Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры. Кризис культуры современного техногенного общества




Понятие культуры – одно из наиболее часто упоминаемых в современных социально-философских концепциях и одно из наиболее чётко определённых. Существует более 200 определений понятия культуры.

В Античности культурой называли всё, что было создано деятельностью самого человека в отличие от того, что было дано природой. Возникновение в древности термина культура означало переломный этап в развитии человечества, который характеризуется процессом перехода от присваивающего хозяйствования к производящему.

Вплоть до начала 19 века культура и закономерности её развития не становились самостоятельным предметом философского анализа.

Исследование культуры как особой сферы деятельности начинается с эпохи колоссальных социально-экономических и политических изменений конца 18-19веков (Великая французская революция, промышленный переворот в Англии, Вторая глобальная научная революция, которая привела к дисциплинарно организованному научному познанию).

Немецкая классическая философия (в лице И.Канта) выделила культуры в предмет специального анализа.

Усилиями И.Канта и других представителей немецк.классич.философии были сформулированы основные положения новой парадигмы социального знания, пришедшей на смену естественно-правовой парадигме, которая доминировала в обществознании в 17-18 веках. Условно эту новую парадигму можно назвать культуро-исторической. Её основные характеристики:

1) чёткое разграничение закономерностей социальных отношений (практический разум, культура) от естественных законов – механических законов физики Ньютона (теоретический разум, природа);

2) анализ этих социальных отношений с точки зрения их поступательного развития.

Именно в рамках культуро-исторической парадигмы культура становится специальным предметом для обществознания, а история – важнейшим принципом анализа культурных явлений. Поэтому в 19 веке возникают многочисленные науки о культуре: этнография, археология, искусствознание; выдвигаются многочисленные версии истории развития человечества (например, исторический материализм К.Маркса). В рамках культуро-исторической парадигмы выделяют 2 основных подхода к изучению культуры:

- деятельностный;

- аксиологический (ценностный).

Деятельностный подход делает акценты на динамике развития культуры и на активности субъекта культурного процесса, аксиологический подход – на преемственности в развитии.

Существует ещё и психоаналитический подход к изучению культуры, предложенный З.Фрейдом. Психоаналитический подход делает акцент на социализаторской функции культуры, на интериоризации норм культурной жизни общества отдельным человеком, на превращение биопсихической энергии, данной человеческому организму природой, в созидательную активность личности.

З.Фрейд («Неудовлетворённость культурой»): «Мы уже знаем, что под давлением психоэкономической необходимости культура должна отнимать от сексуальности значительное количество психической энергии. При этом культура ведёт себя по отношению к сексуальности как победившее племя или слой народа, эксплуатирующий других побеждённых. Сексуальная жизнь культурных людей сильно искалечена. Сексуальн.жизнь как источник ощущения счастья, как средство достижения нашей жизненной цели чувствительно ослаблена».

В.С.Стёпин («Теоретическое знание»): «Любые крупные перемены в человеческой жизнедеятельности предполагают изменения культуры. Внешне культура предстаёт как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, идей, проблем. Культура как сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт. Она фиксирует их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение. Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Все эти программы образуют сложную развивающуюся систему, в которой 3 уровня:

-реликтовые программы, осколки прошлых культур (обычаи, поверья);

-программы, которые обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику;

-программы будущих форм и видов поведения и деятельности.»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.