Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сутра 2.1 тапас/свадхьяй/ишвара/пранидханани / крийя/йогаха




Часть 2. Средства

Участники беседы

Устные комментарии по йога сутрам Патанджали Андрея Парибока

Андрей Парибок - востоковед-философ, лингвист. Кандидат филологических наук, доцент Философского ф-та СПбГУ. Переводчик с пали, санскрита, французского, немецкого.

Ринад Минвалеев (Р) - российский физиолог, исследователь традиционных систем оздоровления, кандидат биологических наук, доцент СПбГУ.

Кристина (К).

Курсивом обозначены вопросы, обращения, высказывания, обращенные Кристины и Ринада к Андрею Парибоку

К. Средства достижения чего?

Средства достижения самадхи, конечно.

Р. Как раз у Цигуменова четко сказано, что в первой главе излагается вывод для тех, кто обладает от рождения весьма сосредоточенным умом. А теперь описан вывод для тех, чей ум менее сосредоточен.

К. А в 4-ой главе, интересно, что описано?

А 4-ая главе…, Большинство считает, что она вообще была дописана позднее.

К. Деградируем потихоньку. Скоро допишется еще одна

Р. У нас дальше описываются очень интересные термины: тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана составляют крийя йогу.

Крийя йога – это можно сказать, процедурная йога. Там просто йога, сел и в йожился. А тут, если сразу, «в йожиться» не выходит, там йога все напрягается, напрягается в первой стадии, тогда (применяется) …- процедурная йога (подход).

Еще раз поясню, что такое со средствами. Вот столб – залезай. Не получается. Ну, на тебе «кошку», может с помощью кошки залезешь. Вот это уже средство.

Р. И одно из этих средств, как раз тапас.

Тапас – это не аскетизм. Тапас был аскетизмом не в йоге, а у тапасинов всяких, которые 10-тысяч лет стояли на цыпочках, по горло в воде или сидели и до того досиделись, что вокруг них муравейник вырос. Вот такие штучки. Это называлось тапасом, не в йоге. В йоге – это просто закалка. Т.е. повышение границ приемлемости, когда ты можешь выполнять свои задачи.

К. Мы, же получается, прикладываем усилие.

Да. Но это не аскетизм. Это просто закалка.

Р. Вот происхождение слова «тапас» от слова разогрев, ярость…

Это русский корень «топить» и топить печку и топить снег.

Р. Это фактически производство тепла, использование тепла. Все равно как – это разогрев..

Но это духовный разогрев.

Р. Но в любом случае этот разогрев сопровождается реальным теплом.

Ну это, если только дунул

Р. Почему интересно, потому что по некоторым соображениям тумо является одним из продолжением тапаса.

Ну это нет. Это конкретная техника. А тут тренировка, чтобы сносить жару, что для Индии более актуально, чем выносить холод. Или выносить голод, жажду. Повышение диапазона приемлемости.

К. Тапас – дискомфорт?

Тапас – не дискомфорт. Тапас – это тренировка для того, чтобы то, что вызывало дискомфорт перестало его вызывать. Это и есть закалка. Не только температурная закалка, в общем смысле закалка. «Стойкое перенесение трудностей», как говорится в уставе.

Р. Создатель вашего факультета Торчинов дает интересную ______ тапаса, что это «курица (или птица), которая согревает яйца и за счет этого худеет».

Да. Самое старое значение, бытовое, не йоговское – это тепло от наседки. Потому что смысл такой, что греет, греет и, благодаря этому, вылупится.

Р. Вылупится и похудеет.

Главное, что яйцо вылупится, а не курица похудеет. Йог сидит и высиживает чего-то, а потом __ и яйцо снесет.

Р. Тогда аскетические проявление, это то, что птица похудеет, она себя истязает за счет этого…

Да. там была совсем другая идея. Не йоговская, но тоже интересная. А именно. Я понимаю, что у меня есть природа и мать природа бренная, и она мне не подчиняется. Я воздвигаю себе столб формального своеволия – на фиг эту природу. Я своей формальной волей задавлю природу – это и есть идея тапаса.

Р. Тапаса не йоговского?

Да, не йоговского. Вот именно это. Буду есть какую-нибудь дрянь последнюю и заставлю себя переваривать.

Р. Съем мотоцикл.

Всякие легенды показывали к чему это приводит. Человек становился совершенно нечувствительным к разным искушениям, но делался жутко сварливым. Потому что не получал никакого удовольствия.

Р. Теперь свадхьяя, начитывание мантр…

Свадхьяя, в ведийской практике – это исполнение ведийских текстов для себя, т.е. не для заказчика. И исполнение их в полголоса или почти беззвучно. Это, естественно, может быть чтение мантры (той самой мантры «Ом»). Ее не обязательно так громко и звучно, как я тогда говорил________. А также – это изучение йоговских текстов, методичек.

К. изучение священных текстов.

Нет, священных не обязательно. Йоговских.

К. «…и посвящение поступков Ишваре…».

«Посвящение поступков» здесь нет. Здесь ____«на образе Ишвары сосредоточиваемся». У нас здесь есть тройка. Тапас – соответствует телу, свадхьяя – соответствует речи, а Ишвара пранидхана – соответствует уму.

Р. Это, собственно, Цигуменов и пишет.

К. Андрей Всеволодович, в прошлой лекции вы говорили про Ишвару, что это по сути Шива. А в Бхагават Гите, не знаю чей перевод, там Кришна говорит: «Я – Ишвара».

Ну, так это же вишнуитский текст, конечно. И вишнуизм имеет больше сторонников в Индии, чем шиваизм. Но йога изначально – шиваитская практика. Если вы посмотрите старые упанишады, то йоговкие техники исключительно в шиваитских упанишадах. Потом она распространилась…

К. Т.е. здесь у Патанджали, именно Шива.

Да. Там термины разные. Допустим саньясин называется _____ в разной йоге. Если сам бог называется Ишвара или Бхагаван. Преимущественно, конечно, это Шива.

К. «…составляют йоговскую дисциплину».

Р. Можно закончить, что Ишвара пранидхану можно рассматривать как ее дальнейшее развитие в виде гуру-йоги.

Нет. Гуру-йога имеет объектом конкретного учителя, который дал какую-нибудь тантрическую йогу посвящения, и у него сидит образ учителя сидит здесь, над головой (показывает над головой). А в хитрых вариантах над головой учителя сидит образ учитель учителя. И так целая пирамида. А там дальше тот персонаж, от которого пошла данная традиция. Примерно так. А это…

Р. Стоять на плечах гигантов….

Гиганты сидят у тебя на плечах... Ты здесь, а они… (пирамидой над головой). Т.е. растет сверху – вниз.

Р. Понятно.

А из Ишвары пранидханы скорее получается созерцание желанного божества – Ишта девата. Например, созерцание Шивы в таком-то облике. Разные аспекты…Созерцание Вишну в каком-то облике, Ганеши… Вот это. Значит три аспекта.

К. Т.е. у нас три пункта, которые составляют йоговскую дисциплину. Эти три пункта в нияме есть.. А остальные как?

 

Не дисциплина. Скорее процедура. Крийя тантра – это обрядовая тантра. Там сказано «вот нужно делать так…». Нужно выполнять такие-то поклоны, нужно петь такие –то гимны, нужно так-то одеться…Все точно сделать. Крийя – процедура.

Вот, например, ходят верующие люди в церковь – они крийя-йогой занимаются. Они же должны о чем-то думать, не только петь «Господи, помилуй», думать, соответственно осенять себя крестом и кланяться. Типичная крийя-йога.

К. А остальные. Здесь три, остальные из ниямы.

Так мы дойдем до них. Здесь с точки зрения трех компонент: тело, речь, ум. А там дальше пятичленная структура, которая устроена также как ____, которую уже разбирали. Подойдем и разберем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.