Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология оценочной деятельности учителя




 

Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".

 

Оценка знаний – это тонкий инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может не только воодушевлять обучающегося к учению, но и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побудить к усилению учебной деятельности и отбить охоту к учению.

 

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

 

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

 

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой.

И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

 

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)

Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.

Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.

 

Оценка знаний с помощью баллов - наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.

Несмотря на перечисленные достоинства оценки она имеет ряд недостатков, основной из которых субъективизм.

Основные аргументы противников существующей бальной системы:

- обученность фактически оценивается по трехбальной шкале (отметки 1 и 2 фиксируют незнание);

- недостоверность оцнеки обученности (отметка 5, 4, 3 ставятся и в гимназических классах, и классах для одаренных детей, и в общеобразовательных классах, и классах коррекционно-развивающего обучения, поэтому они не равнозначны);

- трехбальная система недостаточна, чтобы оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют плюсы и минусы).

 

Идея обучения без отметок неоднократно обсуждалась в педагогической печати. Так в журнале "Информатика и образование" №8, 1998 г. профессор кафедры ЭВМ Новочеркасского гос. Технического университета Е.Н. Сыромолотов опубликовал статью "Годятся ли школьные оценки для вузов", где он выводит законы школьных оценок. Приведем некоторые из них.

 

Школьные оценки случайны (это случайные величины)

Доказательство: Если одни и те же знания сегодня один преподаватель оценит на "3", то другой на "4", но уже завтра это может быть наоборот (зависит от опыта и знания, времени суток, погоды, усталости участников учебного процесса и др.)

 

В школе ставится больше четверок.

Доказательство: Если уж ставить пятерку, то для всех очевидную (для учеников, родителей и других родственников), тройка тоже должна быть "бесспорна". Зато четверку ставить психологически ставить чаще безопаснее, так как её можно понимать широко: это может быть и "хорошая" четверка, почти "пятерка", и "плохая" четверка, почти "тройка".

 

В связи со всем сказанным определенный интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.

Бальная система оценки знаний учащихся существовала в России ещё до революции 1917 года. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной шкале с баллами от 0 до 5. Затем нулевая оценка была упразднена, система превратилась в пятибалльную.

Отношение к оцениванию результатов обучения в баллах в истории школы было различным. После 1917 года получила развитие идея обучения без отметок. Согласно концепции советской трудовой школы учебная деятельность должна строиться на интересе учащихся, ориентироваться на самостоятельность, инициативу, творческий характер учения.

В мае 1918 года вышло Постановление Наркомпроса РСФСР «Об отмене отметок», в котором определялось следующее:

- применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики;

- перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и выпускные.

Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение приводило к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия.

Поэтому в 1932 году официально был восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика.

В сентябре 1935 года были введены пять словестных оценов: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо, которые просуществовали до конца 1943 года.

В январе 1944 года было принято решение заменить словесные оценки на цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина повысились.

 

ОШИБКИ ОЦЕНИВАНИЯ.

1. великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок;

2. перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

3. оценка по настроению;

4. отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

5. центральная тенденция (стремление не ставить крайних отметок, например, не ставить двоек и пятерок);

6. близость оценки той, которая была выставлена ранее (после двойки трудно сразу поставить пять);

7. ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно положительно, либо отрицательно);

8. перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету, и др.

 

Хотя существующая форма оценки во многом несовершенна и субъективна, но отменять ее можно, только найдя ей достойную замену, которая обладала бы преимуществами перед балльной системой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.