КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризис культуры современного техногенного общества
Если в 19 в. в рамках культуро-исторической парадигмы социального знания философы и социологи обращали внимание на динамику развития культуры, то в 20 в. обостряется проблема анализа системы культуры, возникают попытки определения источников кризиса западного общества и его культуры. Уже на начальных стадиях развития современного техногенного общества наиболее проницательные мыслители той эпохи (вторая полов. 18 века) отмечали принципиальные противоречия этого общества и его культуры. Так, в знаменитой диссертации Ж.Ж.Руссо «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1749) звучит мысль о том, что в условиях техногенного общества возрождение наук и искусств может привести к моральной и социальной деградации общества. В начале 19 в. с критикой техногенного общества выступили К.Маркс, С.Кьеркегор, Ф.Ницше. То, что во втор.полов. 18-19 вв. было предметом осмысления и анализа наиболее проницательных мыслителей, в 20 в. стало очевидным для большинства философов. С.Франкл («Крушение кумиров», о первой мировой войне): «Мы восхищались культурой Европы и скорбели о культурной отсталости России. Никто не мог поверить в длительность, жестокость, разрушительный характер 1-й миров.войны. Она казалась случайным эпизодом, болезненным, но кратким перерывом нормального культурного развития. Не радует нас больше прогресс науки, техники. Всякая лирика и романтика в живописи, поэзии, музыке раздражает и претит нам. Наука перестала быть кумиром. К чему мы пришли? 1) Мы потеряли веру в «прогресс». Человечество не совершенствуется, а блуждает без указанного пути. 2). Старое, логически смутное, но психологически целостное и единое понятие культуры разложилось на наших глазах, и нами уяснилась его сложность, противоречивость и несогласованность. Мы видим духовное варварство народов утончённой умственной культуры. Мы висим в воздухе среди пустоты и тумана, в котором мы не можем разобраться, отличить зыбкое колыхание стихий, грозящих утопить нас, от твёрдого берега, на котором мы могли бы найти приют. Мы должны искать мужество и веру в самих себя». К.Ясперс («Духовная ситуация времён»): «Спецификой Нового времени является со времени Шиллера разбожествление мира, что означает не неверие отдельных людей, а возможное последствие духовного развития, которое ведёт в ничто. Возникает ощущение никогда ранее не испытанной пустоты бытия. Следствие развития техники – уверенность в обеспеченности всем необходимым для жизни, но таким образом, что удовольствие от этого уменьшается. Всё становится просто материалом, который можно в любой момент получить за деньги. По мере того, как растёт масштаб обеспечения жизни, увеличивается ощущение недостатка и угрозы опасности. Внутреннюю позицию человека в этом техническом мире называют деловитостью. Индивид распадается на функции. То, что прошло, не имеет значения; значимо лишь то, что в данную минуту происходит». Н.А.Бердяев («О рабстве и свободе человека»): «Трагедия человеческого творчества в несоответствии между творческим актом, творческим замыслом и творческим продуктом. Творчество – огонь, культура – охлаждение огня. Творческий акт – взлёт, продукт творчества – оседание. Человек попадает в рабство у культурных продуктов и ценностей. Человек превращает в идолы науку, искусства. Созерцание есть передышка, обретение мгновения, в котором человек выходит из порабощённости потоком времени. Но исключительно культура созерцания может быть пассивностью человека. Необходимо соединение созерцания и активности». Во второй половине 20 в. кризис культуры и социальных отношений техногенного общества – главный предмет анализа философов. Основные характеристики кризиса культуры техногенной цивилизации: 1.Антропоцентризм. Природная среда лишь материал культуротворческой деятельности человека. 2. Разрыв между ускоряющимся технологическим прогрессом и медленным развитием социально-этических характеристик современного общества. Деградация моральных ценностей. 3.Разрыв между высшими достижениями культурного развития человечества и массовым сознанием (потребление поделок современной рыночной индустрии развлечений). 4.Господство рыночной экономики, что приводит к ориентации лишь на внешние достижения, оцениваемые и оплачиваемые на современном рынке труда. 5.Низкая ответственность личности за то, что в действительности происходит в обществе.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |