Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 31—34




Аристотель. Физика //Соч.: В 4 т. М., 1975—1983. Т. 3. С. 80, 81.

<...> Так что, мы видим, отнюдь не в ничто превращаются вещи,

Но разлагаются все на тела основные обратно И в заключенье: дожди исчезают, когда их низвергнет Сверху родитель-эфир на земли материнское лоно.

<...> Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая,

Так как природа всегда возрождает одно из другого И ничему не дает без смерти другого родиться.

Трудности, связанные с пониманием вещественного характера материи, особенно источника возникновения существующего, привели представителей новоевропейской философии к определенной модернизации представлений о материи как субстанции. Для них материя — уже не конкретный вид вещества, но свойства вещей, обладающие традиционными признаками субстанциональности: непроницаемостью, протяженностью, весом, перемещением, фигурностью и т. п. Субстратом, носителем этих свойств чаще выступают атомы. Декарт, стремясь быть последовательным, вообще снял проблему субстрата, отождествив материю с ее единственным свойством — протяженностью. Понимание материального бытия идет от Бэкона, который берет материю со стороны ее качественной определенности: «мы должны представлять себе материю столь упорядоченной, подготовленной и оформленной, чтобы всякая сила, сущность, всякое действие и естественное движение могли бы быть ее следствием и эманацией» (Бэкон Ф. О началах и истоках // Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 310).

В XVIII в. материализм получил развитие во французском Просвещении, ставшем идейным предшественником революции 1789 г. Ис­ходным пунктом воззрений французских просветителей Франсуа Мари Вольтера (1694—1778), Дени Дидро (1713—1784), Поля Анри Гольбаха (1723—1789), Жюльена Офре Ламсгри (1709—1751) на природу является понятие материи. Материя, говорили они, есть то, что вне нас, что оказывает влияние на наши чувства и вызывает ощущения. «Вселенная, — писал Гольбах в своем основном труде «Система природы», которую называют библией французского материализма, — это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение». Самым существенным в материи эти материалисты считали движение. Усмотрение в движении атрибута материи — значительный шаг вперед по сравнению с взглядами материалистов XVII в. Но, будучи механицистами, они рассматривали движение материи как простой кругооборот вещей в природе.

 

Материя, будучи вечной, должна была иметь вечные свойства, такие, как очертания, сила инерции, движение, делимость. Последняя является всего лишь результатом движения, ибо без него ничто не разделяется, не дробится и не организуется вновь. Таким образом, движение рассматривали как присущее материи. Хаос был беспорядочным движением, а космос — движением упорядоченным, которое господин мира сообщил всем телам. Но как могла материя иметь свое собственное движение? Согласно всем античным философам, она обладала им, также как протяженностью и непроницаемостью.

<...> Вопросы, ответы — и так без конца; система вечной материи имеет свои великие трудности, как и все остальные системы. Та, что предполагает образование материи из небытия, не менее непостижима. Надо ее допустить, не льстя при этом себя надеждой ее обосновать; философия вообще ничего не обосновывает. Какие только непостижимые вещи не бываем мы вынуждены допускать, даже в геометрии! Можно ли постичь две линии, постоянно сходящиеся, но никогда не пере­секающиеся?

Вольтер Ф. М.. Философский словарь// Философские сочинения. М., 1988. С. 677—681.

Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силою инерции; вот почему всякий раз, как мы видим, что она движется, можно сделать вывод, что ее движение проистекает из другого начала, так что здравый ум никогда не смешает его с началом, которое его содержит, т. е. с материей, или субстанцией тел, ибо идеи о том и о другом являются двумя интеллекту­альными идеями, столь же отличными друг от друга, как активное и пас­сивное начало. Поэтому если в телах имеется движущее начало и если доказано, что последнее заставляет сердце биться, нервы чувствовать и мозг думать, то отсюда вытекает с несомненностью, что именно это начало называют душой.

<...> Все философы, внимательно изучавшие природу материи, рас­сматриваемой, как таковая, независимо от всех форм, образующих тела, открыли в этой субстанции различные свойства, вытекающие из абсо­лютно неизвестной сущности. Таковы, во-первых, способность прини­мать различные формы, которые появляются в материи и благодаря ко­торым материя может приобретать двигательную силу и способность чув­ствовать; во-вторых, актуальная протяженность, принимаемая ими за атрибут, а не за сущность материи.

Действительно, нельзя представить себе или, вернее, кажется невозможным, чтобы самостоя­тельно пребывающее сущее могло бы само себя создавать и само себя уничтожать. <...> Да и опыт заставляет нас признать, что ничто не мо­жет произойти из ничего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.