Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р.Липтон-социально-культурнаяприродаролевых предписанийи ихсвязьссоциальной позициейличности, назначениесоциальныхигрупповыхсанкций




Дж.Мид- «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Феномены в рамках р.т.л.:

Ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; Интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

-Ведущие социальные роли (вытекающие из социальной структуры общества);

-Роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации.

Р. Дарендорф - западногерманский социолог. Человек - деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

 

36. Процесс, этапы и механизмы социализации личности.

 

Социализация - процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде.
Уровни социализации:
I. 1) включенность в микросреду;
2) включенность в мезосреду (на другие организмы);
3) включенность в макросреду (крупные общности).
II. в гносеологическом смысле
1) психологический аспект социализации;
2) социально-психологтический аспект социализации;
3) социальный аспект социализации.
Стадии социализации:
1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет));
2) подростковая 12 - 16-18 лет;
3) взрослая после 18.
На протяжении процесса социализации индивид осваивает всё новые и новые виды деятельности.

3 важных процесса:
1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами (продукт этого - личностный выбор деятельности);
2) центрирование вокруг главного (выбранного) и соподчинения ему всех остальных деятельностей;
3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Институты социализации

это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и дошкольные детские учреждения. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

На трудовой стадии важнейший институт социализации - трудовой коллектив.

Спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах.

Механизмы – изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.

Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

2 аспекта:

1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры;

2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений.

 

37. Социальная установка. Концепция Д.Н. Узнадзе. Структура социальной установки.

 

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Превращается в активную деятельность под влиянием мотива.

С.у.:

-являются одним из механизмов регуляции поведения человека;

-помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях;

-определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне - в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия»;

- формируются под воздействием социума, влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Липтоном и Дж. Мидом независимо друг от друга.

(Р. Липтон) Социальную роль - единица общественной структуры, которую можно описать в виде заданной человеку системы норм.

(Дж. Мид) Социальную роль - многообразие функций, которые человек выполняет и способен выполнять в социуме.
3 аспекта с.у.:
1) когнитивный - осознание объекта;
2) аффективный - эмоциональная оценка объекта;
3) поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.
Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».
(по Д.Н. Узнадзе, 1901) Установка - целостное динамическое состоянием субъекта, состояние готовности к определенной активности, обусловливающееся двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.

Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности. Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.