Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сутра 2.47 прайятна/шайтхилья/ананта/самапатти/бхьям




К. «Это достигается ослаблением усилий и размышлением о бесконечном».

Р. «Она достигается ослаблением напряжения, созерцанием бесконечного».

Эта сутра последователями В. Бойко интерпретируется и распространяется на все асаны. Не только последователями Бойко. Асана часто рассматривается как некий способ уменьшения напряжения, т.е. приял позу и после этого должен расслабиться. Опять же, если говорим о физиологической интерпретации, то в йоге, в других асанах, речь идет о моторных висцеральных рефлексах, в которых напряжение мышц является рефлексогенной зоной, откуда дальше идет на влияние на внутренние органы. мышц.

Ну, да.

Р. То там требуется не расслабление, а наоборот, напряжение.

Если они имеют ввиду, что любое физическое действие должно выполняться оптимально, то они правы. Ну а если, что-то больше, то с чего они это взяли. Тогда является ли асаной поза в соревнованиях культтуристов, так называемая максимальная мускулистость

Р. Напрячь все мышцы…

Да, примерно так. В хатха-йоге – это тоже можно назвать асаной.

Р. Застыл.

Нет, максимальная мускулистость, она делается вот так (встал в полуприсед, руки перед собой, ладонями друг к другу), тут нужно еще и живот (наверно напрячь?).

К. ослаблением усилий. Может Айенгар с кирпичиками….

Сутра 2.48тато двандва/анабхигхатаха

К. «После этого уже не тревожат двойственности»

Р. «В результате – не воздействие противоположностей»

Ролик 26

Мы обсудили асаны, дальше пранаямы. Еще хочу заметить что пранаяма и асана вместе составляют еще одну пару, вместе с парой ямы и ниямы. Яма и нияма – общие условия. Яма с негативным оттенком – чего не надо. Нияма с позитивный оттенком – вот как надо. А асаны и пранамы – это другое. Первое – установить конфигурацию, это асана. И второе – заняться токами энергии в этой конфигурации. Невозможно же выполнять пранаяму (так, как она здесь замыслена), ну допустим, при разных физических упражнениях или при разной деловой активности. Значит, должна быть асана. И когда эти четыре штуки вместе будут, вот тогда уже и пратьяхара. Поэтому пратьяхара будет в центре этой пятерки.

К. У нас до этого было, 46-ая сутра – поза должна быть устойчивой и удобной, 47-ая – это достигается ослаблением усилий и размышлением о бесконечном, 48-ая – после этого уже не тревожит двойственность

Ну насчет «размышляй о бесконечном» - это, конечно, зря. «Расслаблением усилий…» – это правильно. И буквально – и это «вхождение в некое состояние бесконечности (ананта самапатти)». Вхождение в психический модус, отнюдь не размышление.

К. А размышление о бесконечном к этому не приводит?

Нет, нет. Размышление о бесконечном – это философское занятие, а совсем не занятие йогой.

К. После этого уже не тревожит двойственность. Это мы разбирали

Сутра 2.49тасмин / сати / шваса/прашвасайор/гати/виччхедаха / пранаямаха

К. «Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха)». Только, когда уже не тревожит двойственность…

Двойственности какие? Например, мне слишком холодно, мне слишком жарко. Я слишком напрягся, я слишком расслабился. Всякие двойственности такого рода. Имеется ввиду, что нужно попасть в центр циферблата, в нулик по абсциссе и по ординате. Это и будет отсутствие двойственности.

К. Можно сказать, что это как остановка внутреннего диалога.

Не, это чересчур. Имеется ввиду –«как тебе? тебе чересчур что-нибудь? – Не, мне нормально» Это и есть отсутствие двойственности.

К. Но при этом могут быть всякие мысли в голове?

Еще могут, конечно

Р. Последний вопрос, обычно оговаривается, что Патанджали имел ввиду только позу лотоса или его эквиваленты под термином «устойчивая, удобная поза». Это не распространяется на все асаны?

Не распространяется, конечно, на все. Но, почему же только поза лотоса. И сиддхасана пойдет, и сидение на пятках. Т.е. вирасана – аналог, конечно, годится.

Р. Т.е. любая удобная, устойчивая поза, сидя, с осанкой (прямой спиной).

Видите ли, тут нужно добавить конечно. Желательная свойство, даже не желательная – необходимое. Главные характеристики, так называемой позы вайрочена? … Буддийский термин, но поскольку здесь ничего специфически доктринального нет – это в йоге тоже будет. А именно – должна быть прямая и вертикальная спина, нос и пуп должны быть на одной вертикали. Предполагается, что йог, вот с таким пузом (показывает большой живот) – это не йог. Иначе просто не выйдет. Плечи должны быть опущены и расслаблены. Вот сидеть нельзя (подняв плечи слегка перекосился) и так сидеть нельзя (ссутулился, сдвинув плечи вперед). Взор должен быть или на уровне глаз или чуть выше глаз. Не обязательно закрывать глаза.

Впрочем взором можно даже слегка играть. Если у тебя тонус недостаточен, можно поднимать глаза. Чуть выше горизонта. А если тонус избыточен – чуть ниже горизонта.

К. А в каком плане тонус?

Допустим, если ты клюешь носом, пытаясь заниматься йогой, то смотри вот сюда (выше горизонта), а не сюда (ниже горизонта). А если постоянно дергает смотри сюда (ниже горизонта) Оно просто успокаивает. Или будоражит. Но если ты уже сидишь в позе, то ты такие тонкие вещи замечаешь. А если еще корячит, то, конечно, ты этого не заметишь.

И даже, часто надо иметь ввиду, что язык должен быть в нежестком контакте с передней частью неба, за зубами.

К. И челюсть разжата?

Ну да, т.е. не так (сильно сжал челюсти) и не так (челюсть отвисла). Но это тоже отсутствие двойственности, все эти вещи. Среднее оптимальное положение. Другое дело. Это известный факт, что если у тебя суставы разработаны сызмальства, и ты сидишь в позе лотоса и не мучаешься, то она максимально способствует тому, чтобы позвоночник был прямой.

Но, если ты не такой, то получается как по воспоминаниям европейцев, которые занимаются дза-дзен – главное впечатление – «ноги болят».

К. Т.е. нужно положение, которое не приносит дискомфорта и соответственно уходит двойственность.?

Ну, конечно. Но позвоночник вертикально – это принципиально важная вещь. Ты выпрямленный.

К. Можно сесть по выше…

Да, да. Вертикально и конечно всякий сколиоз – это извините…

Р. Эффект пизанской башни… Отклонение от вертикали, вызывает силу, требующие компенсации…

К. Но если у человека сколиоз, то…

Надо выправить сколиоз.

К. А потом приступать к пранаяме, к этим техникам?

Ну вот сперва выправить плоскостопие, либо медвежью стопу. Лишь потом учить фламенко. Уж, пардон так.

К. Ну человек все же может начать пранаямой заниматься, если у него сколиоз. Ну что теперь? Столько лет занимался.

Может. По анекдоту известному. Кто-то предложил новый номер: он играет на скрипке, одновременно на трапеции под куполом цирка. Директор цирка велел проверить. Все верно, но не Ойстрах.

Сутра 2.50бахья/абхьянтара/стамбха/ вриттир/деша/кала/санкхьябхихи / паридришто / диргха/сукшмаха

К. «Пранаяма бывает внешняя, внутренняя, неподвижная, регулируется пространством, временем и числом, и становится долгой или короткой»

Не то, чтобы становится долгой или короткой. Конечно, «внешняя и внутренняя» - это есть. «Она бывает длительной и утонченной…» Вот, что здесь сказано. Причем, интересно, что поскольку слова длительный и утонченный – не антонимы (это не то что грубый и утонченный или длинный и короткий), то это, конечно, два разных параметра. И имеется ввиду, что желательно, чтобы она делалась длинной и была утонченной, а не грубой.

К. А внутренняя и внешняя – это есть?

Да, «внешняя и внутренняя» есть. «Неподвижная» – это пожалуйста.

К. Неподвижная – это что значит? Задержка?

Конечно, задержка.

К. А внешняя и внутренняя?

«Внешняя и внутренняя» - это если я задержал воздух, вобрав воздух – она будет внутренняя, а если. А если выдохнув воздух – она внешняя.

Р. Внешняя и внутренняя – это задержка на вдохе и на выдохе.

Конечно. Потому что термины «пурака» и «речака», известные любителям йоги, появляются гораздо позже. Их просто в текстах нет в это время.

К. «Регулировать пространством, временем и числом…»? Что значит?

Числом – человек просто задержал дыхание и считает про себя_ раз, два, три, четыре, пять… Временем также. А пространством – существуют приемы, для некоторых людей они больше подходят, счета не с помощью внутренней речи, а, например, жестами (двигает предплечьем руки – к плечу, от плеча, вниз, вверх, щелкает пальцами…). Это вообще говоря – шевеление рук в пространстве.

К. Но до этого говорили, про неподвижное сидение.

Рука-то здесь не причем.

К. Главное, чтобы спина неподвижная была.

Конечно. Ушами тоже можно шевелить.

Р. Тогда предыдущая, 49-ая –«регулирование движение вдоха –выдоха…» - все равно имеются ввиду строго дыхательные вещи. Часто под пранаямой подразумевают работу с некими энергиями… Но здесь речь идет, именно, об управлением дыханием?

Да. Здесь, даже сказано «пресечение пути вдоха и выдоха». В самом тексте сказано даже это. Хотя термин «пранаяма» означает – контроль праны. Ну, контроль дыха. В самом термине не обязательно предполагается, что ты вовсе не дышишь, просто контроль. В этом отличие пранаямы от другого способа отношения к дыханию, которое мы встречаем, например, в «Бхироваде». Там не контроль, а наблюдение за дыханием. Т.е. человек садится и ничего с дыханием не делает, просто наблюдает и сосредоточивается на процессе дыхания. Всегда, когда этому учат… когда меня этому учили, то говорили: «первое, что вы должны запомнить – это не пранаяма».

Сутра 2.51 бахья/абхаянтара/ вишай/яакшепи / чатуртхаха

К. «Пранаямы, выходящая за сферы внешнего и внутреннего есть четвертая». Первая, вторая, третья где?

Извините, Ну у нас есть…

Р. Внешняя, внутренняя, и задерживаямая. Сначала задерживаем на выдохе, задерживаем на вдохе и задерживаем так сказать, одновременно на вдохе и на выдохе.

К. Это как?

Р. Один из вариантов такого. Ну это их чистой практики, вот кевала кумбхака…

Вот эта четвертая и есть кевала кумбхака.

Р. А задерживаямая тогда что?

Мы задерживаем на вдохе и выдохе, и кроме, того мы регулируем вдох и выдох. Например, существуют пранаямы, когда мы должны естественно вдохнуть и с усилием выдохнуть. Иди наоборот, или и то и другое. Или задерживать дыхание, покуда задерживается, естественно. Или, наоборот, доходить до диафрагмального рефлекса. Совершенно разные вещи, правда же?

А четвертая, как раз я думаю, что то самое… Честно, говоря, надо, конечно, проверять по текстам и по текстам старинным, потому что можно поехать в митхельскую школу и спросить, что они по этому поводу думают… Но они думают, что-то свое митхельское, а не то что думает Патанджали. Да?

По старым комментрариям…, Вот еще бы «Йогу Мартанду» добыть, которой у меня еще нет, это было бы хорошо. Это второй комментарий, помимо Вьяса Бхашьи. Два есть комментария на «Йога сутры». У меня его нет, и его в сети до сих пор нет. Им редко пользуются.

К. «Выходящая за пределы сферы…»? Что это?

Думаю, что это «кевала кумбхака». Кумбхака – это, как известно, горшочек. Потому что кумбха – это горшок. Ка – уменьшительный суффикс. И вот человек вдохнул и сидит, горшочком держит. И дыхание туда (движет руками вдоль тела сверху вниз) разными тонкими движениями мышц куда-то там направляет. Это называется горшочек. Дальше будет сказано и будет понятно, что очень важные приемы внутренней йоги прилагаются в условиях пранаямы. Преимущественно в условиях пранаямы. Допустим, задержал дыхание и давай созерцай.

А пока переводишь дух, то созерцать невозможно. Следовательно. Из этого ясно, что времени для созерцания у нас маловато. Не так уж долго мы можем задерживать дыхание. Но, здесь есть такой вот финт, который, по-видимому, мало кому известен.

Первое – нужно научиться пранаямам разным. Всяким этим методам. Учатся всяким техникам. При этом надо быть внимательным, поскольку ты сидишь и достаточно расслаблен, не тужишься ты внимателен к тому что происходит в теле, к разным ощущениям.

Дальше надо поймать ощущения. От задержки дыхания, например, на вдохе есть ощущения. Там есть весьма предметные указания, что надо делать и будут ощущения. Когда ты поймал это ощущение, ты потом можешь постепенно выполнять созерцание, о котором будет речь идти где-нибудь дальше, дыша нормально, расслаблено. И это означает кевала кумбхака, потому что ты держишь ощущение задержки, при том, что задержки нет.

Ролик 27

Например, если человек купался в проруби. Закрыв глаза и слегка расслабившись можно вызвать ощущение, кожное, купания в проруби. Если не купался – этого сделать нельзя. Здесь имеется ввиду именно это..

К. Двумя словами, четвертая пранаяма – это созерцание ощущения после задержки.

Да. Не то что созерцание, удержание ощущения физической пранаямы. Это и будет тонкое, между прочим.

Р. Самовоспоминание

Да. Удержание знака состояния или некоторой модели состояния.

Р. Именно поэтому средневековые тексты поют прямо таки дифирамбы кевала кумбхаке. Потому что она позволяет, не делая пранаямы, делать ее.

Совершенно верно. Ну наверно. Иначе получаются какие-то глупости. Дескать, нужно не дышать час или два… Физиологи говорят: «Вы дураки». Йоги: «Нет, надо.» Полная чушь.

К. Чаще всего в практике йоги эта четвертая пранаяма всегда вместе с какой-то идет, предыдущей?

Нет. Ты научилась и дальше будешь выполнять не пранаяму, а на фоне четвертой пранаямы то, что тебе надо созерцать. Видите ли, таких иносказаний, не иносказаний а так сказать недоговорок, иногда даже намеренных в йоге хватает. Если говорится, что нужно есть коровье мясо и люди будут лопать говядину, имеется ввиду, что язык засовывают за носовую перегородку. Это (так) значит в позднейшей хатха-йоги... Просто это надо знать. Или где-нибудь в тантрических текстах говорится «нужно убить отца и мать» - это что, родителей нужно порешить? Нет, одно – это злость, а другое – это глупость. Гнев – мужского рода, глупость – женского. Иди гнев и страсть…

Р. «Ибо пришел я отделить отца от сына, мать от дочери своей, невестку от свекрови своей, деверя от зятя своего, ибо нечего нет большего врага чем ближние его». Вот и думай.

К. Дабы не делать глупости, нужно читать комментарий. Да?

Да. Хотя, вообще если ты победил глупость, то тебе не нужна даже йога. Если как следует победил глупость.

Сутра 2.52 татаха / кшийяте / пракаш/аваранам

К. «Таким образом, ум становится пригодным для дхараны (сосредоточения)».

Р. «В результате уничтожается то, что скрывает свет»

Нет, нет такого (Свенсон). Цигуменов ближе. Примерно такой перевод «Тогда сходят на нет препятствия к ясности». Так можно сказать.

К. Сосредоточение тут не причем?

Нет, ни причем. Потому что всякое движение дыхания отвлекает ум. Если человек совсем чужд интроспекции к внутренним упражнениям, он этого не замечает, конечно. Тем не менее можно его в этом без труда убедить, попросив кого-нибудь взять человека и внезапно сильно обидеть или разозлить. Вот он начнет пыхтеть сразу. Правда же? Ну и еще такого рода дела бывают. По себе замечал и можно спросить людей, которые серьезно занимаются умственной работой, например математикой, что для того чтобы что-то усмотреть, человек удерживает дыхание на некоторое время.

Р. Потребление кислорода резко снижается при медитации. Первый физиологический результат, который был найден, так сказать, на трансовом ___ медитации. Снижение потребление кислорода – фактически уменьшение дыхательной экс_______сии.

Сутра 2.53дхаранасу / ча / йогьята / манасаха

К. «Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, которое закрывает свет»

Р. 53-ья сутра – самая интересная, потому что «Достигается способность ума к дхаране». Под умом здесь имеется ввиду манас

Да. Манас не ум, конечно. Манас – это манас.

Р. Манас в дхаране. Не буддхи?

Нет. Манас, говоря техническим языком, – это коммутатор. У ума, у духа есть коммутатор, который соединяет ум… (ну вот, допустим есть у нас вообще ум) с разными объектами ума. Этот коммутатор и есть манас. Обычно манас скачет.

К. Как дикая обезьяна…

Да. Там говорят лучше, картиннее как «полоумная обезьяна». А он должен временно стать подобным «дохлой обезьяне».

К. Странно у меня получается перепутанной 52-ая и 53-ья сутры..

Р. Да. Перепутано.

И дхарана – удержание, от корня др (санскритско-русский корень - держать). Значит «удержание внимания на чем-то…». Здесь можно точно сказать, что переход количества (секунд) в качество. Т.е. должно быть значительное количество секунд, чтобы качественное состояние дхьяны было испытано, и человек сам на блюл, что он находится в дхьяне.

Р. Дхьяна имеется ввиду в переводе Мартынова – это «сесть в повозку».

С чего он это взял? Нет, ничего подобного. Это просто от корня держать – дхарана. А дхьяна – это теория или созерцание, причем созерцание в том самом смысле, о котором Платон говорил – о созерцании идеи. Но только индийцы берут процессуальный аспект. Платон, естественно больше занимается содержательным аспектом. Это от корня мыслить.

Р. Просто мыслить, просто медитация.

Что такое медитация – это осознанное мышление, предпринимаемое по поводу важных предметов. Изначально. Если человек доказывает теорему – это точно дхьяна.

Р. В интерпритации Мартынова «переход от дхараны к дхьяне – это переход от усилия на удержании внимания к, так называемому, вдохновению, когда усилий не требуется, а мысль сама течет...

Некоторый аспект такой есть. Но потом еще поговорим. Кое что есть такое. Да.

Сутра 2.54сва/вишайя/асампрайоге / читтасья / сварупанукара ив / ендрийянам / пратьяхараха

К. «Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума».

Р. «Пратьяхара достигается при отсутствии контакта индрий с их объектами и как бы принятие ими природы читты».

И то и другое,кажется достаточно понятным

Р. Слово индрии переводится словом чувства…

Хотя индрии – это органы чувств или даже функционирование органов чувств, если быть страшным педантом. Например, глаз у меня – это орган тела, это не индрия. А вот глаз, как тот, который выполняет зрение – это индрия.

К. Но следует природе ума.

Ну можно так сказать. Да. Здесь имеется ввиду не очень многое, а следующее. Что в обычном режиме, ее в режиме пратьяхары, манас (тот самый коммутатор) поставляет читте, т.е. этой самой психике, разные данные от разных органов чувств. Т.е. то ли я шевелю зрачками и глазными мышцами и смотрю то на одного человека, то на другого (как я сейчас делаю), то ли я переключаю зрение на слух, на нюх или еще на что-то. Или на осязание. Вот это манас, который гуляет. Когда манас закрепился, тогда будет удержание. И первая стадия удержания связана с пратьяхарой, как раз. Здесь пратьяхарана была названа еще не терминологически, а вообще, просто как удержание. А потом уже как особая функциональная стадия йоги.

Эта пратьяхара можно сказать так, что это создание такой доминанты. Или используя термин, который Поршнев применял – тормозной доминанты, когда я начинаю заполнять себя, свой ум, одним содержанием в ущерб всем другим содержанием, которые до меня просто не могут достучаться.

Р. Т.е, если, например, обычно такой упрощенный вариант может быть, что задерживая дыхание, мы делаем ум способным к сосредоточению. И один из результатов этого является - отключение ума от внешних раздражителей.

Да от раздражителей, не то чтобы внешних, от раздражителей, которые тебе не нужны. Ты можешь брать внешние раздражители, например, свечку в темноте. Такие приемы есть

Р. Например, когда кто-то сосредоточенного человека пытается вывести из этого состояния, а он не реагирует. И тогда приходится применять все более сильные раздражители. Это часто бывает с интеллигентными людьми, т.е. ушел в себя… Вот это и есть…

Да. Но ушел в себя со смыслом, а то иначе можно сказать, как ехидно позволил Гегель себе сказать - ушел в абстрактное самочувствие. Нет никакого смысла.

Р. Т.е. он не тут.

Сутра 2.55татах / парама / вашьят/ендрийянам

К. «Это ведет к полному господству над чувствами (индриями)»

Да, властвованию, управлению. Совершенно верно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.