Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое познание




Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности,осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытиеее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражениев системе абстракции.Различают два уровня мышления:1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперированиеабстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способностьпоследовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четкоклассифицировать, строго систематизировать факты;2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретическогопознания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперированиеабстракциями и сознательное исследование их собственной природы.Следует отметить, что рассудок – это обычное житейское мышление, здравыйсмысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращаяосновное внимание на форму знания, а не на его содержание.С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия.Главная задача разума – объединить многообразное и выявить коренные причины идвижущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленнаякак учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимныепереходы из одного в другое и наоборот.Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактноммышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса,когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный,либо понимающий и творчески-конструктивный характер. Интуиция. Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде.Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенносхватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способностьпостижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощьюдискурсии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании,сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка)понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей.Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную.Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., взависимости от спецификации деятельности субъекта.Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий моментнепосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность отопосредствованного характера логического мышления.Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить трудыЯ.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широкораспространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартнойситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации,субъект производит выбор своих действий, как бы «пред-чувствуя», что нужнопоступить именно так, а не иначе.Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность.Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называтьтакое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции такжехарактерна внезапность и неосознанность [1, 168-185].К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:1) основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокоезнание проблемы;2) поисковая ситуация, состояние проблемности;3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попытокрешить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;4) наличие «подсказки» [1, 179]. III Практика и познание. Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира,активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней людипреобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы.Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращениесубъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, ввещь, объективно существующую.Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются:целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразованиематериальных систем.Практика дифференцирована. Так, например, еще в начале истории зародились двеее взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производствоорудий труда. Позже происходит все более детализированное испециализированное разделение этих сфер.Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионычеловеческих воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей.Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.Поскольку практика основана на разуме, то она является целесообразнойдеятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи.Разумный характер практической деятельности предполагает продумываниепрограммы действий, оценку средств и условий достижения цели и т.д. Посколькуцелеполагающее начало неустранимо из человеческой практики, то последняяявляется двуединым субъективно-объективным процессом, связывающим объективныепредпосылки (природный и надприродный материал) с человеческойцелеустремленностью.В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процессполучения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательнуюсторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией омире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя быминимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знаниесоставляет необходимую предпосылку и условие осуществления практическойдеятельности [1, 63-73].Как упоминалось выше, практика и познание очень тесно связаны. Поэтому каждыйиз этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции поотношению к другому. Рассмотрим их подробнее.Гносеологические функции практики:1) базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика даетисходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;2) детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силойпознания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающиевозникновение нового знания и его преобразование;3) критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;4) целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечномсчете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает инепосредственной целью познания, ну а целью познания является достижениеистинного знания [1, 74-78].Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:1) информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатываетисходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы,теории, методы; познание является средством практической деятельности;2) проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальныепланы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могутвозникнуть без науки, вне ее;3) регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечиваетуправление практикой, практическими действиями.Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг надруга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны противоречиямогут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и вдисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из сторон можетотставать от развития другой, что является естественным выражениемпротиворечия между ними; преодоление этого противоречия может вести к новомууровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и теории, и практики[1, 79-84]. IV Истина и заблуждение. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познаниякасаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного ирационального, интуитивного и дискурсивного, теории и практики,универсальных, общенаучных и частных методов познания и т.п.), либо формсуществования истины (понятие факта, гипотезы, теории, научного знания идр.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектныхотношений и т.п.Многие ученые отождествляют понятия истины и правды. Этой же точки зренияпридерживается и большой знаток русского языка В.Даль.От того, как каждый человек видит истину, понимает ее суть, зачастую зависитжизненная позиция этого человека, понимание им своего назначения [1, 31-32].В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере,следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативныестороны:1) Классическая теория истин. Истина – это правильное отражениепредмета, процесса в индивидуальном познании.2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствиеодних знаний другим.3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная вособенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно длячеловека.4) Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считаетбольшинство.5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этойконцепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с однойстороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человексам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – этобожье откровение.В истории философской мысли существовали разные понимания истины. Приведемпримеры некоторых: «Истина – это соответствие знаний действительности»;«Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина – это свойствосамосогласованности знаний» и др.Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслейдействительности, является главным в классической концепции истины. Онаназывается так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины;именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Эту концепциюподдерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и др. [1, 33]Существует несколько определений истины. Вот определение из марксистскойлитературы: истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом,воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимоот сознания.Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективнойсторон.Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне субъекта. Истинасубъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она несуществует помимо человека и человечества. Истина объективна – это значит,что истинное содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, независит ни от человека, ни от человечества.В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное иабсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласиемышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант).По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в которомдостигается соответствие понятия предмету мысли.Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит впонимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта или каксоответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм),либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.Общая черта различных концепций истины в современной западной философии –отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истиныпринципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических,конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной –приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием.Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира ибесконечностью процесса его познания.Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: онообладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапомразвития человеческого познания, своим объективным содержанием включается впоследующие этапы познания.Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предметпознания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютнаяистина складывается из суммы относи­тельных истин. Истина всегда конкретна[4, 15].Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не вдействительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании,предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику ипреодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализсоотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальнойреальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылоктеоретических построений [1, 63].Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление.Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся ото лжи.Наряду с этим и заблуждение, и ложь – ошибочные утверждения. Заблуждение –это ложное знание, принимаемое за истинное (Э.М.Чудинов), или, если учестьслучаи, когда, наоборот, истина может выступать как ложь, – это восприятие(осознание) ложного знания как истинного или истинного знания как ложного [1,48]. V Научное познание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.