КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производные ценные бумаги. Опцион — это сделка, дающая право его владельцу купить или продать определенное количество ценных бумаг по фиксированной цене в течение оговоренного срока
Опцион — это сделка, дающая право его владельцу купить или продать определенное количество ценных бумаг по фиксированной цене в течение оговоренного срока. Фиксированная цена называется ценой исполнения, а дата, когда кончается срок действия опциона, — датой истечения срока опциона. Покупая опцион, покупатель платит его продавцу премию, или иначе — цену опциона. Премия, уплачиваемая при покупке опциона, — единственная переменная величина сделки; все остальные условия и суммы не подлежат изменению. Цена опциона формируется под влиянием спроса и предложения. Существуют опцион «колл» иопцион «пут». Опцион «колл» (опцион на покупку) предоставляет его владельцу право купить в будущем цепкую бумагу по фиксированной цене — цене исполнения опциона. Премия, уплачиваемая за приобретение опциона, обычно составляет лишь небольшую часть цены базовой бумаги, лежащей в основе опциона. В итоге покупатель опциона выигрывает или теряет на изменении цены бумаги, фактически не владея ею; покупка этих ценных бумаг, лежащих в основе опциона, обошлась бы покупателю опциона гораздо дороже. Вместе с тем владелец опциона хорошо знает, что убыток, который возможен, не превысит величину премии, уплаченной за опцион, поэтому он может отказаться от его исполнения, если к наступлению срока его исполнения рыночная цена базовой бумаги, лежащей в основе, окажется ниже цены, зафиксированной в опционе (цены исполнения). В упрощенном виде это можно пояснить следующим образом: проведя фундаментальный и технический анализ компании X, инвестор считает, что ее акции будут расти в цене в следующие три месяца; текущая цена акции — 50 долларов. Если покупать сами акции, то за 100 акций необходимо заплатить сразу 5000 долларов (не считая комиссионных), но можно приобрести опцион, заплатив премию в размере 5 долларов за акцию, т.е. 500 долларов за 100 акций. Опцион куплен в январе, а срок его истекает в феврале. Если за этот срок акции упали в цене, то максимальный убыток владельца опциона будет равен уплаченной премии, т.е. 500 долларам. Этот убыток можно понизить, продав опцион на вторичном рынке по любой цене. В случае роста цены акций, как предполагал инвестор, купив акции по фиксированной цене (цене исполнения опциона) и продав их по более высокой цене, инвестор получает прибыль. В зависимости от сроков исполнения существуют опционы: ■ европейские — могут быть исполнены в момент их погашения; ■ американские — могут быть исполнены в любое время до истечения срока их действия (даты погашения). Опцион «пут» предоставляет право его держателю продать в будущем ценную бумагу по фиксированной цене — цене исполнения. Как и в случае с опционом «колл» имеет место право, но не обязательство продать ценную бумагу, и если к моменту исполнения опциона рыночная цена этой бумаги окажется выше фиксированной (цена исполнения), то владелец опциона «пут» имеет право его не исполнять. Предлагая опцион, его продавец прежде всего получает доход в виде премии, уплаченной покупателем, которая является частью обшей доходности портфеля продавца. Величина премии опциона в каждом отдельном случае зависит от: ■ существующего (или предполагаемого) соотношения между текущей ценой бумаги, лежащей в основе опциона, и ценой его исполнения; ■ ценовых колебаний акций или иных ценных бумаг, лежащих в основе опциона; ■ времени, оставшегося до срока исполнения опциона; ■ сложившегося на данный момент уровня процентных ставок и прогноза их изменения; ■ доходности ценных бумаг, лежащих в основе опциона. Финансовый фьючерс на ценные бумаги — контракт (обязательство, а не право выбора, в отличие от опциона) на покупку или продажу стандартного количества определенного вида ценных бумаг на определенную дату в будущем по цене, заранее установленной при заключении сделки. В этих стандартных контрактах регламентируются все параметры: срок, размеры стандартного лота, гарантийный страховой депозит. Цель участников торговли фьючерсами, как правило, состоит не в приобретении ценных бумаг, а в игре на разнице цен. Приобретая контракт, его владелец рассчитывает продать его по более высокой цене, а продавец надеется на приобретение такого же контракта в будущем, но по более низкой цене. Кроме того, фьючерсные сделки используются с целью хеджирования, т.е. страхования риска потерь от повышения цены на облигации или иные бумаги, что нежелательно для покупателя, или понижения ее, что невыгодно дня продавца. Варранты. Ценные бумаги, которые дают своему владельцу право в будущем купить по заранее установленной цене определенное количество ценных бумаг. Фактически варранты похожи на опционы «колл». Однако опционы действуют в течение нескольких месяцев и отличаются от варрантов механизмом выпуска. Опцион «колл» может продаваться его владельцем, который и не владеет соответствующими ценными бумагами, лежащими в его основе (торги на опционных биржах с целью получения дохода на разнице курса опционов). Варранты выпускают компании — эмитенты лежащих в их основе ценных бумаг. Они могут отделяться от ценной бумаги, с которой они выпушены, и продаваться отдельно. Предлагаемые в едином пакете с другими пенными бумагами варранты дают возможность.эмитенту сделать выпускаемые им ценные бумаги более привлекательными, поскольку дают право инвестору купить определенное количество этих ценных бумаг в будущем по более низкой иене в случае роста их курса. Кроме того, срок действия варрантов чаще всего составляет от 10 до 20 лет: срок обращения некоторых из них может быть и не ограничен.
ВОПРОС 7 Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение: - Максимальной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия и рыночной конъюнктуре; - Оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска; - Высокого качества формируемой прибыли; - Выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании; - Достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса; - Роста рыночной стоимости предприятия; - Эффективности программ участия персонала в распределении прибыли. Комплекс процедур оценки и управления прибыльностью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы повышению доходов и снижению расходов. В рамках повышения доходов должны проводиться: - оценка, анализ и планирование выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах, - ритмичности производства и продаж, - достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности, - эффективности ценовой политики, - влияния различных факторов (фондовооруженности, загруженности производстве мощностей, сменности, ценовой политики, кадрового состава и др.) на изменение величины продаж, - сезонности производства и продаж, - критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п. Снижение расходов (затрат) подразумевает: - оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по месту возникновения и виду расходов (затрат), - поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Управление расходами (затратами) в контексте идеологии центров ответственности. Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом: - вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются их плановые значения; - суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям; - руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах; - ограничения по ресурсам носят общий характер, т.е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры Смысл выделения центров ответственности - в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения. В зависимости от того, какой критерий — затраты, доходы, прибыль или инвестиции — определяется как системообразующий, принято выделять следующие центры ответственности. Затратообразующий центр - подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. Доходообразующий центр - подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов; Например — отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. Прибылеобразующий центр - подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т. п. Инвестиционно-развивающий центр - подразделение, руководство которого не только отвечает за организацию рентабельной работы, но наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут накладывать ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений. Управление затратами (издержками) по видам. Классификация издержек: 1) материальные издержки производства, 2) издержки производства на энергоносители, 3) трудовые издержки производства, 4) накладные издержки производства, 5) выполнение публичных обязательств, 6) издержки производства на сообщение, транспорт и прочие расходы, 7) калькулируемые издержки производства Учет, контроль, агрегирование и анализ издержек осуществляются в рамках управленческого учета. Основная цель - выявление видов издержек, поддающихся обоснованному снижению их величины, и поиск путей этого снижения. Управление себестоимостью. Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка ресурсов предприятия, использованных при производстве и реализации данной продукции. Управление себестоимостью продукции представляет собой повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. Процедуры управления себестоимостью: - прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные показатели прибыли и рентабельности); - нормирование затрат (устанавливаются технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности); - учет затрат в заданной номенклатуре статей; - калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости); - анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости); - контроль и регулирование управления затратами (вносятся текущие изменения в управление затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования). При анализе и планировании затрат и себестоимости продукции используют два классификационных признака: - экономический элемент, - статья калькуляции. Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным подвергать более дробной детализации. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все амортизационные отчисления, независимо от того, для каких целей — производственных, социальных, управленческих - использовалось то или иное основное средство. Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т.е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции. Вариант типовой номенклатуры статей: 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы (вычитаются); 3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; 4) топливо и энергия на технологические цели; 5) заработная плата производственных рабочих; 6) отчисления на социальные нужды; 7) расходы на освоение и подготовку производства; 8) общепроизводственные расходы; 9) общехозяйственные расходы; 10) потери от брака; 11) прочие производственные расходы; 12) коммерческие расходы. Первые 11 статей составляют производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов, т.е. расходов, связанных со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации. Роль управления расходами гораздо более значима, чем управление доходами. Если уровень доходов в значительной степени определяется конъюнктурой рынка, то видами и уровнем расходов можно управлять путем установления более или менее жестких внутренних нормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в ходе формирования плановой себестоимости, расчета фактической себестоимости, анализа отклонений фактических данных от плановых значений, выявления причин произошедших отклонений и разработки мероприятий по устранению причин, обусловивших появление необоснованных расходов. Управление рентабельностью включает два компонента: - управление прибылью (числитель показателя рентабельности), - управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности). Управление рентабельностью означает обеспечение желаемой динамики коэффициентов рентабельности. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы, управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. (меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж). Эффективность и целесообразность принимаемых решений оценивается комплексно показателями прибыли и коэффициентами рентабельности. Показатели рентабельности капитала являются главнейшими в системе критериев оценки деятельности фирмы. Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели фирмы «Дюпон» («DuPont») рентабельности собственного капитала (ROE). Назначение модели — идентифицировать факторы, определяющие эффективность предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. По формуле Дюпона оценивается влияние факторов: - рентабельности продаж; - производительности (оборачиваемости) активов - ресурсоотдача; - коэффициента финансовой активности, равного отношению общего капитала фирмы к ее собственному капиталу. Рентабельность собственного капитала может рассчитываться как по общей (бухгалтерской) прибыли, так и по чистой прибыли. , Где П – чистая прибыль; СК – собственный капитал; А – активы; В – выручка от продаж; КобА — оборачиваемость (производительность) активов; Кф — коэффициент финансовой зависимости, определяемый структурой капитала, который можно представить в следующем виде: . Т.о. рентабельность собственного капитала — это трехфакторная модель, где первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй — подключает к этому отчету актив баланса, третий — основывается на данных пассива баланса. Эти факторы имеют отраслевой характер. Так, производительность активов (оборачиваемость активов) невелика в капиталоемких отраслях, в то же время им присущ относительно высокий показатель рентабельности продаж. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за продукцию или значительные ликвидные активы. Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя: - Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности. - Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой: «хорошо кушать или спокойно спать?» Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте — наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости: чем выше его значение, тем более рисковой, с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов, является коммерческая организация. - Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т.е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги за истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки. Кроме того, книжная оценка собственного капитала не имеет отношения к будущим доходам коммерческой организации. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе. Например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь идет не о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учетную стоимость. Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал. При выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.
ВОПРОС 8 Под производственным, или операционным, левериджем понимается характеристика условно-постоянных расходов (затрат) производственного характера (т.е. нефинансовых) в общей сумме текущих затрат фирмы как фактор колеблемости ее финансового результата, в качестве которого выбран показатель операционной прибыли. Управление динамикой и значением этого индикатора - элемент стратегии развития фирмы, т.е. операционный леверидж — это стратегическая характеристика ее экономического потенциала. Варьирование этим фактором означает большее или меньшее внимание к инвестициям в материально-техническую базу. Наращивание уровня операционного левериджа приводит, с одной стороны, к повышению технического уровня фирмы, т.е. к увеличению в ее имуществе доли внеоборотных активов, служащих основным материальным генерирующим производственным фактором; с другой стороны - к появлению дополнительного риска неокупаемости сделанных капитальных вложений. Положительный потенциал (эффект) операционного левериджа обусловливается тем, что в целом мероприятия по механизации и автоматизации экономически выгодны: новые техника и технология позволяют фирме получить конкурентные преимущества. Если объект инвестирования был выбран верно, вложения в него быстро окупятся и фирма и ее собственники получат дополнительные доходы. При прочих равных условиях и обоснованном выборе направлений инвестирования повышение технического уровня фирмы является выгодным как для самой фирмы, так и для ее собственников. Негативный потенциал (или эффект) операционного левериджа предопределяется тем, что инвестиции в долгосрочные нефинансовые активы представляют собой рисковое отвлечение денежных средств. Приобретение технологической линии сопровождается, с одной стороны, ростом операционного левериджа и надеждами на дополнительные прибыли, а с другой стороны, появлением дополнительного риска — риска неокупаемости этой линии. Риск, связанный с изменением структуры производственных мощностей, называется производственным или операционным и представляет собой часть общего риска (так называемого бизнес-риска). Высокий уровень операционного левериджа характерен для высокотехнологичных отраслей, требующих по определению значительных инвестиций. Именно эти отрасли, а также ценные бумаги представляющих их фирм рассматриваются, с одной стороны, как перспективно весьма доходные, а с другой — как весьма рисковые. Т.о. высокая доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного левериджа и свидетельствует о значительном уровне операционного риска (синоним: производственный риск). Повышение уровня технической оснащенности фирмы сопровождается ростом присущего ей операционного левериджа и, соответственно, операционного риска. Суть операционного риска состоит в том, что условно-постоянные затраты производственного характера определяются выбором этой материально-технической базы как источника генерирования текущих доходов и, следовательно, должны покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов может не хватить для покрытия затрат. Для компании с высоким уровнем операционного левериджа даже малое изменение объема производства в силу известной автономности и неизбежности условно-постоянных затрат производственного характера может привести к существенному изменению операционной прибыли. Компании с относительно высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска. Управление производственным левериджем, а следовательно, и операционным риском означает контроль за его динамикой и обеспечение комфортного резерва безопасности в плане превышения маржинального дохода (т.е. прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов) над суммой условно-постоянных расходов производственного характера (в годовом исчислении). Меры операционного левериджа: - доля условно-постоянных затрат производственного характера в общей сумме затрат, или, что равносильно, соотношение условно-постоянных и переменных затрат (DOLd); - отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным затратам производственного характера (DOLp); - отношение темпа изменения (%) прибыли (до вычета процентов и налогов) к темпу изменения (%) объема реализации в натуральных единицах (DOLr). При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLr и DOLd, а также снижение показателя DOLp означают повышение производственного левериджа и риска достижения заданной прибыли. Эффект производственного левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более нелинейна связь между прибылью до вычета процентов и налогов и объемом реализации в натуральных единицах. Незначительное изменение (возрастание или убывание) объема реализации в условиях высокого производственного левериджа может привести к значительному изменению операционной прибыли. Уровень производственного левериджа - инерционный показатель, его резкие изменения практически крайне редки, поскольку связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия. Сделав вложения во внеоборотные активы, предприятие оказывается заложником выбранной стратегии развития в том смысле, что постоянные расходы в размере амортизационных отчислений должны учитываться при исчислении финансовых результатов, несмотря на то, пользуется ли успехом производимая им продукция. Если маржинальная прибыль невысока, предприятие должно попытаться найти возможности ее увеличения, а не идти на сокращение условно-постоянных расходов (например, путем продажи части внеоборотных активов). Возможны варианты, связанные с изменением состава и структуры основных средств, однако если руководство уверено в выбранной стратегии, то к действиям, затрагивающим материально-техническую базу предприятия, прибегают лишь в крайнем случае.
ВОПРОС 9 Под финансовым левериджем понимается некая характеристика финансовых условно-постоянных расходов (затрат) в общей сумме текущих расходов (затрат) фирмы как фактор колеблемости ее финансового результата. Управление значением этого индикатора есть элемент стратегии развития фирмы, т. е. финансовый леверидж — это стратегическая характеристика ее экономического потенциала. Варьирование уровнем этого показателя означает большее или меньшее замещение собственных источников финансирования средствами, привлекаемыми от сторонних лиц на долгосрочной платной основе. Т.е. привлекая средства лендеров, фирма надолго связывает себя обязательством не только в нужное время вернуть основную сумму долга, но и регулярно выплачивать проценты как плату за пользование этими средствами. Выплата процентов является обязательной и ставится в зависимость от конечных финансовых результатов. Высокая доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных источников финансирования характеризуется как высокий уровень финансового левериджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска. Финансовый леверидж свидетельствует о наличии и степени финансовой зависимости компании от лендеров, т.е. сторонних инвесторов, временно кредитующих фирму. Привлечение долгосрочных кредитов и займов сопровождается ростом финансового левериджа и, соответственно, финансового риска, выражающегося в увеличении вероятности непогашения обязательных к уплате процентных расходов как платы за полученные финансовые ресурсы, Суть финансового риска заключается в том, что регулярные платежи (например, проценты) являются обязательными, поэтому в случае недостаточности источника (в качестве такового выступает прибыль до вычета процентов и налогов) может возникнуть необходимость вынужденной ликвидации части активов, что, как правило, сопровождается прямыми и косвенными потерями. Для компании с высоким уровнем финансового левериджа даже малое изменение прибыли до вычета процентов и налогов может привести к существенному изменению чистой прибыли. Управление уровнем финансового левериджа и уровнем финансового риска означает контроль за его динамикой и обеспечение комфортного резерва безопасности в плане превышения операционной прибыли (т. е. прибыли до вычета процентов и налогов) над суммой условно-постоянных финансовых расходов (в годовом исчислении). Теоретически финансовый леверидж может быть равен 0; это означает, что компания финансирует свою деятельность лишь за счет собственных средств, т.е. капитала, предоставленного собственниками, и генерируемой прибыли. Такую компанию нередко называют финансово независимой. В случае если имеет место привлечение заемного капитала (облигационный заем, долгосрочный кредит), компания рассматривается как имеющая высокий уровень финансового левериджа, или финансово зависимая. Позитивный потенциал (или эффект) финансового левериджа предопределяется тем обстоятельством, что сумма средств, привлеченная от лендеров (заемный капитал), как правило, обходится дешевле, чем привлеченная от собственников (собственный капитал). Негативный потенциал (или эффект) финансового левериджа определяется тем обстоятельством, что выплата процентов по заемному капиталу является обязательной, тогда как выплата дивидендов - нет. Уровень финансового левериджа (DFL) может измеряться несколькими показателями: - соотношение заемного и собственного капитала (DFLр); - отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов (DFLr). Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше уровень финансового левериджа, более вариабельна чистая прибыль. Т.о. повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию уровня финансового левериджа, при прочих равных условиях приводит к большей финансовой нестабильности, выражающейся в определенной непредсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов (в отличие, например, от выплаты дивидендов) является обязательной, то при относительно высоком уровне финансового левериджа даже незначительное снижение операционной прибыли может иметь негативные последствия. Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более нелинейна связь между чистой прибылью и прибылью до вычета процентов и налогов. Незначительное изменение (возрастание или убывание) прибыли до вычета процентов и налогов в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли. Понятие финансового риска тесно переплетается с категорией финансового левериджа. Финансовый риск связан с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением рискованности организации. Это проявляется в том, что для двух организаций, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, вариация чистой прибыли, обусловленная изменением объема производства, будет неодинакова. Она будет больше у организации, имеющей более высокое значение финансового левериджа. Компания с более высоким уровнем финансовой зависимости в большей степени страдает в случае снижения дохода от текущей деятельности (что проявляется в изменении операционной прибыли). С течением времени процентные ставки по долгосрочным обязательствам могут меняться. Если это изменение, с позиции заемщиков, имеет негативный характер, т.е. ставки растут, то компания с более высоким уровнем финансового левериджа в большей степени чувствительна к подобным изменениям. Принимая решения о целесообразности изменения структуры капитала, учет влияния финансового левериджа может выполняться с помощью показателя чистой прибыли.
ВОПРОС 10 Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Виды инвестиций: По объекту вложения: - Реальными инвестициями считаются долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства. - Финансовые инвестиции — это долгосрочные и краткосрочные вложения капитала в различные финансовые инструменты в целях получения дохода. - Капиталообразующие инвестиции - чаще всего отождествляются с капитальными вложениями в основной капитал, а именно, в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих организаций, приобретение машин, оборудования, инструментов, нематериальных активов инновационного характера, связанных напрямую с операционной деятельностью организации. - Портфельные инвестиции представляют собой вложения средств в долгосрочные ценные бумаги (акции, облигации, и др.). По участию в инвестиционном процессе: - К прямым относятся инвестиции, осуществляемые юридическими и физическими лицами, владеющими организациями или имеющими право на участие в их управлении. Они подразделяются на взносы в уставный капитал и на приобретение долгосрочных ценных бумаг. - К непрямым относятся инвестиции, осуществляемые через финансовых посредников. По характеру осуществляемых мероприятий: - нетто-инвестиции, проводимые в начале жизненного цикла организации при ее образовании; - реинвестиции — полученные денежные средства в результате продажи продукции (работ, услуг), вновь направляются на воспроизводство основных фондов, повышение технического уровня предприятия и освоение новой продукции и новых рынков; - брутто-инвестиции, применяемые как суммы нетто-инвестиций и реинвестиций. В зависимости от возможной взаимосвязи инвестиционных решений инвестиции можно рассматривать в виде: - не зависимых друг от друга, когда одно инвестиционное решение не исключает другого; - зависимых друг от друга; - альтернативных, когда необходимо выбрать одно из нескольких инвестиционных решений; - взаимодополняющих, требующих постоянного дополнительного вложения средств после принятия основного инвестиционного решения; - безвозвратных, осуществляемых на проекты, не давшие положительного результата. По основным направлениям их осуществления: - сохранение позиций на рынке путем повышения качества, расширение ассортимента производимой продукции; - снижение затрат на производство продукции; - освоение новой продукции, завоевание новых рынков. Классификация инвестиций позволяет оценить их структуру: - Производственная структура как соотношение инвестиций, направляемых на различные объекты, позволяет представить будущую картину производственной диверсификации организации. - Воспроизводственная структура капитальных вложений характеризует их соотношение между новым строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих организаций. Ее анализ в динамике позволяет определить технические и технологические приоритеты организации, планировать дальнейшее воспроизводство основных фондов. - Технологическая структура капитальных вложений отражает их соотношение по проектно-изыскательским работам, содержанию дирекции строящегося объекта, строительно-монтажным работам, приобретением нового оборудования для строящейся организации. Она показывает рациональность принятия технических решений в процессе создания материально-технической базы организации. - Территориальная структура отражает их соотношение по территориям. Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и практическое действие в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Сложность ее осуществления определена тем, что вложение средств и получение доходов разъединены во времени. К тому же размер дохода имеет вероятностный характер в зависимости от влияния многих факторов. Инвестиционный процесс характеризуется периодом времени от принятия решения о вложении средств до получения результатов от его реализации и полным объемом мероприятий, выполняемых за этот период. По объему осуществляемых мероприятий инвестиционный процесс в организации можно рассмотреть в виде процесса принятия и реализации с двух позиций: 1) инвестиционных решений исходя из собственных финансовых ресурсов и возможностей; 2) каждого инвестиционного решения. В первом случае инвестиционный процесс реализуется путем разработки инвестиционной политики организации, во втором — путем формирования и реализации конкретных инвестиционных проектов. Между этими позициями инвестиционного процесса существует как прямая, так и обратная связь. С одной стороны, разработка и принятие к реализации инвестиционных проектов не должны противоречить выработанной инвестиционной политике. С другой стороны, период, на который разрабатывается инвестиционная политика, в значительной степени определяется сроками наиболее перспективных инвестиционных проектов, направленных на реформирование организации. Кроме того, это выражается в единстве и взаимосвязи целей инвестиционной политики и инвестиционных проектов. Одно из центральных мест в механизме стратегического управления занимает инвестиционная деятельность, поскольку одной из важнейших групп факторов внешнего воздействия на организацию является инновационная, требующая значительных финансовых вложений. В этих условиях необходима комплексная разработка инвестиционной политики, обеспечивающей решение инновационных и других стратегических задач. Для разработки и осуществления инвестиционной политики организации необходимы постоянный анализ внутренней и внешней его среды для формирования потребности в инвестициях; поиск их источников; разработка и реализация инвестиционных предложений. Основные факторы, которые следует учитывать при разработке инвестиционной политики: • соответствие инвестиционных предложений законодательству РФ; • эффективность инвестиционных предложений, включая не только экономический, но и другие виды эффектов (экологический, информационный, социальный и т.д.); • возможность использования государственной поддержки; • вероятность привлечения иностранных инвестиций; • особенности, текущее и перспективное состояние рынка продукции и услуг, производимых организацией; • текущее финансово-экономическое состояние организации; • технико-технологический и организационный уровень организации; • условия инвестирования на рынке капиталов; • возможность и условия лизинга имущества; • условия страхования инвестиционных рисков. Основная цель инвестиционной политики организации заключается в наиболее эффективном вложении капитала. В зависимости от условий деятельности организации (предприятия) можно использовать два направления: • вложение капиталообразующих инвестиций; • вложение средств в портфельные инвестиции. Разработка инвестиционной политики индивидуальна для каждой организации и определяется рядом факторов: • динамикой спроса и предложения на рынке продукции, производимой организацией, качеством и ценой этой продукции и продуктов-заменителей; • особенностями общей стратегии организации; • финансово-экономическим положением организации, в частности соотношением собственных и заемных средств; • техническим уровнем производства в организации; • финансовыми условиями инвестирования на рынке капиталов; • возможностью получения государственной поддержки; • нормой прибыли от реализации инвестиционных проектов с участием организации; • условиями страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков; • состоянием фондового рынка. Процесс разработки инвестиционной политики организации (предприятия) сводится к формированию совокупного инвестиционного портфеля, включающего как капиталообразующие инвестиции, так и портфельные. Оба направления инвестиционной политики организации имеют свои особенности реализации. Исходной базой в процессе выработки общей производственной стратегии организации, а также направлений инвестирования является анализ рынка. Проведение анализа рынка осуществляется по следующим позициям: • выявляются предприятия-конкуренты; • определяются географические границы реализации продукции организации совместно с другими организациями-конкурентами, а также регионы исключительного положения организации и ее конкурентов; • выявляется территориальная структура продаж организации и конкурентов; • проводятся такие же исследования относительно продуктов-аналогов и заменителей; • оценивается общий объем реализации продукции организацией, в том числе аналогичной продукции и товаров-заменителей, производимых организациями-конкурентами в течение трех предшествующих лет; • прогнозируется динамика потребительского спроса на период выработки, уточнения и корректировки стратегий и.инвестиционной политики организации; • определяются перспективы роста организации; • оценивается конкурентоспособность продукции организации; • выявляются возможности повышения конкурентоспособности продукции организации и расширение ее рынка сбыта в процессе реализации инвестиционной политики. Результаты анализа рынка позволяют выбрать направление как капиталообразующих, так и портфельных инвестиций.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |