КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чикакская школа» Дж.Г.Мид, Г.Блумер
Символический интеракционизм. Создателем этой теории является Дж. Г. Мид (1863-1931). Он рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Интеракционисты выделяют три основных компонента: · I (Я) — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности; · me (то каким меня видят) — это нормативное Я, внутренний социальный контроль; · self (личность человека) — представляет собой совокупность импульсивного и нормативного Я. Герберт Блюмер - ученик Мида. С его точки зрения, символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках: 1. Символический интеракционизм отрицает как общественный, так и биологический детерминизм. 2. Значения не фиксированы, они создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракциопных ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям. 3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционпых контекстах. Принимая роль другого, участники процесса интерпретируют значения и намерения других. Блюмер признает существование социальных институтов и считает, что они ограничивают поведение человека, однако даже в ситуациях, где действуют жесткие правила, у человека есть значительная возможность для проявления инициативы.
Социально-психологические характеристики личности, по мнению представителей Чикагской школы, невозможно и незачем выражать в математических величинах, так как личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людьми находится в процессе постоянного изменения.
«Айовская школа» М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей задачей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпирическим путем. М.Кун в своих концепциях и исследованиях он, по существу, игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. Ролевые позиции являются наиболее значимыми для личности, так как они оказались ведущими в иерархии самооценок. Кроме того, было установлено, что у разных людей наблюдается весьма широкий диапазон самооценок в отношении их ролевых позиций и индивидуальных качеств.
15. Психический облик этнической группы. Национальный характер. Этническая идентичность. Этническое самосознание. Этноцентризм.
Этнические группы относятся к большим социальным группам. Наиболее распространенная и изученная форма – нации. Родоначальник исследования в области этнических групп – В. Вундт («Психология народов»). Он предлагал в качестве метода исследования изучение мифов, обычаев, языка.
· Структура психического склада народа: o психический склад (национальный, или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи); o эмоциональная сфера (национальные, или этнические чувства). · Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы. Типические черты национального характера нельзя абсолютизировать, так как они переплетаются с чертами социального характера, а иногда являются общечеловеческими. Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятельности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации. Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. · Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. · Этническое самосознание - соотношение себя к тому или иному этносу. Этническая идентичность=этническое самосознание. · Этноцентризм — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. это сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.
16. Большие социальные группы. Психический склад (социальный характер, привычки, обычаи, традиции).
Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп: 1) имеют структурную и функциональную организацию; 2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции; 3) определенный психический склад, групповая психология; 4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.; 5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие. Регуляторы поведения БСГ: · Нравы · Обычаи · Традиции Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев. Уровни развития БСГ: 1) типологический – люди имеют общие признаки, нет псих. общности 2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; 3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
17. Большие социальные группы: устойчивые и стихийные группы. Особенности массовых форм стихийного поведения.
Большие социальные группы - совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы.
Стихийные группы – часть больших соц. групп., это объединение людей по какому-то определенному поводу, с весьма различными интересами, которое демонстрирует некие совместные действия. Обычно непрочны и неустойчивы, объединяет только присутствие в одном месте в одно время. Социально-психологические признаки массовых движений: 1) отсутствие организованности 2) слабое взаимодействие между членами 3) анонимность Основной фактор формирования стихийных групп - общественное мнение, которое выражает массовое сознание общества. Оно возникает по поводу отдельных событий, достаточно мобильно и быстро изменяет свои оценки под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Стихийные группы это: · Толпа · Масса · Публика ü Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента. Толпа может возбуждаться и переходить к действиям, эмоциональный накал при этом возрастает, порождая агрессивное поведение участников. В толпе могут возникнуть элементы организованности при появлении лидера. ü Масса более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может быть достаточно организована. Высокая роль организаторов (лидеров организованных групп). В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В масса, как и толпа, разнородна, неустойчива. ü Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией. В стихийность выражена слабее. Цели собрания – определенны, заранее известны. Действуют законы массы.
18. Толпа как разновидность стихийного поведения. Типы толпы. Деперсонализация личности в толпе. Массовидные явления психики.
Толпа - неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. По степени организации · Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. · Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. · Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие организованной толпы введено Гюставом Лебоном, он также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. По характеру поведения: 1. Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак). 2. Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу. 3. Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции. 4. Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом. 5. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. a. Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия. b. Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то). c. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. d. Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям. Динамика толпы: · Разреженная толпа — каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении. · Окаменевающая толпа — движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление. · Монолитная толпа — всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка. Социально-психологические особенности толпы: · анонимность– принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными. · однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов. · внушаемость –толпа легко реагирует на любые обстоятельства и призывы.
Деперсонализация личности в толпе - временное психологическое состояние, когда человек теряет личностные качества и становиться частью “души толпы”, подчиняясь ее влиянию. Человек действует заодно со всеми другими членами толпы, даже если это противоречить его индивидуальным понятиям, ценностям и установкам. Массовидные явления психики - явления, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение.
19. Паника как социально-психологический феномен. Слухи как разновидность массового коммуникативного процесса. Паника — это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Основные характеристики паники: · Паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей) · Паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; · Паника это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей; · для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).
Факторы образования паники: · общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности · наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов · личностные качества людей и наличие предрасположенных к панике · низкая информированность толпы
Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени.
Слухи — постоянно действующая система интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, массовые движения. Классификация слухов по П.Сорокину: 1) между двумя индивидами; 2) между одним и многими; 3) между группами индивидов; Количество участвующих в производстве и функционировании слухов прямо и значительно влияет на их интенсивность, долговременность и территориальную распространенность. В зависимости от качества индивидов слухи имеют различные характеристики. Слухи выполняют коммуникативную роль между членами толпы.
20. Психологические проблемы больших социальных групп. Массовые формы стихийного поведения. Основные формы поведения людей: · индивидуальное поведение, произвольное, осознанное, рациональное, полностью или в основном зависящие от собственной воли и сознания индивидов. · массовое поведение, зависящее не столько от самих индивидов, сколько от прямого или косвенного влияния других людей или обстоятельств.
Массовое поведение подразделяется на: · привычное, нормативное, «плановое»; · непривычное, ненормативное, «стихийное». Под массовым поведением в социальной психологии обычно понимается стихийное поведение. Выделяя его, часто принято говорить о вынужденном (обусловленным внешним давлением) поведении, проявляющемся, прежде всего, именно в необычных ситуациях. Массовидные явления психики - явления, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение.
· Рассмотрение конкретных практических субъектов такого поведения. · Рассмотрение основных, наиболее демонстративных форм проявления стихийного поведения.
Важнейший механизм- «циркулярная реакция» - та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Этапы формирования массового поведения по средствам циркулярной реакции: 1. Эмоция циркулирует некоторое время внутри массы; 2. Воспроизведение эмоции заново при включении в общность новых людей («эмоциональное кружение»); 3. Появление нового объекта внимания, часто: образа-продукта совместного творчества членов общности. Данный этап наступает при таком накале эмоционального состояния, когда у охваченных им людей возникает состояние готовности к реагированию на информацию, совместным немедленным действиям. «Циркулярная реакция» ведет к ситуационному стиранию индивидуальных различий. Поведение и эмоциональное состояние каждого из индивидов определяются уже не столько их рациональной интерпретацией обстановки, сколько поведением и эмоциями окружающих.
Проблемы больших социальных групп: 1. Соотношение психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно для всех индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. 2. Массовые конфликтные действия: · Массовая истерия (нервозность, повышенная возбудимость, страх); · Распространение слухов; · Паника; · Демонстрации; · Беспорядки, погромы; · Бунт; · Война. 3. Проблема изменений в социально–психологическом укладе стихийных групп и массовых движений.
21. Классификация групп. Психологическая структура группы. Ролевая структура группы. Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Каждая такая группа имеет свою социальную структуру, основанную на следующих признаках: • статусно-ролевые отношения (отражают систему взаимосвязей, которые складываются в группе); • профессионально-квалификационные характеристики; • половозрастной состав.
Классификация социальных групп по численности
Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Классификации малых групп: 1. Формальные группы – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. 2. Неформальные группы - основа личностные предпочтения их членов. 1) Диффузные группы- случайные объединения людей на основе общих эмоций и переживаний. 2) Сплоченные группы - тесные взаимоотношения людей. A. Референтные группы - те на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. B. Нереферентные группы - объединяют людей в целях совместной учебной, производственной и т.д. деятельности. Психологическая структура малой группы включает в себя: · Композиционная подструктура - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с их точки зрения. · Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений - совокупность реальных межличностных связей ее членов (симпатий и антипатий). · Коммуникативная подструктура - совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и внешней средой, отражающей концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. · Подструктура функциональных отношений -совокупность проявлений различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием способности играть определенную роль и выполнять определенные обязанности. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.
22. Социальное влияние и социальная власть. Власть и контроль. Феномен власти и лидерство. Виды власти. Социальная власть - отношение господства и подчинения между субъектами власти, которая возникает в любой общности людей и опирается на принуждение. Социальное влияние - направленная и преднамеренная попытка изменить чьи-либо убеждения и поведение. Власть – любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению других людей и независимо от того, на чем подобная возможность основана.
Любое определение власти всегда должно включать несколько моментов: · отношения власти всегда подразумевают наличие двух партнеров; · приказ осуществляющего власть всегда сопровождается угрозой в случае неповиновения; · необходимость подчинения осуществляющему власть; · наличие организационных норм. Авторитет – общепризнанное неформальное поведение какого-либо лица, группы людей или организации в какой-либо сфере общественной жизни, которое основывается на знаниях, моральных достоинствах, и приобретенном жизненном опыте. Контроль – совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение и соблюдения работниками предписанных норм, программ и правил. Разновидности контроля: 1) упреждающий; 2) текущий контроль по отклонению; 3) контроль результирующий. Виды власти: · Информационная; · Экономическая; · Социальная; · Политическая (+государственная – особый вид политической власти, субъект которого располагает монопольным правом издавать законы и опирается на аппарат принуждения). Лидерство: Теории «героев» и «теории черт» Значительная часть политико-психологических черт лидерства детерминирована культурой. Поздние представители «героической» теории рассматривали героев для выделения качеств, «передающихся по наследству» и «способствующих завлечению масс». Качества, необходимые лидеру: • сильное стремление к ответственности и завершению дела; • энергия и упорство в достижении цели; рискованность и оригинальность в решении проблем; • инициативность; • самоуверенность; • способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения; • желание принять «на себя» все последствия действий и решений; • способность противостоять фрустрации и распаду группы. М. Вебер выделил при типа лидерства: · Традиционное - механизм традиций, ритуалов, силу привычки. · Харизматическое - представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. · Рационально-легальное - представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий · Виды лидеров: · Харизматический лидер (от греч. χάρισμα, «милость», «божественный дар», «благодать») – лидер, влияние которого основано на приписываемых ему исключительных характеристиках личности. · Авторитарный лидер – лидер, ориентированный на выполнение задачи. По отношению к подчиненным он автократичен, директивен, устанавливает жесткую дисциплину, единолично ставит цели и распределяет обязанности, жестко следит и контролирует ход выполнения работы. · Демократичный лидер – лидер, ориентированный на человеческие отношения. Такой лидер строит дружеские отношения с подчиненными: прислушивается к их мнению, доверяет им, убеждает, а не приказывает. · Формальный лидер влияет на подчиненных с позиции занимаемой им должности, служебного положения, статуса. · Неформальный лидер влияет на людей, опираясь на личные способности и умения, а также на особенности личности, его авторитет ценится и признается группой. · Номинальный лидер – человек, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции. · Ситуационный лидер– лидер, гибко использующий наиболее эффективный стиль лидерства в зависимости от ситуации. · Эмоциональный лидер– лидер, управляющий эмоциями и чувствами других людей.
Основное положение теорий среды: лидерство является функцией окружения, т.е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Личностно-ситуационные теории: Эта группа теорий является симбиозом двух предыдущих: в ее рамках одновременно рассматриваются и психологические черты лидера, и условия, в которых происходит процесс лидерства. Теории взаимодействия-ожидания: Согласно взглядам Дж.С. Хоманса и Дж.К. Хемфилда, три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, и с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия.
23. Понятие лидерства. Лидер как роль. Типы лидеров. Функции лидера в организации. Стили лидерства. Личность лидера. Мотивация лидерства. Лидерство - чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
Лидером - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.
Функции лидера: · интегративная (объединяет); · дезинтегративная (группу становится обособленной от других коллективов); · организационная; · конструктивная (выражение общих интересов членов группы); · координационная (согласование решений с обществом и его нормами).
Другая классификация функций лидера: · Лидер как администратор (функция наблюдения за исполнением); · Лидер как планировщик (разработка методов и средств, при помощи которых группа достигает целей); · Лидер как политик (установление целей и основной линии поведения группы); · Лидер как эксперт (источник достоверной информации); · Лидер как представитель группы во внешней среде; · Лидер как регулятор отношений внутри группы; · Лидер как источник поощрений и наказаний (контроль над деятельностью участников группы); · Лидер как третейский судья и миротворец (решение конфликтов внутри группы); · Лидер как пример; · Лидер как символ группы (идеологическая функция); · Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность; · Лидер как проводник мировоззрения (источник ценностей и норм); · Лидер как отец (идеальный объект идентификации и чувства преданности); · Лидер как «козел отпущения».
Е. Хартли четыре «модели»: · если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации; · вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». · человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз; · отдельным людям свойственно «искать посты».
Концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера (Р.Л. Кричевский) Ценностные характеристики членов группы - обмениваются на авторитет и признание лидера. Стиль лидерства: · Авторитарный; · Демократический; · Либеральный. (рассмотрен в вопросе №5)
24. Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм. Внушаемость. Социальный контроль группы над личностью. Групповая сплоченность.
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира. Выделяют два типа процессов социального контроля: · процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм; · процессы, организующие социальный опыт индивидов. Групповое давление -люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Конформизм - слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины. Нонконформизм — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Внушаемость — повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Групповая сплоченность: ♦ удовлетворенность групповой деятельностью; ♦ характер руководства и принятия решений; ♦ структурные свойства группы; ♦ групповая атмосфера; ♦ величина группы.
25. Виды конфликтов. Структура конфликта. Стратегии поведения в конфликте. Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Классификация конфликтов: По действию на функционирование группы:
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |