КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 41. Методы и формы работы с источниками научной информации по социологии
Семестровая (четвертная) проверка и оценка знаний. Оценка знаний по курсу социологии (годовая оценка знаний). Нетрадиционные виды контроля За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в виде зачетов и экзаменов. Форма проведения зачета и экзамена: устная, письменная, тестирование, защита работы (проекта) и др. – устанавливается решением кафедры. На экзаменах по дисциплине или части ее оценивается работа студента за курс (семестр), полученные теоретические знания, приобретение навыков самостоятельной работы, умение применять полученные знания к решению практических задач. На экзаменах успеваемость студентов определяется оценками отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Зачеты служат формой проверок успешного выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала, практических и семинарских занятий, а также формой проверок прохождения учебной и производственной практик. В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться как по дисциплинам в целом, так и по отдельным их частям. Результаты сдачи зачетов оценивается; отметкой зачтено, незачтено. Зачеты с дифференцированными оценками (отлично, хорошо, удовлетворительно,;неудовлетворительно) проставляются по курсовым проектам (работам), учебной и производственной практике, а также по отдельным дисциплинам. Перечень этих дисциплин устанавливает ученый совет университета. Преподавателю предоставлено право выбирать форму и методику проведения экзамена (зачета), обеспечивающих объективность оценки знаний студента. Студенты обязаны сдавать все экзамены и зачеты в соответствии с учебным планом и утвержденными рабочими программами.
+ 2 написанных листа Изучение литературы дает возможность определить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике), конспектирование (выделение главных идей и положений изучаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике). Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Виды рефератов: монографические, обзорные, аспектные, информативные, индикативные. Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника) с точки зрения ее содержания и назначения. К числу компонентов аннотации относятся: определение темы, указание адресата, характеристика цели. Виды: • справочные - дают характеристику текста без критической оценки • рекомендательные - дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории потребителей • общие - дают характеристику текста в целом с расчетом на широкую аудиторию • специализированные - дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов • групповые - дают характеристику нескольких текстов, близких по тематике Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. виды конспектов: - плановый конспект: составляется при помощи предварительного плана, каждому его пункту соответствует определенная часть конспекта; - конспект-схема: содержание выстраивается в виде схем, отражающих логические связи; - текстуальный конспект: составляется чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами; - свободный конспект: представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; - тематический конспект: не отражает всего содержания текста, отрабатывает только определенную, конкретную тему, отвечает на поставленный вопрос: а) хронологический – отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий; б) обзорный – раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников. Конспекты делятся на интегральные и селективные. Интегральный конспект включает всю смысловую сетку первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада; реферат – доклад на заданную тему по определённым источникам. В практике сложились требования к объёму реферата от 12-15 до 60 машинописных страниц. Реферат не обязательно представлять в письменном виде, т.к. реферат может быть устным публичным выступлением. Реферат – это краткое изложение научной проблемы как в письменной, так и в устной форме. Доклад – публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-либо темы. Важно предоставить студентам возможность выбора темы реферата или студенческого доклада. Немаловажное значение имеют обсуждение и оценка этой работы студентами группы. Обсуждая и оценивая реферат или доклад, студенты могут дополнять его, задавать выступающему вопросы, оспаривать некоторые положения и выводы. Для активизации обсуждения обычно назначаются оппоненты или рецензенты из числа студентов, которые заранее знакомятся с работой и свои замечания высказывают на семинарском занятии. В ряде вузов сейчас стала практиковаться замена зачёта или даже экзамена письменной студенческой работой, которая представляется преподавателю, а затем защищается перед комиссией. В сложившейся практике педагогической работы кафедр общественных наук вузов давно используются контрольные работы для студентов-заочников. Методика их подготовки, оформления, проверки и оценки уже достаточно разработана.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |