Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблема смысла жизни




Осознание собственной конечности является важнейшей характеристиаой бытия человека. Элиаде: «…чел.стал чел.и смог исполнить свое специфическое предназначение только как существо, полностью отдающее себе отчет в своей смертности»; Трубников: «…благодаря существованию смерти чел.способен по-настоящему оценить значимость жизни»

Закон исторического развития человечества поднимал Кон: «… первобытное сознание рассм.смерть и возрождение как посменное чередование циклов, подобно смене времен года… раннефеод.общ-в смерть мыслит как коллективную судьбу, требующую покорности, ибо «мы все умрем». С эп.Возрождения провозглашают абсолютную ценность индивидуального «я».

Мифологическая парадигма: Элиаде «… возникновение смерти связано с неразумным потупком мифич.предков»

Космоцентр.парадигма: чел.понимает смерть не как конец жизни, а как возможность перехода в иную интенсивность жизни. В буддизме осн. концепц. Явл. Идея перевоплощений и смертей колесо жизни (сансара),развивается в зависимости от кармы ее качества. Конечная цель – прекращение цепи рождений и смертей – нирвана(конец страданиям). Теоцентрическая - жизнь на Земле лишь подготовка к вечной жизни. Монтень: «… ваша смерть есть одно из звеньев управляющего вселенной порядка; она звено мировой жизни». С эп.Возрождения – абсолютная ценность индив. «я» жизнь одна и время отведенное скоротечно. Вискусстве преобладает тема страдания (этим подчеркивается ценность жизни).

В соврем.западном общ-ве, в котором гл.ценностью явл.бесконечный прогресс, смерть от старости не может быть социально значима. Появляются спец. «дома мертвых» (морги), возрастающее количество сторонников активной эвтаназии, эстетическое оформление тела и всего погребального обряда, умерший должен походить на живого. Жан Бодрийяр полагает, что отступление смерти из культурного мира соврем.чел. механизирует, омертвляет его жизненное пространство. Жан Бодрийяр: «…отмена смерти – наш фантазм,развивающийся во все стороны: в религиях это фантазм загробной жизни и вечности, в науке – фантазм истины, в экономике – фантазм производительности и накопления»

Концепцией жизни и смерти в филос.экзистенциализма занимался Гадамер: «Экзистенция – это обнаружение всего, что в человеке собственно есть». «…пограничные ситуации, по Ясперсу, суть те ситуации человеческого здесь – бытия, где … человек должен полагаться только на самого себя и где в самом человеке обнаруживаются содержания, какие всегда бывают скрыты…»; Конечность значит временность, а сущность чел-ого бытия заключ.в его историчности – таковы знаменитые положения Хайдеггера.

Идеи возможности победы над смертью разрабатывал Федоров. Он выдвинул идею о долге сынов воскресить своих отцов посредством регуляции природных процессов, стихийный ход которых и породил смерть. Федоров осуществил коренной поворот от смертнической парадимы к бессмертнической. Наиболее разработанной сегодня явл.концепция практического бессмертия человека белорусского ученого Василия Купревича. Ее гл.идея – и смерть, и жизнь, и бессмертие должны не только не ограничивать свободу чел., но, напротив, непосредственно содействовать расширению ее сферы. Купревич: «…обратимся за эликсиром бессмертия к той самой природе, которая нас породила»

Кант первый в истории фил-ии подошел к пониманию чел.как свободного и независимого существа. Кант: «…высший практический принцип и по отношению к чел-ой воле - категорический императив…основание этого принципа таково: разумное естество существует как цель сама по себе»

В 20 веке продолжала развиваться тенденция вытеснения смерти из смыслового поля культуры. Смерть превращается в десоциализированное небытие, и поэтому немало способствует разрушению ритуала, связывающего культуру и жизнь, миры живых и мертвых. Интересна смерт отнасилия, террора. В совр.кул-ре произошел «символический обмен» чел.(единой и неделимой субстанции) на субъекта (носителя определенных св-в и качеств, редуцируемых до остова «я»). В совр.социальной ситуации налицо упразднение смерти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.