КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лифшиц М. М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 120—145
Идея онтологической многомерности Космоса и человека раскрывает смысл культуры, которая благодаря экзистенции человека оказывается способом воспроизводства и расширения его бытия. Именно культура есть синергетический локус, постоянно порождающий, воспроизводящий и развивающий бытие, инструмент извлечения бытия из небытия. Посредством культуры человек неизмеримо расширяет горизонт своего бытия, опережая природные метасистемы, и хотя его бытие ограничено локальным пространственно-временным миром, он интегрирует противостоящие формы бытия в символических структурах для «овладения безмерностью космического времени и быстротечностью людской жизни» (Цит. по кн.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 12). Именно поэтому культура выступает как символически значимая деятельность. Но как возможна эта деятельность? Впервые такая постановка вопроса была осуществлена Эрнстом Кассирером (1874—1945). Культура — это порождение новых символов и потому задачей философии является истолкование их сущностного смысла с целью выявления порождающего их начала. Заслуга Кассирера в том и заключается, что следом за Кантом, рассматривая единство сознания (единство его символических функций), он выделил в нем несколько типов априорных форм, назвав их «символическими». Символическая форма, или «образ-мир», определяет специфический тип реальности и, следовательно, обладает определенной объективностью. Символ не воспроизводит эмпирическую реальность, а указывает на нее, раскрывая ее сущность, иначе говоря, символизирует ее. Если ученый открывает и раскрывает законы природы (тем самым символизируя ее), то художник открывает и раскрывает чистые формы вещей. «Чистая форма» — это не отдельная форма, а ее закон, по которому определяется возможность соответствующего многообразия форм. Символы дают новое поле деятельности. Так, в науках применяются модели, а модели — те же символы. Символ — то, что переносит идею, форму в наш ум. Этот механизм важен для человека. Почему? Без символики, замечал Кассирер, жизнь человека уподобляется жизни узника из знаменитой платоновской притчи о пещере. Наше существование свелось бы исключительно к удовлетворению биологических потребностей и практических интересов. Представляется очевидным, что этот мир формируется по тем же самым биологическим правилам, которые управляют жизнью других организмов. Однако в человеческом мире мы находим и новые особенности, которые составляют отличительную черту человеческой жизни. Функциональный круг человека более широк, но дело здесь не только в количественных, но и в качественных изменениях. Человек сумел открыть новый способ приспособления к окружению. У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. Это новое приобретение целиком преобразовало всю человеческую жизнь. По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности — он живет как бы в новом измерении реальности. Человек живет отныне не только в физическом, ной в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия — части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека. Вместо того чтобы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на «самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника. Так обстоит дело не только в теоретической, но и в практической сфере. Даже здесь человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет, скорее, среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез. «То, что мешает человеку и тревожит его, — говорил Эпиктет, — это не вещи, а его мнения и фантазии о вещах». Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum. Именно так мы сможем обозначить его специфическое отличие, а тем самым и понять новый путь, открытый человеку — путь цивилизации.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |