Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие политической культуры в России. 3 страница




Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства.[3]

Таким образом, пост Президента является новшеством для Российской Федерации. Поэтому анализ института президентства в системе государственной власти России представляет собой актуальное направление в государственно-правовых исследованиях.

Фракции и депутатские объединения в российском парламенте:

Депутатское объединение представляет собой группу депутатов, объединившихся для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Согласно ст. 16 Регламента Государственной Думы депутатское объединение в Государственной Думе формируется на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в его работе. Депутатские объединения - это те органы нижней палаты, которые реализуют программы политических партий, движений, представленных в российском парламенте. Регламентом Государственной Думы (ст. 28) предусмотрены две организационные формы таких объединений: фракции и депутатские группы. При этом фракции и депутатские группы обладают равными правами. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Депутатские объединения подлежат регистрации во Временном секретариате Государственной Думы. Временный секретариат палаты представляет палате, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп, после прекращения его деятельности регистрация и ежегодная перерегистрация депутатских групп осуществляется комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы палаты. Незарегистрированные объединения депутатов не пользуются правами фракции или депутатской группы. О принимаемых решениях депутатские объединения обязаны информировать Председателя палаты и Совет Думы. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Депутаты, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из состава депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

Депутатские объединения наделены широкими полномочиями. Они предварительно обсуждают кандидатуры на должности председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и комиссий палаты, а также персональный состав коллегиальных органов Государственной Думы. Депутатские объединения обладают правом на пропорциональное представительство во всех органах палаты и официальных парламентских делегациях. Комитеты и комиссии Государственной Думы формируются на основе принципа пропорциональности, с учетом профессионального опыта и согласия депутатов заинтересованных депутатских объединений. Каждому депутатскому объединению гарантируется право на выступление своих представителей по всем вопросам повестки дня заседаний Государственной Думы. Никакое депутатское объединение не может выступать от имени многонационального народа России. Депутатские объединения проводят как открытые, так и закрытые заседания. Председатель Государственной Думы обеспечивает зарегистрированные депутатские объединения помещениями, необходимым оборудованием, административно-техническим персоналом.

Депутатская группа - это депутатское объединение, представленное в Государственной Думе депутатами, не вошедшими во фракции. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 28) регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов палаты.

 

Президент Рф: его правовой статус и конституционные полномочия: Правовой статус:

Правовой статус Президента России определён главой четвёртой Конституции Российской Федерации. Он избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в этой стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд (после смерти Б. Н. Ельцина 23 апреля 2007 г., единственным ныне живущим таким лицом является В. В. Путин). Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Показателем особого статуса выступает то, что президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики. Он занимает особую роль в системе гос.власти и не может быть отнесен к какой-либо ветви власти. Он выполняет как бы роль арбитра м\у другими органами власти. Он осуществляет управленческие полномочия и в то же время издает нормативные указы.

Свои полномочия он выполняет самостоятельно независимо от других органов гос.власти. их он получает от народа на основе закона, поэтому он не подчинен и не подотчетен никому. Он обладает неприкосновенностью, что подчеркивает его особый статус и обеспечивает устойчивость президентской власти. Является верховным главнокомандующим России.

Полномочия, связанные с его статусом как главы государства:

· принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности в установленном Конституцией России порядке;

· обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

· право использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

· представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях;

· Полномочия, связанные с взаимодействием с органами исполнительной власти:

· назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации (далее по тексту — Председатель Правительства России);

· право председательствования на заседаниях Правительства Российской Федерации (далее по тексту — Правительство России);

· принятие решения об отставке Правительства России;

· назначение по предложению Председателя Правительства России на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров;

· право приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

полномочия, связанные с взаимодействием с органами судебной власти и прокуратуры:

· представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, внесение предложения об освобождении его от должности;

· назначение судей других федеральных судов;

Полномочия, связанные с его статусом как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации:

· формирование и возглавление Совета Безопасности Российской Федерации;

· утверждение военной доктрины России;

· назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации;

· введение на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

Полномочия в области международных отношений:

· назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

· осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

· ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации;

· подписание ратификационных грамот;

· принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

Полномочия, связанные с взаимодействием с органами законодательной власти:

· назначение выборов Государственной Думы;

· роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России;

· внесение законопроектов в Государственную Думу;

· подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов;

· обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

Иные полномочия:

· назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

· введение на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

· формирование Администрации Президента Российской Федерации; представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации и постановка вопроса об

· освобождении его от должности;

· решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища;

· награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почётных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

· осуществление помилования;

· издание указов и распоряжений;

· назначение руководителей ряда государственных корпораций.

Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

· Федеральная миграционная служба (ФМС России)

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

· Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

· Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

· Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)

· Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ)

· Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)

· Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

· Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

· Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

· Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)

· Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

· Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России)

· Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

· Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) (ФСКН России)

· Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) (федеральная служба)

· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

· Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

Правовые механизмы и процедуры принятия политических решений: Многоуровневый характер принятия решений. Процесс принятия решений представляет собой эпицентр государственного управления, наглядно демонстрирующий не только назначение, но и специфику данного типа урегулирования общественных отношений. Как известно, процесс принятия не только государственных, но и решений как таковых исследуется в науке с точек зрения нормативной(правовой) и поведенческой теорий. Первая из них трактует его как процесс ра­ционального выбора управленческих целей в сложных ситуациях. Таким образом, в принятии государственных решений схо­дятся сразу несколько логик и мотиваций выдвижения (и реализации) целей. Причем, с одной стороны, они складываются, под специфиче­ским влиянием целого спектра норм и воззрений, стимулирующих, но одновременно и ограничивающих постановку и способы решения социальных проблем: характерных для данного общества социокуль­турных традиций, ценностей правящего режима, норм действующего законодательства, стереотипов административной среды и т.д. С дру­гой стороны, - под существенным воздействием тройственной струк­туры государственных органов (центр-регион-местность), а также интересов отдельных отраслей, ведомств, организаций, групп давле­ния и даже отдельных лиц, задействованных в принятии соответст­вующих решений.

Значение процессов принятия государственных решений и для политической теории, и для практической политики настолько велико, что сама интерпретация политической власти и административного управления в западной политологии сводится к реальному контролю над принятием решений, тогда как лиц, принимающих решения (ЛПР), особенно решения стратегического характера, относят к властвующей элите (А. Хиггли). Одним из первых, кто включил эту проблематику в политологию, был Г. Саймон, работа которого 'Административное поведение: Исследование процесса принятия решений в административных органах' (1945) заложила основы специальной теории принятия государственных решений.

В социальной теории существует немало определений категорий политического и управленческого решений. Приведем лишь два варианта из числа наиболее распространенных и типичных определений этого научного понятия. Во-первых, в соответствии с постулатами теории 'рационального выбора' (rational choice) государственное решение связано с выбором модели поведения из ряда альтернативных вариантов. Политическое решение - это выбор одного из минимум двух возможных политических действий. Во-вторых, в рамках деятельностного подхода' государственное решение определяется как идеальный результат деятельности и оптимальные средства ее достижения в работе органов публичной власти, цель, имеющая императивное значение в пределах своей компетенции.

Процесс принятия государственных решений распадается на отдельные этапы и функциональные фазы. Существуют различные точки зрения на определение границ и числа основных этапов принятия управленческих решений. В обобщенном плане можно было бы выделить следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных решений:

1. Определение приоритетных проблем и формирование политической 'повестки дня'. На этом начальном этапе собирается, селектируется и анализируется предварительная информация, необходимая для принятия политического решения. Изучаются интересы, запросы и требования отдельных индивидов, социальных групп и общественных объединений, отбираются приоритетные проблемы, требующие своего решения и создается общественно-политическая 'повестка дня' для ожидаемых от правительства или других государственных органов действий.

2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем. Выработка инвариантов решения связана как с объективной потребностью в оптимизации выбора наилучшего решения из нескольких альтернатив, так и с субъективными устремлениями и давлением на процесс принятия решения различных социальных сил, часто конкурирующих между собой и пытающихся 'продавить' свой проект того или иного политического решения.

3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения. Это, по сути дела, и есть основной этап в процессе принятия решения, технологически осуществляемый субъектами государственного управления в демократических странах при помощи выясненных выше способов голосования или получения консенсуса. Здесь решение приобретает общеобязательную форму для всех граждан, попадающих в сферу его компетенции.

4. Реализация и проведение в политическую практику принятых государственных решений. Управленческое решение практически внедряется и претворяется в жизнь на данном этапе. Государственная администрация в зависимости от политического режима данной страны использует комбинацию способов (принуждение и убеждение) и отдельных социотехнических средств (манипулирование, маневрирование и так далее) для осуществления принятых стратегических решений.

5. Контроль за ходом осуществления решения и 'обратная связь' с его результатами. Это завершающий весь цикл принятия решения этап. Отсутствие контроля и 'обратной связи' приводит к тому, что государственное решение либо искажается, либо просто перестает выполняться, либо даже приносит обратные исходному его замыслу результаты. Сам же смысл контроля за реализацией тех или иных государственных решений заключается в постоянном сопоставлении практических мероприятий, технологических операций с исходной моделью политического решения, планами и программами. Контролю подлежит как выполнение законодательных решений, определяющих различные нормы и процедуры поддержания институционального порядка в обществе (борьба с коррупцией, другими формами преступности), так и решения органов исполнительной власти, занятых оперативным распределением финансовых и других материальных ресурсов согласно общим пропорциям, заложенным в государственном бюджете. На последних этапах происходит продвижение от выработки рефлексивной модели общеобязательного решения к его практическому внедрению.

Участие органов власти и управления федерального и регионального уровня в процессе принятия решения: В процессе принятия политических решений участвуют с одной стороны: госуд.администрация (высшая, средняя, низшая) и неформальные административные группы. С другой стороны: правящая политическая элита(включая и оппозицию), различные группы давления и общественные органы(СМИ). Так как принятие политических решений может быть либо групповым или индивидуальным, то надо учитывать структуру и специфику самой организации, а также суть вопроса, по которому принимается решение.

Идентификация ЛПР(лиц принимающих решение) - это проблема возобладания формаль­ных или неформальных процедур, правил или индивидуальных (групповых) пристрастий, действующих в сфере принятия решений. В то же время ответственность за приверженность этим многообраз­ным - нормативным или межличностным - средствам мотивации управленческих действий, весьма и весьма различна. (Причем такая несбалансированность ответственности существует не только на дан­ном, но и на последующих этапах принятия решений). Например, эксперты, привлекаемые государственными службами, практически мало за что отвечают при выдвижении той или иной рекомендации. В то же время политические элиты при решении любых сколь-нибудь значимых проблем по сути всегда рискуют если не статусом, то своим имиджем.

Существенную роль при определении характера и возможно­стей ЛПР играет его групповой или индивидуальный состав. Как показывает опыт, "коллективное руководство" при принятии решений - особенно в критических условиях - проявляет непростительную мед­лительность и склонность к поступкам, размывающим понятие ответ­ственности. Индивидуальное же ЛПР более мобильно, ответственно. Однако нередки случаи, когда такие наделенные властью субъекты используют свое положение не для творческого подхода к делу. Огра­ничиваясь формальным отношением к делу, они предпочитают за­ниматься не столько решением общественных проблем, сколько ис­пользованием своих служебных полномочий для укрепления собственного имиджа и решения сугубо персональных вопросов.

Механизмы принятия и внесения изменений в конституцию РФ:

Процедура изменения и пересмотра конституции РФ усложнена по сравнению с процедурой изменения федеральных законов.

Она регламентируется гл.9 конституции РФ «о внесении поправок и пересмотре конституции» и федеральным законом «о порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции РФ»

Предложение о поправках и пересмотре положений конституции могут вносить:

-президент РФ

-совет федераций

-гос.дума

-правительство РФ

-Законодательные(представительные) органы субъектов РФ

-группа численностью не менее 1\5 членов совета федераций или депутатов гос.думы

Положения глав 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены, в противном случае если за это проголосовало не меньше 3\5 от общего числа депутатов гос.думы, то законопроет направляется в совет федераций на рассмотрение,если это предложение будет поддержано 3\5 от общего числа членов совета федераций и депутатов гос.думы, то собирается конституционное собрание, собирается которое либо подтвержает неизменность конституции, либо разрабатывает новый проект конституции, который утвержается 2\3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при котором более 1\2 должны проголосовать «за» и явиться на голосование.

Пересмотр гл.3-8 происходит в 3 чтениях:

-считается принятым, если одобрен не менее 2\3 голосов от общего числа депутатов

-если совет федераций отклоняет проект изменения закона о поправках, то для преодоления может быть применена процедура повторного рассмотрения закона

-закон считается принятым если за него проголосовало не менее 2\3 депутатов думы

Изменение ст.65(определяет состав РФ) происходит на основании федерального конституционного закона о принчятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно- правового статуса субъекта РФ.и включается в ст 65 указом президента.

Механизмы модернизации гос.институтов:

Представительная власть и ее эволюция: Представительная власть - в широком смысле - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении, на строго определенный срок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.