Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика Т. Лири. Для представления основных социальных ориентации Т




Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном"Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

 

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на 8 (иногда 16) секторов. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность.

 

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

Типы отношения к окружающим (характеристика максимальных пунктов)

I. Авторитарный – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности.

II. Эгоистичный – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

III. Агрессивный – жесткий и враждебный по отношению к окружающим.

IV. Подозрительный – отчужденный по отношению к враждебному миру, подозрительный, обидчивый.

V. Подчиняемый – слабовольный, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

VI. Зависимый – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, зависим от других.

VII. Дружелюбный – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.

VIII. Альтруистический – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

 

 

6. Контент-анализ. Проективные тесты. Метод фокус-групп, фокусированное интервью.

 

Конентент-анализ.

Для преодоления субъективности - интерпретации документа исследователем вводится «контент-анализ» В тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа применяют, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации. Например в исследованиях в области массовых коммуникаций.

 

Проективный тест.

Методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Для проективных методик принципиально важна роль психолога-диагноста интерпретирующего результаты, значение опыт и профессионализма, беспристрастности специалиста сложно переоценить

 

Метод фокус группы.

Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов.

Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей.

Фокусированное интервью.

Глубинное интервью – неформальная личная беседа, приводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы маркетингового исследования, а не заполнение формальной анкеты. Глубинное интервью проводит квалифицированный специалист – психолог, задача которого – понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу.

 

7. Классический психоанализ З. Фрейда. Основные положения.

 

Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Техники и этапы анализа:

1) Накопление материала

a) Метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)

b) «Толкование сновидений»

2) Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов

3) Анализ «сопротивления» и «переноса»

4) Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

 

Топографическая модель психического аппарата:

· Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным.

· Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознание и бессознательное антагонистичны.

Структурная модель психики:

· Эго («Я»)

· Суперэго («Сверх-Я»)

· Ид («Оно»)

Комплексы:

· Эдипов комплекс

· Кастрационный комплекс

· Комплекс Электры

· Комплекс неполноценности

·

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

· 0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание;

· 1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;

· 3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;

· 6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье;

· с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия.

 

8. Структура личности в аналитической психологии К. Юнга. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.