КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пригожий И. Р. Постижение реальности // Природа. 1998. № 6. С. 13
Новая физика имеет своим объектом живую, подвижную энигматическую Вселенную, где, помимо видимых пластов, существуют тайные резервуары субстанции. Материя, приближаясь к скорости света, исчезает, превращается в движение, в чистое время. Больше движения — меньше бытия. Субстанциализм вытесняется реляционизмом. Современный американский физик Фритьоф Капра сделал попытку философски обобщить те процессы, которые происходят в современном естествознании. В книге «Время перемен» он приходит к выводу, что в ходе XX в. естествознание почти полностью освободилось от наследия Ньютона, Декарта, позитивизма, эмпиризма и рационализма, и вплотную подошло к холистскому пониманию реальности. Капра утверждает, что «новая парадигма» современной физики находится «в полном соответствии с теориями мистиков всех времен и традиций» (Капра Ф. Время перемен. М., 2001. С. 77), в соответствии с которыми субъективное выступает в качестве объяснительного принципа по отношению к физическому, а не наоборот. Это означает, что не физическое лежит в основе психического и объясняет его, а наоборот — субъективное есть субстанция и объяснительный принцип для физического. Не психика есть функция мозга, а, напротив, мозг — есть «функция» (проекция) психики (субъективного). Субъективное является фундаментальной реальностью. Физическое, материя, рассматривается ученым как «инобытие» или «внешнее проявление» субъективного. Если материя есть нечто по форме подобное нашей субъективности, то она, хотя и не должна обладать сознанием или мышлением (мы не всегда сознаем и мыслим) но, по крайней мере, обладает такими основными, всеобщими формальными свойствами субъективного, как целостность, временная нелокальность, качественная разнородность, а также той специфической двойственной «актуально-потенциальной» формой бытия, которую мы обнаруживаем в собственной сфере субъективного. На статус такого фундаментального описания материи как раз и претендует квантовая физика и лежащая в ее основе квантовая механика. Однако можем ли мы быть уверены, что квантовая теория действительно дает нам окончательную и исчерпывающую картину реальности? Как справедливо отмечает К. Юнг, «мы в принципе никогда не в состоянии узнать, как вообще устроен мир сам по себе; ибо мы вынуждены транс формировать физическое событие в психический процесс <...>. Однако кто гарантирует, что при такой перестановке получится какой-нибудь достаточно «объективный» образ мира?» (Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. С. 19). Карл Густав Юнг одним из первых поставил проблему генезиса структурирующих начал бытия и мышления, показав отсутствие резких границ между наукой и вненаучными формами духовного освоения мира. Исследуя Человеческую психику, он обнаружил там удивительные образы, которые не зависят ни от уровня интеллекта, ни от онтогенетических особенностей развития индивида, ни от социальной среды, в которой он воспитывался. Более того, они у всех тождественны. Эти идентичные для людей формы организации психической жизни, независимые от личного опыта, он назвал архетипами. Концепция всеединой реальности была названа Юнгом unus mundus (мир, в котором материя и психика еще не различимы или не реализованы по отдельности). Архетип, таким образом, является формой выражения в человеке космического творческого начала, соединяющего его с человечеством, природой и Вселенной. С этих позиций и кантовские «схемы разума», и декартовы «врожденные идеи», и «объективные мыслительные формы» Маркса, и «формы деятельности» Ильенкова суть разные способы проявления одних и тех же архетипических праформ. Исследованием вечных, вневременных порождающих структур занимались Р. Генон и М. Элиаде. Изучая различные религии, философские тексты и произведения художественной литературы, Рене Генон приходит к двум важным выводам: 1) в основании любого учения лежат начала духовного порядка; 2) эти начала, выраженные в разных творениях человека через различные средства, одни и те же для всех времен, народов, культур. Подтверждают существование всеобщих творческих форм бытия и фундаментальные исследования Мирча Элиаде. Они посвящены выявлению рассматриваемых нами вневременных порождающих структур в «архаичной» культуре, где главным регулятором жизни был миф. Станислав Гроф находит такой вид априорного знания, который невозможно вывести из биологической и социальной эволюции человеческого рода. Речь идет о фактах детального описания событий, которые еще не произошли, о видении объектов, находящихся в данный момент времени на расстоянии тысячи километров, о переживании ситуаций недалекого прошлого, в которых, по проверенным данным, близкие родственники данного индивида не могли присутствовать. Как отмечает Гроф, разрыв между материей и сознанием настолько основателен и глубок, что трудно себе представить, чтобы сознание могло воз никнуть как побочный результат сложных материальных процессов, происходящих в центральной нервной системе. Ни одно из открытий окончательно не доказывает, что сознание является порождением мозга. Сам Гроф решение проблемы видит в выдвинутой Юнгом концепции архетипов, как фундаментальных структурирующих начал не только сознания, но и бытия в целом. Разумеется, идея о том, что сознание является продуктом мозга, не произвольна. <...> Проблемой здесь является не природа представленных фактов, но их толкование <...>. В то время как эти эксперименты ясно показывают, что сознание тесно связано с нейрофизиологическими и биохимическими процессами в мозгу, они очень мало касаются природы и происхождения сознания. Но все же имеются вполне достаточные свидетельства, утверждающие совершенно противоположное, а именно что сознание может при определенных обстоятельствах функционировать независимо от своего материального субстрата и демонстрировать функции, далеко выходящие за пределы возможностей мозга <...>.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |