Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение. Методы прямого наблюдения традиционно относят к количественным методам




Методы прямого наблюдения традиционно относят к количественным методам.

Н аблюдениеэто метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии (прослеживании) и регистрации значимых с т. зр. целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это.

Н аблюдения подразделяются по степени формализации (стандартизированные, нестандартизированные); по положению наблюдателя (включенные, невключенные); по условиям проведения (лабораторные, полевые, лабораторно-полевые); по регулярности проведения (систематические, эпизодические, случайные).

В стандартизированном наблюдении исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, в нестандартизированном - регистрирует события по детально разработанной процедуре. Как уверяют С.И. Григорьев и Ю.Е. Растов, первое предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. Второе же требует во многом противоположного – солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения.

В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (или невключенное) наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям). В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действиях. Наконец, одна из модификаций включенного наблюдения - так называемое стимулирующее, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые". По мнению С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова, идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

Успех проведения такого метода, как наблюдение, его эффективность зависит в первую очередь от того, на сколько правильно составлена карточка наблюдателя. В ней определяются основные элементы ситуации или поведения изучаемого. Как отмечает Г.В.Осипов, карточка наблюдателя позволяет получить достаточно объективные данные за счет того, что в ней выделяются основные категории наблюдения таким образом, что исследователь лишен возможности выносить оценочные суждения.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

К достоинствам этого метода можно отнести следующее:

1) фиксируются особенности поведения людей не в их воспоминаниях и интерпретациях, а в момент их проявления

2) отсутствуют опосредующие звенья между исследователем и наблюдаемыми, что позволяет собрать более объективную информацию.

Недостатки метода:

1) существует «эффект наблюдателя» (социолог проводя наблюдение все равно волей или неволей вмешивается в естественный ход события);

2) полученная информация носит ограниченный характер, позволяет фиксировать факты только в заданный момент времени.

Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения.

Наблюдение - незаменимый источник информации на стадии общей разведки по формулятивному плану. Особенно полезны наблюдения при исследовании системы организации, деятельности предприятий и учреждений, т.е. относительно автономных "социальных единиц". В прикладных исследованиях - это незаменимый метод работы социолога-консультанта, который всегда начинает с комбинации наблюдения, интервью и изучения документов данной организации.

Согласно А.Н. Чумикову и М.П. Бочарову, в связях с общественностью метод наблюдения используется в коммуникативном аудите при проведении PR-компании. Контролируемое наблюдение используется в PR-практике для сбора информации со специальных мероприятий (собраний, научно-практических конференций, пресс-конференций и т.п.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.