Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 38 Социологический практикум




Методы управления ходом групповой дискуссии

Разновидности материала, выносимого на дискуссию

Технологии групповой дискуссии

На групповой дискуссии проводится совместное обсуждение какого- либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения, обменяться знаниями по данному вопросу, задействовать коллективные интеллектуальные ресурсы для решения проблем.

1. Значимые для участников факты или проблемы, решение которых следует найти (тематическая дискуссия).

2. События, непосредственно происходящие в тренинговой группе в процессе работы (интеракционная дискуссия).

3. Прошлый опыт участников группы (биографическая дискуссия).

1. Задавание вопросов.

2. Введение правил.

3. Прямое инструктирование.

4. Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии.

Структурно-логическая схема действий преподавателя

Социологический практикум – вид практического занятия тренировочного характера.

Социологический практикум — это разновидность учебного задания, своеобразная задача, требующая для своего решения (выполнения) специального ин­струментария: первичных знаний, умений и навыков в области подготовки и проведения социологических исследований.

Целью этого вида заданий является обучение студентов – не социологов подготовке и проведению микроисследований в учебной группе, на учебном потоке вуза, в семье, среди родст­венников, соседей, во время производственной практики. Таким образом, можно выяснить тенденции изменения социальной структуры российского общества (на примере анализа социаль­ного состава студентов учебной группы или нескольких групп); реальных доходов населения (на примере анализа доходов соб­ственной семьи, соседей или родственников).

Задания:

♦ Проанализируйте систему управления вашего вуза (школы, учреждения, предприятия...). Сформулируйте ре­комендации по его совершенствованию. Какой метод со­циологических исследований вы использовали, выполняя это задание?

♦ Путем анкетирования или интервьюирования учащихся ближайшей к вам школы (или школы, где проходит педагогическая практика) выясните, какой бы хотели видеть учащиеся свою школу, в чем отличие реальной школы от идеальной.

Упражнение – это выработка или усовершенствование каких-либо практических навыков путем многократного выполнения действий по определенному алгоритму, образцу; выработка привычки делать это правильно. Это простейшая форма тренинга. Например, составление анкеты по заданным параметрам или образцу, редактирование текста и т.д.

Примеры заданий, упражнений: уточнение собственной точки зрения студентов по широко применяемым, но неоднозначно понимаемым определениям, категориям; задание на решение проблемной ситуации; анализ теоретических положений и применение их в практич. жизни; анализ статистических данных и составление оригинальных таблиц, графиков, диаграмм, схем; логические задания по первоисточникам; вопросы и задания, носящие характер прогноза; участие в дискуссии.

План и методика проведения социологического практикума на тему: «Социальные институты»

Основные положения:

1. Одним из важнейших общественных объединений, рацио­нально упорядоченных в своих целях и средствах и обеспечивающих относительную устойчивость социальных отношений и взаимодейст­вий в обществе, является социальный институт. Макс Вебер выделил две характерные особенности социального института:

1) Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - про­фессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навы­ков, умений и т.п.

2) Наличие в социальном институте рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входя­щим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществ­ляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.

2. Социальные институты обладают следующими признаками:

1) Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности.

2) Наличие определенных функций, обеспечивающих достиже­ние поставленной цели (целей).

3) Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ро­лей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.

4) Особый тип регулирования взаимоотношений, система опре­деленных установлений, предписаний, норм, правил, которым долж­ны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного инсти­тута.

5) Система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

3. Значительная часть признаков социального института совпа­дает с признаками социальной организации. Такое совпадение объяс­няется тем, что социальный институт представляет собой особый тип социальной организации. Однако институт имеет и такие существен­ные признаки, которые отличают его от организации. Они таковы:

1) Действия индивидов и их групп в рамках социального инсти­тута в своих целях и средствах их достижения упорядочены приня­тыми в данном институте установлениями (т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которым регулируют соответствующие типы поведения.

2) Социальный институт представляет собой относительно ус­тойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и по­ведения людей, что отличается от многих организаций. Например, церковь как социальный институт функционирует на протяжение сто­летий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в Рос­сии просуществовали 10-15 лет.

3) Социальный институт - крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организа­ции местного, регионального и общестранового уровня. Такова, на­пример, структура государства как сложного социального института, имеющие свои страновые, региональные и местные органы власти.

4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эф­фективное осуществление нормативного контроля.

5) Социальный институт располагает целостной системой стан­дартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязатель­ных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях ус­пешного осуществления функций данного института.

4. Определение рассматриваемого феномена гласит: "Социаль­ный институт - это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчи­вой социальной структурой, глубокой интегрированностъю своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределен­ных содержанием решаемых задач.

Социальные институты отличаются четким разграничением со­циальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благода­ря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и ус­тойчивость социальных связей и самой структуры общества.

5. Важное значение имеет типологизация социальных институ­тов. В зависимости от жесткости и способов регламентации их дея­тельности они подразделяются на формальные и неформальные. Фор­мальные институты отличаются тем, что взаимодействие между субъ­ектами в них осуществляется на основе формально оговоренных уста­новлений, правил, норм, положений (воинский устав, кодекс чести дво­рянина, клятва Гиппократа и др.), а выполнение определенных обязан­ностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняе­мых функций; осуществляется управление совершаемыми действиями и контроль над ними. Неформальные социальные институты, хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и прави­лами, не обладают жесткой регламентацией, а взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером здесь может служить дружба, которой присущи такие нор­мы, как доверие, верность, преданность и др., но регламентация дружеских отношений не носит формального характера.

6. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следующие типы: Политические. Экономические. Социально-культурные. Институт образования. Институт религии. Институт здравоохранения и социального обеспечения. Семья. Наука. Вооруженные силы. Правоохранительные органы.

7. Процесс возникновения, формирования и развития социаль­ных институтов называется институциализацией. Она включает в себя шесть основных этапов:

1) Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им усло­вий.

2) Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей.

3) Возникновение социальных норм и правил, вырабатывае­мых в процессе создания социального института (армии, науки и т.п.).

4) Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (политическое бюро партии, командные структуры в армии и т.п.).

5) Создание характерной для данного института системы стату­сов и ролей (например, военнослужащих или членов партии).

6) Процесс интернализации (усвоение) индивидами новых со­циальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

8. Социология разделяет явные и латентные функции социаль­ных институтов. Явные функции - такие последствия действий, кото­рые входили в намерения и осознавались участниками института; ла­тентные - последствия, которые не входили в их намерения и не бы­ли ими осознаны.

9. Явные функции социальных институтов сводятся к следующему:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2) Адаптационная функция, обеспечивающая приспособляе­мость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды - как природной, так и социальной.

3) Интегративная функция, обеспечивающая взаимозависи­мость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и всех членов общества.

4) Коммуникативная функция, обеспечивающая распространение и освоение информации не только в пределах данного института I (например, науки), но и во всех сферах общества, во всех организациях, институтах, общностях.

5) Социализирующая функция, играющая решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, реализации ею своего социального статуса.

6) Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регу­лирование взаимодействий между индивидами и социальными общ­ностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общ­ности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

Практические задания

1. Подберите в тексте Учебного пособия и данного Практикума определения следующих ключевых понятий и постарайтесь запом­нить их.

Социальный институт.

Типы институтов.

Особенности институтов.

Институциализация.

Признаки института.

Этапы институциализации.

Сущностные характеристики института.

Функции социальных институтов.

2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вы должны понять и запомнить смысл следующих важнейших терминов:

Установления. Формальные институты.

Санкции. Неформальные институты.

Социальные позиции. Явные функции.

Стандарты поведения. Латентные функции

3. В представленной ниже структурно-логической схеме названия некоторых социальных институтов оказались пропущенными. Ваша задача: вписать в пустующие клеточки недостающие названия социальных институтов.

Вопросы по теме:

1. Опишите основные особенности социальных институтов.

2. какими признаками обладают социальные институты.

3. В чем различие между социальными организациями и институтами.

4. Дайте развернутое определение социального института.

5. В чем различие между формальными и неформальными институтами.

6. Какие типы социальных институтов Вы знаете? Каковы их цели.

7. охарактеризуйте социальные процессы, посредством которых развиваются социальные институты.

8. В чем различие явных и латентных функций социальных институтов.

9. дайте характеристику явных функций социальных институтов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.