Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приведем в качестве примера два известных ранее определения политической ре­гионалистики




В. Гельман и C. Рыженков определяют политическую регионалистику как "совокупность исследований как макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение злит, выборов и т.п.), таки Специфиче­ских аспектов регионального и местного управления, связанных c процессами обще­национального масштаба».

H. Медведев дает следующее определение. "Политическая регионалистика — одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межре­гионального взаимодействия, при этом уделяющее особое внимание пространствен­ным формам политических явлений, динамике политических процессов и институ­тов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных злит, проблемам взаимодействия центра и периферии, a также обратному воздействию региональной политической среды на государст­во и общество в целом».

Функции и методы политической регионолистики: находятся в тесной зависимости от акторов. Их можно определить в тот момент когда актор вступает в политические отношения по распределению политической власти непосредственно в регионе, на основе политических интересов, целей, установок, ориентаций, идеалов, веры.

Основные функции:

теоретико-познавательная - связана с формированием знания о региональной политики в целом и региональной политики в частности, а также о ее роле в жизни общества

мировоззренческая – способствует выработке определенного видения политической действительности как в разрезе регионов (субъектов федерации, муниципальных образований…), так и в целом в государстве и обществе.

регулятивна я – предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия

оценочная (аксеологическая) – дает более или менее точную оценку событий в регионе или в регионах государства в целом.

прогностическая – раскрывает тенденции развития региональной политики и политических явлений в целом через прогноз.

Структура: поскольку п.р. включает как одушевленных так и не одушевленных акторов(институты, власть, полит отношения, культура, сознание).

Методы политической регионолистики связаны с конкретными способами и средствами для обретения знаний о региональной политики, и определения влияния регионов на общенациональную политику. Методы политической регионолистики во многом схожи с методами теоретического и эмпирического познания общей политологии.

Методы теоретического познания- здесь широко используются следующие методы:

1) Диалектический

2) Системный

3) Метод формализации

Эти методы дают возможность рассматривать явления политической жизни в регионах с учетом противоречивости региональных политических процессов, взаимосвязи компонентов региональной и общенациональной политической жизни, постоянного качественного изменения, и позволяет представить региональную политику как целостную политику, которая формируется при взаимодействии всех ее частей.

Что касается метода формализации, он дает возможность сравнивать и сопоставлять политические явления в политическом разрезе по сходным параметрам, для того чтобы определить различия и сходства, этот метод также позволяет политической регионолистики показать все многообразие связей и тенденций региональной политической жизни.

Эмпирические методы используются как для получения новых знаний о политическом регионе: различные формы анкетирования, беседы, интервью, опросы, статистические методы, математические.

Регион – часть территории гос-ва, выделяющаяся своеобразием природно-климат условий, хоз специализацией, особенностями быта и полит деят-тью населения.

с точки зрения географии под регионом понимаем территорию и население.

полит система региона – власть (админ структура) и общество, они взаимосвязаны и взаимодействуют.

«Регион» - отличается от понятия территория – специфической целостностью (общее для всего региона и чем он отличается от др регионов).

Регион – понятие многозначное. От латинского, область, страна. От regnum – царство. Регион может быть и территорией, и акваторией.

Признаки региона:

1. Целостность

2. Регион – социо-культ множество в единстве

3. Особый образец организации жизнедеятельности – признание кжд человеком к-л регионального самоопределения

4. В регионе происходит трансляция особой культуры, самодостаточность

5. Регион всегда самобытен – особый социо-культурн код (географы детерминизм)

В узком (политико-правовом) смысле слова под регионом понимают админ-терр образования. В широком — территор образования, в этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатическую зону; геогр территорию; межгосуд территорию; эконом или хоз-эколог район.

В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, соц-эконом, нац-культ и иных условий. Но при этом кжд научная дисциплина отдает приоритет тому или иному регионообразующему фактору.

В политологии «регион» — это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическим и культурными условиями. В политол лит-ре регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом гос-ва, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географ фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций.

В теории гос управления дается формально-юрид трактовка региона как субъекта федерации или иной субнацион единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или др законами.

В Указе Президента РФ «Об основных положениях регион политики в РФ» под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, соц-эконом, нац-культ и др условий.

 

Существует сложность, на каком уровне рассматривать регион. Регионы, включающие несколько стран.

В западной науке выделяют:

1. Макрорегионы (ЕС);

2. Мезорегионы (Балканы);

3. Микрорегионы (внутри страны, например: Бавария);

А в России выделяют:

1. Макрорегионы (Северо-Западный регион);

2. Мезорегионы (Калининградская область);

3. Микрорегионы (район).

Различные классификации регионов:

I. в России: регион – субъект РФ (чисто административно-юридическое значение).

II. В Европе в законодательстве: европейский регион.

Трансграничный регион – регион трансграничного сотрудничества, еврорегион (в обиходе).

Европейский регион с точки зрения ЕС – территориальное образование, предшествует государству – региону, и должен иметь правительство, региональные законы и определенный уровень автономии, статус которого может быть изменен при участии региона.

В Германии 16 земель:

· 13 территориальные земли;

· 3 города федерального значения: Берлин, Бремен, Гамбург.

Трансграничный регион - (зародилось в Германии и Франции в 1946г. 1 регион Эльзас-Лотарингия в 1960г.). – это регион, включающий региональные приграничные общины, который обладает бюджетом и совместными программами и существуют на основе системы договоров.

Проблемный регион – регион, нуждающийся в донорской помощи.

Регионы делятся на:

· Регионы-доноры;

· Депрессивные регионы (реципиенты): Например, Калининградская область.

Регион может быть донором по показателям:

· Торгового баланса (Москва больше потребляет, чем производит);

· Платежный баланс.

Регионы:

· Экономические (характеризуется специализацией в экономике, разделением труда):

Например: а) отраслевая специализация (в какой-либо области);

б) функциональная (например, инновационная).

· Административный (необходимо, чтобы он соответствовал культурно-исторической области) - уровень политико-административного устройства, через который осуществляется центральная власть.

· Социо–культурный регион – территориальная общность, сформировалась в результате развития…

Регионы:

· Макрорегион (множество государств);

· Субрегион (меньше государства).

3 макрорегиональных центра:

· Азиатско-Тихоокеанский (АТР);

· Европейский Макрорегион;

· Северо-Американский(NAFTA).

В России регион приравнивают к субъекту РФ.

Автаркия – замкнутость региона или государства, которая пытается обеспечить себя во всем и ни от кого не зависеть. Например, Северная Корея и их идея «ЧУЧХЕ», т.е опора на собственные сил.

Туровский: Регион -это "безразмерное" понятие. Оно может использоваться для обозначения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфических свойств. Регион -это целостность и одновременно часть целого.

Родственным региону понятием является "ареал". По определению Б. Родомана, "ареал в самом широком смысле слова - это определенная ограниченная пространственная часть какого-либо объекта или, что то же самое, определенная часть пространства"

Э. Алаев: регион - это "территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории".

Понятие "регион" активно используется в геополитике, в международных отношениях, где им обозначают крупный территориальный блок (например, Азиатско-Тихоокеанский регион). В геополитике регион рассматривается как часть самого крупного территориального целого, всего общемирового политического пространства. Необходимость проведения границы между геополитикой и политической регионалистикой заставляет нас ввести понятие "регион", используемое непосредственно в последней.

В политической регионалистике регион следует рассматривать в узком и широком смысле этого понятия. В узком смысле политический регион - это административная единица первого субнационального уровня. В широком смысле политический регион представляет собой часть государственной территории, которая характеризуется определенными политическими качествами и характеристиками.

1. Регион может быть формальным, т.е. существовать де-юре, являясь, например, административной единицей.

2. Регион может быть неформальным, тогда его существование определяется, например, самими учеными на основании специальных исследований территориальной структуры по тем или иным политическим характеристикам.

Политическая регионалистика активно пользуется одним важным допущением. Регион воспринимается как активная политическая единица, как политический актор. Политическая регионалистика рассматривает регион как локализованное социально-политическое сообщество, т.е. группу людей, проживающих на определенной территории.

Клемешев: В отечественной литературе на основе однородности выделяются зоны (зонирование), на основе комплексности — комплексы, на основе сочетания этих двух признаков — районы. Все эти три понятия подпадают под определение региона.

С точки зрения западных экономистов, регион рассматривается как некая единица, которая определенным образом реагирует на изменяющиеся условия, воздействующие на экономический рост и благосостояние.

В документах Евросоюза упоминаются культурные, экономические, социальные, административные регионы.

Но чаще всего под регионом понимается административный регион, т. е. область, объединенная по управленческому принципу и обладающая едиными полномочиями. Многие российские ученые также рассматривают регион как субъект Российской Федерации. Так, В. Г. Игнатов и В. И. Бутов дают следующую трактовку понятия: “Регион — территория в административных границах Российской Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.

Кроме этого, термин регион используется для обозначения территории, охватывающей несколько государств или административно-территориальных единиц соседних государств. Это интер- или мультинациональный регион, например, регион Балтийского моря.

Регионы ЕС, обладающие значительными правами и финансовыми ресурсами, объединяются с регионами соседних стран в так называемые еврорегионы, которые могут образовывать подпространства внутри экономического пространства ЕС.

В отечественной географической литературе под регионом долгое время понимался определенный таксономический уровень районов — макроуровень: как о регионе речь могла идти о европейской части страны, Сибири, Дальнем Востоке.

Более широким является подход к регионам Ю. Н. Гладкого и А. И. Чистобаева как к разнообразным, относительно целостным территориальным образованиям, а к регионоведению как синтезу научных знаний о регионах.

Развитие регионализма в ЕС привело к появлению на Западе такого пониманию термина регион, как всеобъемлющий т ерриториальный комплекс, субъект и объект управления.

Принципиальные различия заключаются в разных подходах к определению соотношения понятий “регион” и “территория”. Эти различия сформировались исторически и обусловлены особенностями процессов регионообразования в западной Европе и России. Как отмечает И. Бусыгина, “оформившиеся еще в средние века территориальные сообщества не только не растворились в нации-государстве, но сохранились и ныне выходят из его тени. Отражением этого процесса является получившее распространение понятие “Европа регионов”.

А. Маркузен определяет регион как синтетическое понятие, “исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социо-экономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких как город или нация”.При таком подходе именно региональные идентичности рассматриваются как своеобразный ключ к конструированию региона как политического, социального и институционального пространства.

1. Современные подходы к выделению региона в европейских странах.

 

Регион = европейский регион, трансграничный регион. Европейский регион (с т.з. ЕС) – территориальное образование, которое предшествует уровню государства. Должен иметь собственное правительство (земли, кантон), разная степень полномочий, особые региональные законы, определенный уровень автономии. Статус региона может быть изменен только с согласия региона и при его участии. (в унитарном гос-ве определяет центр) Политика регионального выравнивания. Европа состоит не из государств, а из регионов. Донорская помощь если состояние ниже 75% от среднего.

Трансграничный регион. Движение зародилось между Францией и Германией в 1946 г. (Эльзас и Лотарингия) – там множество немцев, а принадлежит Франции. ТР – регион, крый включает общие приграничные территории двух ли более государств, обладающий определенным бюджетом и совместными программам в области культуры, экономики и т.д. Существуют на основе договоров. Регионы доноры и реципиенты (депрессивные) (например из-за упадка угольной отрасли). Можно выделять с т.з. торгового баланса (не корректно), ВРП, платежного, бюджетного баланса.

2. Российские особенности определения региона. Регион = субъект РФ, как правило, но не всегда (прикамье)

3. Макрорегион, мезорегион и микрорегион.

Макрорегион - включает несколько стран. 3 полюса в мире: АТР, ЕС, Северная Америка (нафта). В Росси субъект. Мезорегион – страноведческий. Микрорегион – субрегиональный. Понимание зависит от уровня. Ех: Европа – Балканы – Косово. Россия – ко – Черняховский ГО.

При соотношении с уровнем власти: макро – наднациональный, микро – внутри государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.