Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие политической культуры в России. 2 страница




Большинство союзных и автономных республик (кроме РСФСР) проигнорировали это требование союзной Конституции и при конституционной реформе 1989—1990 годов сохранили прямые выборы Верховных Советов.

Верховный Совет РСФСР был учреждён по подобию Верховного Совета СССР в 1938 году вместо Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) как высший орган государственной власти.

Высший орган государственной власти РСФСР/Российской Федерации с 16 мая 1990 по 21 сентября (4 октября) 1993.

Избран 4 марта 1990 на 5-летний срок. Распущен указом Президента 21 сентября 1993 (указ исполнен с применением бронетехники 4 октября 1993 года).

Полное название: до 25 декабря 1991 - Съезд народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с 25 декабря 1991 - Съезд народных депутатов Российской Федерации.

Функции: Съезд правомочен решать любой вопрос ведения Российской Федерации. Принимает Конституцию, утверждает главу правительства и руководителей высших государственных органов (суда и арбитража, прокуратуры, народного контроля), избирает членов Комитета конституционного надзора (судей Конституционного Суда), назначает референдум. С 1991 - отрешает от должности Президента.

Постановления Съезда народных депутатов, принимаемые простым большинством голосов имели высшую юридическую силу по отношению к законам, принятым Верховным Советом и нередко перераспределяли полномочия органов власти в отступление от норм принимаемой двумя третями голосов Конституции.

Состав: по штату - 1068 народных депутатов РСФСР

900 - по территориальным округам: пропорционально численности населения;

168 - по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

К началу работы I Съезда избраны 1059 депутатов. Число депутатов к 21 сентября 1993 - 1037, к 4 октября 1993 - 938.

Всего в 1990-1993 гг. с учетом довыборов по освободившимся округам избран 1081 депутат.

Кворум: 2/3 от общего числа депутатов, каковым считалось фактическое число избранных депутатов.

Заседания: по Конституции - ежегодно, фактически - 2-3 раза в год. Всего состоялось 10 съездов (I-II - 1990, III-V - 1991, VI-VII - 1992, VIII - X - 1993).

 Алфавитный список народных депутатов РСФСР/РФ

 Список народных депутатов РСФСР/РФ по округам

Механизмы модернизации гос.институтов: Под собственно же политической модернизацией в политической наукепонимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов,формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа,расширение участия масс в политике, становление правового государства игражданского общества. При этом политическая модернизация являетсясоставной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации - безопределенных изменений во властной и политической сфере невозможнообеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, всвою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и

гражданской культуры требует изменения политических институтов.

 

Федеральное собрание, его палаты, основные комитеты их структура и функции:

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным собранием РФ и законодательными представительными органами субъектов Федерации (законодательное собрание, городская дума, законодательный совет и пр.). По Конституции РФ (статья 94), Парламентом Российской Федерации является Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации и, согласно ч.1 ст. 95 Конституции, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Функции Совета Федераций формируется из делегатов от субъектов Федерации(по 2 от каждого т.е. по 1 от представительного и по 1 от законодательного орг.власти). Насчитывает 178 делегатов:

-утверждает границы субъектов РФ

-утверждает указы президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения

-назначает выборы президента РФ

-назначает на должность судей Конституционного суда, верховного суда и высшего арбитражного суда РФ

-назначает и освобождает от должности генерального прокурора РФ

-назначает на должность и освобождает от должности заместителя председателя Счетной палаты и 1\2 ее членов.

Функции Государственной думы состоит из 450 депутатов, работающих на профес.основе с 4-летним сроком полномочий. Избираются прямым всеобщим голосование по смежной системе:

-рассматривает вопрос о назначении Председателя правительства РФ

-решает вопрос о доверии правительству РФ

-назначает и освобождает от должности председателя центрального банка

-назначает и освобождает от должности председателя счетной палаты и 1\2 ее членов

-объявляет амнистию.

Комитеты: КОМИТЕТЫ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — постоянные органы палаты, создаваемые ею из числа депутатов, входящих в состав палаты, для подготовки и рассмотрения вопросов, относящихся к ведению палаты, и действующие в течение всего срока ее полномочий. Комитеты представляют собой вспомогательные органы. Созданы и действуют следующие комитеты: в Совете Федерации — по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по обороне и безопасности; по вопросам местного самоуправления; по конституционному законодательству; по судебно-правовым вопросам; по бюджету; по финансовым рынкам и денежному обращению; по экономической политике, предпринимательству и собственности; по промышленной политике; по делам Содружества Независимых Государств; по аграрно-продовольственной политике; по социальной политике; по международным делам; по делам Севера и малочисленных народов; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по природным ресурсам и охране окружающей среды и др. В Государственной Думе первого созыва было 20 комитетов, второго и третьего созывов — по 28. Каждая из палат может принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых. Полномочия комитета, порядок его организации и деятельности, численный и персональный составы определены Регламентом палаты. Так, в соответствии с Регламентом Совета Федерации комитет может быть образован из числа не менее 10 членов палаты. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 21) численный состав каждого комитета и каждой комиссии не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. Однако есть комитеты, в которых состоят 7 (по делам женщин, семьи и молодежи), 8 (по вопросам местного самоуправления, 9 (по делам национальностей) депутатов, а в Комитет по бюджету и налогам входит 52 депутата.

Все члены палаты (за исключением председателей и их заместителей) обязаны работать в комитетах. При этом каждый депутат (член) палаты может состоять только в одном комитете. В заседаниях комитетов могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты (члены), не входящие в состав данного комитета, а также представитель Президента РФ, члены федерального Правительства и иные лица.

Основным направлением деятельности комитетов Государственной Думы является предварительное рассмотрение законопроектов, их подготовка к обсуждению палатой, подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение палаты. По решению Государственной Думы комитеты готовят запросы в Конституционный Суд, дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта Федерального бюджета. Комитеты Совета Федерации рассматривают принятые Государственной Думой федеральные законы и готовят по ним заключения, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов, решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты. Кроме того, комитеты палат организуют парламентские слушания, содействуют проведению в жизнь законов и постановлении, осуществляют контроль за реализацией законов и др. Решения комитетов носят рекомендательный характер. По основным направлениям своей деятельности Комитет может создавать подкомитеты.

Правительство Рф, его состав и конституционные полномочия: В систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят министерства РФ и иные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также управление делами президента РФ. По организационно-правовым формам органы исполнительной власти подразделяются на:
1. правительства;
2. советы министров, имеющие статус правительства;
3. министерства;
4. государственные комитеты;
5. комитеты;
6. службы;
7. главные управления;
8. управления;
9. инспекции;
10. агентства;
11. департаменты;
12. администрации;
13. мэрии;
14. отделы;
15. другие органы исполнительной власти;Согласно Конституции Российской Федерации (ст.110), исполнительную власть РФ осуществляет Правительство. Оно является высшим органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны. Положение Правительства обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральномконституционном законе от 17 декабря 19997г. «О Правительстве Российской Федерации».Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти. Как высший исполнительный орган Российской Федерации, Правительство в пределах своих полномочий:- организует исполнение Конституции,- организует исполнение внешней и внутренней политике, федеральных законов, указов Президента,-обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение-разрабатывет и осуществляет меры гос.поддержки развития науки-обеспечивает проведение единой гос.политике в области охраны окружающей среды и обеспечивает экологическую безопасность-осуществляет регулирование в соц-экономич.сфере-осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и гос.безопасности-осуществление международных договоров Российской Федерации,- осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ,- принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В соответствии с Конституцией (ст.111), предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Еще раз отметим, что Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом, Президент может сам принять решение об отставке Правительства.Правительству принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Оно дает письменные заключения на законопроекты, представляет Гос.думе федеральный бюджет и отчеты о его использовании. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. Если же нижняя палата парламента в течение трех месяцев повторно выразит свое недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Аппарат Правительства Российской Федерации – государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. Аппарат Правительства готовит экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты документов, представляет по ним предложения, а также аналитические и справочные материалы по вопросам, рассматриваемым в Правительстве. Аппарат обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности, организует проработку парламентских запросов, готовит по ним проекты поручений Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства.
Аппарат Правительства направляет запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения и ответа, а также направляет в федеральные министерства, службы и агентства проекты федеральных законов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы, для подготовки заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства. Аппарат Правительства осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, оформляет принятые решения.
Аппарат Правительства обеспечивает представление интересов Правительства в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, а также организует представление интересов Правительства в судах федеральными министерствами, службами и агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство. Аппарат рассматривает обращения граждан и организаций, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу. В его состав входят: Заместители Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, полномочные представители Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации; Секретариаты Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации[2] и Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – Министра Российской Федерации; Административный департамент Правительства Российской Федерации и 10 департаментов(государственного управления и местного самоуправления, массовых коммуникаций, культуры и образования, международного сотрудничества, оборонной промышленности и высоких технологий Правительства Российской Федерации и т.д) Федеральные министры их структура и функции: Министерство Рф- федеральный орган исполнительной власти, проводящий гос. политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ. Деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнит. Власти. Министерство возглавляет входящий в состав правительства РФ министр РФ.Федерал.министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом РФ по предложению председателя правительства РФ.
5 из 24 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении президента: 1. Министерство внутренних дел; 2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 3. Министерство иностранных дел; 4. Министерство обороны; 5. Министерство юстиции. Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ: 1. Министерство РФ по атомной энергии; 2. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; 3. Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; 4. Министерство РФ по налогам и сборам; 5. Министерство здравоохранения РФ; 6. Министерство имущественных отношений РФ; 7. Министерство культуры РФ; 8. Министерство образования РФ; 9. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ; 10. Министерство природных ресурсов РФ; 11. Министерство промышленности, науки и технологий РФ; 12. Министерство путей сообщения РФ; 13. Министерство РФ по связи и информатизации; 14. Министерство сельского хозяйства РФ; 15. Министерство транспорта РФ; 16. Министерство труда и социального развития РФ; 17. Министерство финансов РФ; 18. Министерство экономического развития и торговли РФ; 19. Министерство энергетики РФ.
Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является.
Полномочия федеральных министров весьма обширны. Они: 1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ; 2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства; 3. обеспечивают их исполнение; 4. принимают участие в выработке и реализации политики Правительства; 5. обладают всеми другими установленными федеральным законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству РФ, а также Президенту по вопросам, отнесённым к их компетенции. Федер. Министры учавствуют в заседаниях правительства; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений правительства, обеспечивают их исполнение. Федеральная служба — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству Россиифедеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Из 13 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству РФ только 5 (архивная служба; служба геодезии и картографии; служба земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению и банкротству), а остальные 8 находятся в прямом подчинении (Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба специального строительства; Федеральная пограничная служба).
Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России Из 8 ныне существующих Российских агентств Президенту подчинено только 1 - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. А остальные находятся в непосредственном ведении Правительства РФ - авиационно-космическое агентство; агентство по боеприпасам; агентство по обычным вооружениям; агентство по системам управления; агентство по судостроению; агентство по патентам и товарным знакам; агентство по государственным резервам.
Оба федеральных надзора (Федеральный горный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности) находятся в прямом подчинении и полном ведении Правительства РФ.
Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского агентства, а федеральный надзор - начальник федерального надзора. Судебная власть в современной России: Судебная власть РФ строится в соответствии с конституционным законом «о судебной системе». Осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном пордке к осуществлению провосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление провасудия. Суд. власть самостоятельна и действует независимо от законод. и исполнительн. Осуществляется посредством конституцион, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией и законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом не допускается. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.
Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт- Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел. Институт президенства в современной России: этапы и пути трансформации: В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.

Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.[1]

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы Президента позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.[2]

В законе “О Президенте РСФСР” от 24 апреля 1991 г. было всего 11 статей. Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон “О Президенте РСФСР” был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.