КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия и образование. Принципы гуманистической педагогики
Образование - это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимого опыта человечества, воплощённом в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Образование является необходимым условием деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование. Философия образования - это область научных знаний, исследующая закономерности развития образовательной сферы во всех аспектах её функционирования. Эта наука представляет собой мировоззрение, систему идей и взглядов на развитие образования и влияющих на него внутренних и внешних факторов. В истории человеческого общества глобальные цели образования изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, требованиями общества к образованию. Одним из первых теоретиков философии образования был греческий философ Сократ (ок. 470-399 г. д.н.э.). Целью воспитания и образования он считал познание самого себя. Идею гармонического воспитания - физического, нравственного и умственного - впервые высказал греческий философ Аристотель (384-322 г. д.н.э.). Чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики - раздела педагогики, разрабатывающей теорию образования и обучения - Ян Амос Коменский (1592-1670) сформулировал три задачи воспитания: умственное - познание себя и окружающего мира, нравственное - управление собой и религиозное - стремление к Богу. Именно он разработал классно-урочную систему, ввёл проведение каникул, предложил деление учебного года на четверти, начало учебного года установил осенью. Швейцарский педагог-просветитель Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) обращал первостепенное внимание на формирование нравственности человека; целью воспитания он считал разностороннее и гармоничное развитие всех природных сил и способностей, связал обучение с воспитанием и развитием ребёнка, педагогику с психологией. Все эти идеи нашли своё отражение и в российской философии образования. Так к примеру, Ломоносов считал, что чтобы учение действительно раскрывало лучшее в человеке, необходимо строить его на соответствующих принципах: научность, доступность, основательность, сознательность, систематичность, прочность. Рекомендуется сочетать индивидуальные и общие формы работы. Особое внимание обращено на развитие в процессе обучения умственных способностей детей, личности будущего деятеля науки: развитие острого ума и памяти, любви к знанию, наукам. Ломоносов считал важным самостоятельную работу гимназистов через упражнения и исследования. В проектах первой половины XVIII века образование понимается как процесс создания хорошего гражданина и толкового служивого человека. Для различной службы требуется особая подготовка в разных школах, а содержание обычного образования ограничивалось тем, к какой профессии готовятся обучающиеся, поэтому гимназия с разносторонним образованием была очень востребована. Основные принципы: · Принцип целостности, отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента. · … структурности, позволяет описывать системы как структуры через раскрытие совокупностей связей между элементами. · … иерархичности, рассмотрение объекта как самостоятельной системы более высокого иерархичного уровня по отношению к ее элементам. · … историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статистических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития · … гуманизма, требующий гуманного отношения к окружающей его действительности.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |