КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 38 Социологический практикум
Методы управления ходом групповой дискуссии Разновидности материала, выносимого на дискуссию Технологии групповой дискуссии На групповой дискуссии проводится совместное обсуждение какого- либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения, обменяться знаниями по данному вопросу, задействовать коллективные интеллектуальные ресурсы для решения проблем. 1. Значимые для участников факты или проблемы, решение которых следует найти (тематическая дискуссия). 2. События, непосредственно происходящие в тренинговой группе в процессе работы (интеракционная дискуссия). 3. Прошлый опыт участников группы (биографическая дискуссия). 1. Задавание вопросов. 2. Введение правил. 3. Прямое инструктирование. 4. Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Структурно-логическая схема действий преподавателя
Социологический практикум – вид практического занятия тренировочного характера. Социологический практикум — это разновидность учебного задания, своеобразная задача, требующая для своего решения (выполнения) специального инструментария: первичных знаний, умений и навыков в области подготовки и проведения социологических исследований. Целью этого вида заданий является обучение студентов – не социологов подготовке и проведению микроисследований в учебной группе, на учебном потоке вуза, в семье, среди родственников, соседей, во время производственной практики. Таким образом, можно выяснить тенденции изменения социальной структуры российского общества (на примере анализа социального состава студентов учебной группы или нескольких групп); реальных доходов населения (на примере анализа доходов собственной семьи, соседей или родственников). Задания: ♦ Проанализируйте систему управления вашего вуза (школы, учреждения, предприятия...). Сформулируйте рекомендации по его совершенствованию. Какой метод социологических исследований вы использовали, выполняя это задание? ♦ Путем анкетирования или интервьюирования учащихся ближайшей к вам школы (или школы, где проходит педагогическая практика) выясните, какой бы хотели видеть учащиеся свою школу, в чем отличие реальной школы от идеальной. Упражнение – это выработка или усовершенствование каких-либо практических навыков путем многократного выполнения действий по определенному алгоритму, образцу; выработка привычки делать это правильно. Это простейшая форма тренинга. Например, составление анкеты по заданным параметрам или образцу, редактирование текста и т.д. Примеры заданий, упражнений: уточнение собственной точки зрения студентов по широко применяемым, но неоднозначно понимаемым определениям, категориям; задание на решение проблемной ситуации; анализ теоретических положений и применение их в практич. жизни; анализ статистических данных и составление оригинальных таблиц, графиков, диаграмм, схем; логические задания по первоисточникам; вопросы и задания, носящие характер прогноза; участие в дискуссии. План и методика проведения социологического практикума на тему: «Социальные институты» Основные положения: 1. Одним из важнейших общественных объединений, рационально упорядоченных в своих целях и средствах и обеспечивающих относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий в обществе, является социальный институт. Макс Вебер выделил две характерные особенности социального института: 1) Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.п. 2) Наличие в социальном институте рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение. 2. Социальные институты обладают следующими признаками: 1) Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности. 2) Наличие определенных функций, обеспечивающих достижение поставленной цели (целей). 3) Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института. 4) Особый тип регулирования взаимоотношений, система определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института. 5) Система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения. 3. Значительная часть признаков социального института совпадает с признаками социальной организации. Такое совпадение объясняется тем, что социальный институт представляет собой особый тип социальной организации. Однако институт имеет и такие существенные признаки, которые отличают его от организации. Они таковы: 1) Действия индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения упорядочены принятыми в данном институте установлениями (т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которым регулируют соответствующие типы поведения. 2) Социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и поведения людей, что отличается от многих организаций. Например, церковь как социальный институт функционирует на протяжение столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России просуществовали 10-15 лет. 3) Социальный институт - крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организации местного, регионального и общестранового уровня. Такова, например, структура государства как сложного социального института, имеющие свои страновые, региональные и местные органы власти. 4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление нормативного контроля. 5) Социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института. 4. Определение рассматриваемого феномена гласит: "Социальный институт - это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностъю своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач. Социальные институты отличаются четким разграничением социальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благодаря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и устойчивость социальных связей и самой структуры общества. 5. Важное значение имеет типологизация социальных институтов. В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности они подразделяются на формальные и неформальные. Формальные институты отличаются тем, что взаимодействие между субъектами в них осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений (воинский устав, кодекс чести дворянина, клятва Гиппократа и др.), а выполнение определенных обязанностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняемых функций; осуществляется управление совершаемыми действиями и контроль над ними. Неформальные социальные институты, хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, не обладают жесткой регламентацией, а взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером здесь может служить дружба, которой присущи такие нормы, как доверие, верность, преданность и др., но регламентация дружеских отношений не носит формального характера. 6. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следующие типы: Политические. Экономические. Социально-культурные. Институт образования. Институт религии. Институт здравоохранения и социального обеспечения. Семья. Наука. Вооруженные силы. Правоохранительные органы. 7. Процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов называется институциализацией. Она включает в себя шесть основных этапов: 1) Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им условий. 2) Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей. 3) Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, науки и т.п.). 4) Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (политическое бюро партии, командные структуры в армии и т.п.). 5) Создание характерной для данного института системы статусов и ролей (например, военнослужащих или членов партии). 6) Процесс интернализации (усвоение) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту. 8. Социология разделяет явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции - такие последствия действий, которые входили в намерения и осознавались участниками института; латентные - последствия, которые не входили в их намерения и не были ими осознаны. 9. Явные функции социальных институтов сводятся к следующему: 1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. 2) Адаптационная функция, обеспечивающая приспособляемость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды - как природной, так и социальной. 3) Интегративная функция, обеспечивающая взаимозависимость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и всех членов общества. 4) Коммуникативная функция, обеспечивающая распространение и освоение информации не только в пределах данного института I (например, науки), но и во всех сферах общества, во всех организациях, институтах, общностях. 5) Социализирующая функция, играющая решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, реализации ею своего социального статуса. 6) Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм. Практические задания 1. Подберите в тексте Учебного пособия и данного Практикума определения следующих ключевых понятий и постарайтесь запомнить их. Социальный институт. Типы институтов. Особенности институтов. Институциализация. Признаки института. Этапы институциализации. Сущностные характеристики института. Функции социальных институтов. 2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вы должны понять и запомнить смысл следующих важнейших терминов: Установления. Формальные институты. Санкции. Неформальные институты. Социальные позиции. Явные функции. Стандарты поведения. Латентные функции 3. В представленной ниже структурно-логической схеме названия некоторых социальных институтов оказались пропущенными. Ваша задача: вписать в пустующие клеточки недостающие названия социальных институтов. Вопросы по теме: 1. Опишите основные особенности социальных институтов. 2. какими признаками обладают социальные институты. 3. В чем различие между социальными организациями и институтами. 4. Дайте развернутое определение социального института. 5. В чем различие между формальными и неформальными институтами. 6. Какие типы социальных институтов Вы знаете? Каковы их цели. 7. охарактеризуйте социальные процессы, посредством которых развиваются социальные институты. 8. В чем различие явных и латентных функций социальных институтов. 9. дайте характеристику явных функций социальных институтов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |