Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная психология А. Адлера




Аналитическая психология и структура личности К. Юнга.

Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Структура личности по Юнгу:

· Эго

· Личного бессознательного

· Коллективного бессознательного

Эго является центральным элементом личного сознания, оно собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности.

 

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые.

 

Коллективное бессознательное - это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида. Коллективное бессознательное, основывается на опыте общества в целом. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

 

Индивидуальная психология Адлера – методика психотерапии, разработанная А. Адлером на основе теории З. Фрейда и идей гуманистической психологии.

Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

Главные ключевые принципы:

· чувство неполноценности и компенсация;

· стремление к превосходству;

· стиль жизни;

· социальный интерес;

· творческое Я;

· порядок рождения;

· фикционный финализм.

 

9. Положения бихевиоризма Д. Уотсона. Основные понятия теории бихевиоризма

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям..

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов, Формируя ассоциации, организм устанавливает связи между разными стимулами. Нейтральный стимул – любой стимул, который естественным образом не вызывает условной реакции и, следовательно, может служить условным стимулом. Безусловный стимул - это стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. При сочетании нейтрального и безусловного стимула вырабатывается условный рефлекс.

Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S - R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии - по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал Уотсон, - продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.

 

Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона - наблюдение за поведением человека с целью:

· а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет
реакция;

· б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

 

Основная формула бихевиоризма - R = f S.

Уотсон выделял следующие реакции в поведении:

 

· наружные или видимые приобретенные - двигательные навыки - мытье полов, игра в
футбол;

· внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь);

· наружные (видимые) наследственные (чихание, мигание);

· внутренние (скрытые) наследственные реакции (работа желез внутренней секреции, изменения в кровообращении).

 

Уотсон полагал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. Навыки и обучение - главная проблема бихевиоризма.

Навык - индивидуально приобретенное или заученное действие. Процесс приобретения навыков и научение в бихевиоризме трактуется механистически.

 

 

10. Основные принципы гуманистической психологии (К. Роджерс). Модель самоактуализирующейся личности А. Маслоу.

 

В Гуманистической психологии личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью.

Формирование и реализация метаценностей и метапотребностей с точки зрения гуман. псих., чрезвычайно важны для сохранения психического здоровья. Психология человечности помогает решить проблемы «экзистенциального вакуума» и смысла жизни человека.

Гуманистическая психология – важная составная часть теории и мировоззрения современного гуманизма.

 

Основные принципы гуманистической психологии:

1. Каждый человек реально живет только в настоящем моменте (здесь-и-теперь), и именно этот момент, включающий в себя прошлое-в-настоящем и будущее-в-настоящем существенно важен для него.

2. Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.

3. Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, человек – не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

4. Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

5. Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, – это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания.

 

Cамоактуализирующаяся личность Маслоу.

 

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Этим личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение 'ради далекой и зачастую недостижимой цели'. Здесь будоражащий и возбуждающий 'мотив развития' ставится в противоположность 'мотиву ликвидации дефицита', который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

 

1. Более адекватное восприятие действительности, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность.

4. Деловая направленность.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного "Я".

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы.

13. "Философское" чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре.

 

11. Логотерапия В. Франкла.

 

Логотерапия

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности.

Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

 

В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность.

Человеческие поступки он делит на три типа:

 

1. Способствующие созиданию духовной личности.

2. Разрушающие духовность.

3. Безразличные по отношению к духовности.

 

В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия:

· «свобода воли»

· «воля к смыслу»

· «смысл жизни»

По В. Франклу, вопрос о смысле жизни встает у каждого человека, и именно этот вопрос является одним из основных в логоторапии.

 

Задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни.

Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в одной из трех сфер:

1. творчестве;

2. эмоциональных переживаниях;

3. сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.

 

Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции. Самотрансценденция и способность к самоотстранению – центральные понятия в логотерапии.

 

Основные положения логотерапии:

· Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.

· Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно.

Техники:

· Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях – то, что в обиходе называют самокопанием.

· Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. Этот метод используется в коррекционной работе со страхами.

· Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл.

· «Сократовский диалог». Задача данного приема – вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

 

 

12. Теория когнитивного диссонанса. Социометрическая концепция Д. Морено. Метод социометрии.

 

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера:

Когнитивный диссонанс —состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение психологического дискомфорта.

Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 г.

Цель теории - объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у

человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого.

Две основные гипотезы теории:

· В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт».

· Стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых дискомфорт может усилиться.

Причины возникновения диссонанса:

· из-за логического несоответствия;

· «по причине культурных обычаев»;

· в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;

· из-за несоответствия прошлого опыта c настоящей ситуацией.

В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может усиливаться или ослабевать, — все зависит от проблемы, которая встает перед человеком.

Способы уменьшения диссонанса:

· изменить свое поведение;

· изменить когницию, то есть убедить себя в обратном;

· фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы.

· развитие первого способа: применить критерий истины к поступившей информации, признать свои ошибки и поступить в соответствии с новым, более полным и ясным пониманием проблемы.

 

Cоциометрическая концепция Дж. Морено:

В обществе можно выделить две структуры отношений:

· Макроструктура - своеобразное "пространственное" размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности.

· Микроструктура - структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.

Все напряжения и конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур.

Основная задача социометр. методики: перестраивание макроструктуры, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой

С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Цели социометрической процедуры:

1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. выявление «социометрических позиций»

3. обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Основные положения теории Морено:

· Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;

· Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;

· Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;

· Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

 

13. Концепция "социальной драматургии Ф.Гоффмана.

 

Социльная драматургия:

 

Суть: почти полная аналогия между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением.

 

Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения. Гоффман не обеспокоен проблемой выбора адекватных методов исследования и неопределенностью используемых терминов, расплывчатостью определений и употребляемых понятий. Для подтверждения своих положений он в основном использует метод наблюдения. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых различных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. Гоффман исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, с тем чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

 

14. Символический интеракционизм (Г. Блумер и М. Кун).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.