Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие политической культуры в России. 1 страница




Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к по­литике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муни­ципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи ра­циональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств мас­совой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, мас­совые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общена­циональные, экономические и политические; использование наибо­лее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

На содержание и уровень развития современ­ной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, террито­риальных и иных образований;

- изменение и усложнение социальной структуры общества, по­явление в ней новых социальных групп, рост имущественного не­равенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

- переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модифика­ции мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров лю­дей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

- индифферентное отношение к политическому участию;

- персонализированное восприятие власти;

- редрасположенность к конформизму;

- неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;

- подданническое отношение к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим мнениям, принципам;

- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации об­щества и его переустройства политическая культура может выпол­нить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяю­щей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

С точки зрения А.Ахиезера, «общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском обществе - искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие гуманизма (который в свое время не был воспринят духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что «мир лежит во зле», мироотреченности (последняя была активно воспринята из византийского наследия)».

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано предшествующими поколениями. Основными источниками такой культуры могут стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

 

41 Политические партии и общественные объединения в современной России

Конституционное право граждан на объединение. Социальные потребности и интересы различных слоев и групп гражданского общества как источник возникновения общественных объединений. Современные формы общественных объединений. Формальные и неформальные организации (партии, движения, общества, гражданские инициативы). Политика как взаимодействие заинтересованных групп. Характерные черты групп интересов и их место в политической системе общества. Типология групп интересов. Понятие негосударственных институтов политической системы. Политические партии, общественные организации и движения, группы давления, лобби и др. Проблема становления российской многопартийности. Место групп давления в политической системе общества. Типы групп давления. Методы политического давления и основные объекты воздействия. Оппозиция и ее место в механизме властного общения. Проблемы партийного строительства в Российской Федерации. Классификация политических партий в современной России. Тенденции развития современных политических партий.

41Политические партии и общественные объединения в современной России

 

Конституционное право граждан на объединение.

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение....." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации.

Социальные потребности и интересы различных слоев и групп гражданского общества как источник возникновения общественных объединений.

"Общественное объединение - Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".(статья 5 Закона "Об общественных объединениях")

Современные формы общественных объединений

Закон предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы функционирования Общ.Объединений:
1) Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.
2) Общественное движение - массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
3) Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели.
4) Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников.
5) Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.

Формальные и неформальные организации (партии, движения, общества, гражданские инициативы). Политика как взаимодействие заинтересованных групп.

Характерные черты групп интересов и их место в политической системе общества.

1 Г.И. отличаются от политических партий, однако различие не строгое, считается, что Г.И. не предъявляют офиц. Претензий на полит.власть в отличие от полит.партий.

2 Г.И. более малочисленны, чем партии и не стремятся к расширению членов

3 Г.И имеет более слабое организационное строение, нежели партия

4 функции Г.И. дублируют функции партий (ф-ция представительства, ф-ция информирования, ф-ция формирования полит.элиты общества)

 

Типология групп интересов.

1 Г.И. действующие в различных сферах общ.деятельности:

- Г.И. в экон. И трудов.деят-ти (профсоюзы, союзы потребителей)

- Г.И. в соц.сфере(об-во инвалидов, объединение ветеранов)

- Г.И в сфере досуга и отдыха(турист.организации, спорт.об-ва)

- Г.И. в полит. Сфере (экологические движения, движение за мир)

-Г.И. в сфере религии, науки, культуры (церковь, секты, научные организации)

Понятие негосударственных институтов политической системы.

Политические организации – это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п.

 

Политические партии, общественные организации и движения, группы давления, лобби и др.

Полити́ческая па́ртия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.

Группа давления – это заинтересованная группа(- это группа преследующая интересы в опр.сфере правит.дея-ти и готовая оказать на него давление в случае необходимости), но уже перешедшая к активным действиям

(* в рос. и нем. традиции эти понятия как синонимы)

Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.

Общественное движение — организационно-правовая форма общественных объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Проблема становления российской многопартийности.

(Из конспекта зизы): все государства, пережившие тоталитарный режим сталкиваются с одинаковыми проблемами, когда речь заходит о формировании многопартийности. Граждане признают что многопартийность это сущностный признак демократии, но с др. стороны отрицательно относятся к полит.партиям, чем затрудняют складывание многопартийности. Основ. Претензии к партиям:

1) Партии - это корыстные, корупированные организации, которые находятся под контролем влиятельных бизнес-элит, которые с их помощью манипулируют полит.системой и не заботятся об интересах граждан.

2) Полит. Платформы полит. Партий похожи и практически взаимозаменяемы =вопрос: «зачем нужно такое кол-во партий?»

3) Партии транжирят свои возможности, соперничая друг с другом, хотя могли бы объедениться и действовать на благо страны

Основные объяснения политологов на это:

1 влияние прошлого(тотал.режима), когда у граждан было безразличное отношение к полит.жизни

2 у партий нет корней в об-ве

3 нет правового об-ва в гос-ве

4низ.ур-нь жизни у боль-ва граждан,+невозможность изменить ситуацию за 4года

Проблемы партийного строительства в Российской Федерации.

В середине 90-х высокий уровень фрагментации (большое кол-во партий), высокий ур-нь электоральной неустойчивости, который демонстрировал эгоистичность спроса на рынке со стороны избирателей несмотря не тенденции формирования партийной идентификации. На партийном электоральном уровне в этот период большую роль играют не партийные кандидаты опирающиеся на заинтересованные группы,следовательно это препятствует созданию эффективной партийной системы, но выборы 1999-2000года выявили оптимизм к снижению партийной фрагментации и электоральной неустойчивости(выделение лидера, аутсайдера группы). ПО итогам выборов 2003-2004 сверх высокая конкуренция сменилась монопольным положением партий, следовательно отсутствие конкуренции и главе государства и правящей партии.

Российская партийная система в 90е прошла путь от бесформенного плюрализма к доминирующей власти.

 

Место групп давления в политической системе общества.

Типы групп давления.

Алмонд и Пауэлл выделили четыре типа групп давления по степени их специализации и организованности:

а) спонтанные группы интересов, отражающие стихийные, часто ориентированные на насилие интересы;

б) неассоциативные группы интересов, объединяющие интересы неформальных, непостоянных и ненасильственных группировок (складывающиеся, например, на основе родственных связей, веры), характеризующиеся отсутствием непрерывности существования и организованности;

в) институциональные группы интересов то есть интересов формальных организаций (партий, собрания, администрации, армии, церкви), наделенных помимо выражения интересов и другими функциями (например, сплоченная группа офицеров, руководящий орган партии);

г) ассоциативные группы интересов добровольных и специализирующихся на выражении интересов организаций: профсоюзов, предпринимательских союзов, этнических или религиозных ассоциаций граждан.

 

Методы политического давления

Скрытые формы: шантаж, коррупция(коллективная, индивидуальная), использование родственных связей

Открытые формы давления: информирование, консультирование, угроза

основные объекты воздействия:

- партии которые удерживают или контролируют власть

- люди, которые принимают полит.решения

-общественное мнение, которое влияет на власть

 

Оппозиция и ее место в механизме властного общения.

«Оппозиция политическая» - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.

Оппозиция есть свидетельство того, что в обществе и государстве есть иные, нежели официальные, точки зрения, позиции, программы деятельности, с которыми следует считаться и, если они конструктивны, принимать на вооружение и к исполнению.

Политическая оппозиция есть необходимый и желательный элемент политического бытия общества. Оппозиция способствует плюрализации мыслей и действий, если она конструктивна. Деструктивная оппозиция, наоборот, занимается критиканством, популизмом, мешает действиям властей.

 

Классификация политических партий в современной России.

Политический спектр России можно представить следующим образом: левые, правые, центристы.

Центристы - Единая Россия. Данная партия была создана (2001г.) в результате объединения “Единства”, “Отечества”, а затем “Вся Россия”, которые принадлежали к одному – центристскому направлению.

К левому центру – партии социалистического, социал-демократического толка. Их лидеров можно назвать социально-ориентированными умеренными реформаторами. Левоцентристские партии лояльны к политическому режиму. В силу разобщенности этих партий их влияние на электорат слабое.

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Сергей Миронов

Все партии, находящиеся левее и правее центра – это партии в той или иной степени оппозиционные по отношению к политическому режиму.

К левым относятся КПРФ (Г. Зюганов) Социальная опора у КПРФ – часть рабочего класса, крестьянства, пенсионеры.

Правые – ЛДПР (Жириновский)

 

42 Конституционная система органов власти Российской Федерации

Принятие проекта новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Система государственных органов РФ: основные принципы. Разделение властей. Основные тенденции и противоречия государственной системы РФ. Механизмы модернизации государственных институтов. Представительная власть и ее эволюция. Съезд Народных депутатов РСФСР. Верховный Совет. Федеральное Собрание, его палаты, основные комитеты, их структура и функции. Фракции и депутатские объединения (группы) в российском парламенте. Институт президента в современной России: этапы и пути трансформации. Президент РФ. Политико-правовой статус. Конституционные полномочия. Правительство РФ, его состав и конституционные полномочия. Аппарат правительства РФ. Аппарат правительства РФ. Федеральные министерства, их структура и функции. Государственные комитеты РФ. Федеральные службы. Федеральные агентства РФ. Органы при Правительстве РФ. Судебная власть в современной России. Правовые механизмы и процедуры принятия политических решений. Механизм принятия и внесения изменений в Конституцию РФ. Участие органов власти и управления федерального и регионального уровня в процессе принятия решений. Контроль за реализацией политических решений, основные органы, механизмы и процедуры

Конституционная система органов власти Российской Федерации

Принятие проекта новой конституции РФ 12 декабря 1993г:

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса[6], но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева[7][8]. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на общенародный референдум, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

Система государственных органов РФ: основные принципы: В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. Согласно ст.11 Конституции РФ в нее входят органы государственной власти РФ и органы гос. власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно- правовая связь. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляетсобой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.Основные принципы:1)орган гос. власти устанавливается только государством в особом порядке, в соответствиис нормами конституции, законами или другими правовыми актами.Ст 3 ч.42) органы гос. власти могут состоять из выборных депутатов(принцип коллегиальности- правительство РФ) или в лице одного человека(принцип единоначалия- президент, министерство)3)система органов гос.власти строится на определенных принципах:-принцип суверенитета государств.власти т.е. ее полная независимость внутри страны и на международной арене.-Принцип суверенитета народа(прямая- непосредственная и представительная демократия)-принцип единства гос.власти, единства системы госуд.органов т.е. все система гос.органов должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства.-принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос.власти и органами гос.власти субъектов РФ(компетенция самой федерации и ее субъектов)-принцип выборности(распространяется на формирование высших представительных органов РФ и ее субъектов-президент)-принцип участия граждан в формировании и деятельности органов госуд. власти-принцип деятельности системы госуд.органов(право граждан обжаловать неправомерные действия или бездействия органов гос.власти)-нацелено на повышение эффектив.органов гос.власти.защиту конституц.прав граждан-принцип гластности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов(освящение деят.в СМИ-принцип разделения властей

Принцип разделения властей: идею о разделении властей высказывал еще Аристотель, в четвертой книге своего трактата «Политика»(он формулирует идею о разделении властей в государстве на три части: законодательную, должностную и судебную). В дальнейшем развитие теории связанно с именем Дж.Локка, который изложил свое политико-юридическое учение в труде «два трактата о государственном правлении» 1689 г.. Он был сторонником теории о естественных правах человека, частью которых он поступается ради создания государства для защиты граждан. Дж. Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную( регулирующую отношения с другими государств) власть.(судебную отдельно он не выделял, он считал ее элементом исполнительной власти!!!!). Однако, наибольший вклад в теорию разделения властей внес Ш. Монтескье, который в своей фундаментальной работе «О духе законов» 1748г. изложил результаты длительного исследования, придя к выводу, что достичь свободы можно при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушения законности посредством разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией "О государственном суверенитете Российской Федерации" 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).

Разделение властей по вертикале предпологает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы и представительных органов местного самоуправления.

Однако, деление органов на исполнит., законод. и судебную не абсолютно. Так президент РФ не может быть отнесен ни к одной из ветвей власти т.к.он глава государства, осуществляет управленческие полномочия(функция исполнит),но в то же время издает нормативные указы(функция законод.).

Дума РФ является законодат. органом, но в то же время назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ.

Верховный суд- судебный орган. Однако вправе издавать руководящие разъяснения обязательные для нижестоящих судов.

Кроме этого существуют так называемые «федеральные органы государственной власти с особым статусом»: прокуратура, академия наук, счетная палата Рф, центральный банк Рф, центральная избирательная комиссия, уполномоченный по правам человека.

Ех: прокуратура- в конституции РФ, рассматривается в главе посвященной судебной власти. Однако таковой не является т.к. не вправе осуществлять судопроизводство.

Принцип разделения властей- предпосылка правового госуд и верховенства права, выражается в структуре государственных органов и в разграничении полномочий и предметов ведения различных органов.

Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный совет:

Верхо́вный Сове́т РСФСР / Верхо́вный Сове́т Росси́йской Федера́ции — в 1938—1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990—1993 — постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Верховный совет:

Законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР (постоянно действующий парламент).

Полное название: до 25 декабря 1991 - Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с 25 декабря 1991 - Верховный Совет Российской Федерации.

Состав: 252 депутата в двух равночисленных и равноправных палатах.

Совет Республики: 126 депутатов от территориальных округов пропорционально численности избирателей в регионах.

Совет Национальностей: 126 депутатов - по 3 от 16 автономных республик (48), по 1 от 5 автономных областей и 10 автономных округов (15), 63 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Первоначально - только от национально-территориальных округов, позже ограничение снято.

Первоначально обе палаты избирались Съездом, позже - формировались Съездом путем делегирования по региональным квотам. В 1991 году существовал проект замены региональных квот фракционными, который не был принят Съездом народных депутатов.

Заседания: очередные сессии - 2 раза в год. За 4 года состоялись 7 нумерованных и 2 ненумерованных сессии.

Функции: принимал законы, ратифицировал договоры, назначал членов правительства (до 1991) и судей, объявлял амнистию (состоялась одна амнистия - 18 июня 1992).

В 1991-1992 ВС рассматривал (с правом отклонения) указы Президента по вопросам экономической реформы, противоречащие действующему законодательству (право издавать такие указы было предоставлено Президенту Съездом народных депутатов сроком с 1 ноября 1991 до 1 декабря 1992).

Законы: Принимались Верховным Советом, в тот же день подписывались Председателем ВС (без права вето). После 10 июля 1991 законы подписывались в 14-дневный срок Президентом, получившим право отлагательного вето, преодолеваемого простым большинством голосов (с обязанностью Президента подписать принятый повторно закон в 3-дневный срок). С 31 мая 1990 по 22 сентября 1993 приняты и официально опубликованы 333 закона РСФСР (Российской Федерации). 10 из них - об изменениях и дополнениях Конституции - приняты Съездом народных депутатов.

Нормативные акты принимались также в форме постановлений.

Съезд народных депутатов:

высший орган государственной власти в СССР (в 1989—1991), России (в 1990—1993), Дагестанской АССР (1990—1994).

Предложение о создании «двухэтажной» системы формирования высших органов Советской власти (Съезд — Верховный Совет) в СССР, его союзных и автономных республиках было выдвинуто М. С. Горбачёвым на XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988). 1 декабря 1988 года соответствующие изменения были внесены в Конституцию СССР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.