несотворимы и неразрушимы, находятся в непрерывном движении, различаются по весу, форме и взаимному расположению в телах. Считалось, что различие качеств тел определяется различиями в числе составляющих тела атомов, их формы, взаимного расположения и скорости движения. Число атомов во Вселенной бесконечно. Вихри образуют звезды, подобные Солнцу, планеты, а благоприятные сочетания атомов приводят к возникновению живых существ и самого человека.

В атомистической теории впервые был выдвинут в конкретной и определенной форме принцип сохранения материи как принцип нерушимости атомов. Из идеи сохраняемости и абсолютности материи необходимо вытекало положение о вечности и бесконечности мира, первичности материи по отношению к сознанию человека, о закономерной обусловленности всех явлений в мире. Убеждение в материальности мира, в подчинении всех явлений необходимым законам природы создавало у представителей атомистического материализма уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, в его способности последовательно объяснить все явления в мире. Ниже приводятся взгляды Аристотеля и Лукреция Кара на материю и ее свойства. Аристотель признает объективное существование материи, считает ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Она не возникает из ничего, не может увеличиться (уменьшиться) в количестве. Но сама по себе материя инертна, содержит лишь возможность возникновения многообразия вещей, как мрамор содержит возможность возникновения различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму, благодаря которой вещь становится действительной.

 

Ведь если бы она возникла, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникла, но как раз в том и заключается ее природа, так что (в таком случае) она существовала прежде (всего) возникновения. Ведь я называю материей первичный субстрат каждой (вещи), из которого (эта вещь) возникает не по совпадению, а потому что он ей внутренне присущ. А если (материя) уничтожается, то именно к этому субстрату она должна будет прийти в конце концов, так что она окажется исчезнувшей еще до своего исчез­новения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.