Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познаниядействительности. 1. Причинность. Первое и достаточно емкое определениепричинности содержится в высказывании Демокрита: Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниямивидов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любыхобъектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основанияв предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.2. Критерий истины.Естественно-научная истина проверяется(доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами,производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой,то она истинна. Естественно-научные теории проверяются экспериментом,связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемыхрезультатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д. И. Менделеев(1834- 1907) писал: Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры. 3. Относительность научного знания.Научное знание (понятия,идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно иограничено [4, 13]. Методология научного познания. Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;прием, способ или образ действия.Методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства иметоды научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмыи формы реализации знания в практике [2, 44-50].В современной науке вполне успешно работает многоуровневая концепцияметодологического знания. В этом плане все методы научного познания могутбыть разделены на пять основных групп:1) Философские методы. Сюда относятся: диалектика (античная, немецкая иматериалистическая) и метафизика.2) Общенаучные подходы и методы исследования.3) Частно-научные методы.4) Дисциплинарные методы.5) Методы междисциплинарного исследования.Диалектическим методом мы часто пользуемся. Он исходит из того, что если вобъективном мире происходит постоянное возникновение и уничтожение всего,взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должныбыть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобыправильно отразить развивающуюся реальную действительность. Одним изосновных принципов диалектического подхода к познанию является признаниеконкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которыхнаходится объект познания, выделение главных, существенных свойств,связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требуетподходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальныхусловий, конкретной обстановки.Так, например, научными методами эмпирического исследования являютсянаблюдения, описания, измерения, эксперименты. Определим эти понятия.Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языкасведений об объекте.Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях,что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.Существует шесть видов эксперимента:1) исследовательский;2) проверочный;3) воспроизводящий;4) изолирующий;5) количественный;6) физический, химический и др [2, 254-259].Среди научных методов теоретического исследования выделяют:1) формализацию;2) аксиоматический метод;3) гипотетико-дедуктивный метод.Научным исследованием широко используются общенаучные методы исследования:1) анализ и синтез;2) абстрагирование;3) обобщение;4) индукция и дедукция;5) аналогия и моделирование;6) идеализация;7) классификация;8) системный подход [1, 251-254]. Заключение. Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектовпознания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количествеинформации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать ииспользовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарныеосновы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должнобыть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинномузнанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчитьжизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающийнас мир.Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились толькоблагодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и онизобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительноупрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мыхотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простойлюбознательности, а ради практического преобразования и природы и человекас целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться ипередаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечествуразвиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которыесчитали, что отец должен передать свое мастерство сыну.Как уже говорилось, в своей сущности, познание есть отражение мира в научныхпредставлениях, гипотезах и теориях. В случае познания в качестве отражениякак раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форменаучных фактов, гипотез, теорий. Существуют различные уровни познания,различающиеся своим предметом, глубиной, уровнем профессионализма и т.д.Познание и знание различаются как процесс и результат.Познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом из нихпроисходит сбор, накопление и первичная обработка данных, на втором – ихобъяснение и интерпретация. Основными методами эмпирического уровня познанияявляются наблюдение, описание, измерение и эксперимент; теоретического –формализация, аксиоматика, системный подход и т.д. Следует отметить, что наобоих уровнях познания применяются так называемые общенаучные методыисследования (абстрагирование, обобщение, аналогия и т.д.).Особую роль в познании играет интуиция – способность человека постигатьистину путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии.Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения. Важнымсвойством интуиции является ее непосредственность.В тесной связи с познанием развивается и практика. Практика – этоматериальное освоение общественным человеком окружающего мира, активноевзаимодействие человека с материальными системами. Практика имеетпознавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческойинформацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимыхотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтомузнание составляет необходимую предпосылку и условие осуществленияпрактической деятельности.Практика имеет гносеологические функции:1) базисная функция;2) детерминирующая функция;3) критериальная функция;4) целеполагающая функция.В свою очередь познание также имеет определенные функции:1) информативно-отражательная функция;2) проектно-конструктивная функция;3) регулятивная функция.Поскольку познание может быть как «правильным», так и ложным, то вгносеологии ведущей проблемой является проблема истины. Существует многоточек зрения относительно определения истины. Так, Маркс считал, что истина –это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящеепознаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективнойсторон.Выделяют также абсолютную истину – такое знание, которое полностьюисчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшемразвитии познания.Следует также отметить, что критерий истины находится не в мышлении самом посебе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается впрактике.В противовес истине существует заблуждение – своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений илипонятий объекту.Научное познание очень важно не столько для ученого, его осуществляющего,сколько для общества в целом. Подробно структура и методология научногопознания были рассмотрены выше, но хотелось бы особо отметить, что вповседневной жизни важную роль играет диалектический метод познания, а всамом познании не последнее место занимает творчество, хотя некоторые ученыеэто и отвергают.Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют различные точкизрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с различным пониманиемэтих проблем разными авторами использованной литературы, посколькуфилософское образование в нашей стране было достаточно сильноидеологизировано и политизировано в течение последних десятилетий, а сейчаспроисходит переоценка многих понятий. В ходе работы я попытался выбратьнаиболее приемлемые и логичные определения понятий, а также точки зрения нарассмотренные проблемы.Думаю, результаты данной работы пригодятся мне в дальнейшем, так какэкономика – это наука, причем важнейшая, т.к. определяет повседневную жизньобщества в целом и каждого отдельно взятого человека. В силу длительности имасштабности экономических процессов, важно овладеть всем комплексом знанийоб этой науке. В экономике на сегодняшний день стоит проблема истинностиприменяемого знания. Сегодняшнее состояние экономики нашей страны в очереднойраз подтвердило актуальность знания дисциплин этой науки. Яркий тому пример –деятельность наших правительств в последние годы, когда вся страна выступаетв роли лаборатории, используемой для проведения их экспериментов (обвальнаяприватизация; политика жесткого монетаризма, в результате которых государствопотеряло контроль над естественными монополиями, предприятия лишилисьоборотных средств, что, в свою очередь, привело к резкому сокращениюналогооблагаемой базы и дефициту бюджета).
50.Наука и ее роль в развитии общества. Понятие научно-технического прогресса и научно-технической революции»
В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности научно-технического прогресса (НТП) и научно-техни-ческой революции (НТР). На основе обобщения литературных источников можно дать следующие определения этим понятиям. Научно- технический прогресс — это непрерывный процесс совершенствования орудий и предметов труда, технологии, организации производства и труда на базе (основе) достижений науки. Понятие НТП по своему содержанию шире, чем понятие НТР. Научно- техническая революция —это составная часть и высшая сгу- пень НТП. НТР — это коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство. Таким образом, НТР — • это составная и более существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как на эволюционной, так и на революционной основе, то НТР — это скачкообразный процесс. Возможное графическое изображение сущности НТП представлено на рис. 7.1. Сущность научно-технического прогресса наиболее четко характеризует спираль (вариант «б»), где сама спираль — это НТП, а каждый ее виток — НТР на определенном этапе развития общества. Различают макро- и микро революцию. Макро революция — это такая революция, результаты которой самым коренным образом затрагивают все общественное производство или многие его сферы. Примерами макро революции могут быть электрификация, внедрение ЭВМ, радиофикация и др. Микро революция это такая революция, результаты которой затрагивают только отдельные отрасли народного хозяйства или
а) б) Рис. 7.1. Сущность НШ промышленности, например, бездоменное получение стали в черной металлургии, ГПС в машиностроении, пересадка сердца в медицине и др. Таким образом, основными отличиями макро- от микро революции являются масштабность распространения и значимость результатов НТР. За все время существования и развития человечества происходило много научно-технических революций, и этапы этого развития называются по эволюции применяемых орудий труда: каменный век, бронзовый, железный век. Многие ученые и специалисты говорят о том, что на смену железному веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш век чаще всего называют веком атома, кибернетики, ЭВМ и т. п. Современная НТР существенно отличается от предшествующих не только качественными параметрами применяемых новых орудий и предметов труда, технологическими процессами, но и другими особенностями, а именно: превращением науки в непосредственно производительную силу общества; опережающим развитием науки по сравнению с техникой и технологией; более существенной социально-экономической значимостью современной НТР; сокращением цикла«наука—производство»; расширением границ проникновения современной НТР, ее масштабностью и др. Остановимся на этих особенностях более подробно. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества не означает, что наука превращается в ее четвертый элемент. Это свидетельствует лишь о том, что наука самым существенным образом, и в позитивном плане, влияет на каждый элемент производительных сил общества, тем самым преобразуя и усиливая их. Схематично механизм этого влияния показан на рис. 7.2.
Рис. 7.2. Механизм влияния науки на производительные силы общества Из этого рисунка следует, что между производительными силами и наукой существует прямая и обратная связь. Результаты научных исследований в конечном итоге приводят к совершенствованию и появлению принципиально новых орудий и предметов труда, к повышению уровня знаний и квалификации рабочей силы, что, в свою очередь, является основой для преобразования и возрастания производительных сил общества, а в конечном итоге для развития экономики. В этих условиях у государства и коммерческих организаций появляется больше возможностей для финансирования науки. Что касается такой особенности современной НТР, как опережающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией, то в современных условиях это имеет принципиально важное значение. У государства и крупных хозяйствующих субъектов появляется возможность прогнозировать и планировать создание такой техники и технологии, а также предметов труда, которые в наибольшей степени обеспечат реализацию стратегических замыслов в области развития экономики и решения социальных проблем. Благодаря такой особенности современной НТР в настоящее время имеется возможность планировать и сокращать весь цикл «наука—производство», что имеет важное значение для повышения эффективности затрат, направляемых на развитие науки и техники. Смысл сокращения цикла «наука—производство» как особенности современной НТР заключается в уменьшении временного интервала с момента появления научной идеи до ее реализации на практике. Например, человечеству потребовалось 102 года, чтобы фотография с момента появления этого изобретения стала применяться на практике. Для телефона это время составило всего 56 лет, а для транзистора — всего 5 лет (табл. 7.1). Но это не значит, чтосейчас все открытия и изобретения можно реализовать на практике за столь короткий период. Таблица 7.1 Изделия Время между началом исследований и внедрением изделия Продолжительность времени, год Фотография 1727—1829 102 Телефон 1820—1876 56 Радио 1867—1902 35 Телевидение 1922—1936 14 Радар 1926—1940 14 Атомная бомба 1939—1945 6 Транзистор 1948—1953 5 ¦
По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. — 37 лет, с 1920 по 1944 г. — 24 года, с 1945 по 1964 г. — 14 лет, а для наиболее перспективных открьпий (электроника, атомная энергия, лазеры) — 3—5 лег. Современная НТР имеет и такую особенность, как расширение границ проникновения и ее масштабность. Современная наука все глубже проникает в познание космоса, земли и океана, атома и человека, а также в другие сферы. Масштабность НТР означает не только масштабы этого познания, но и масштабы реализации. Современная НТР, как и предыдущие, в первую очередь затронула орудия труда и слабо коснулась технологии, предметов труда и управления. И если она по-настоящему затронет эти элементы производства, то экономические и социальные последствия будут еще более значительными. Поэтому центр тяжести научных прикладных исследований необходимо пе-реориентировать именно на эти направления. Кроме понятий НТП и НТР, в литературе за последние годы довольно часто встречаются такие понятия, как «инновация» и др. «Инновация» является синонимом нововведения, или новшества. По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 гг.», инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, представленного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Сокращение цикла «начало исследований — внедрение изделия» Инновации тесно связаны и научно-техническим прогрессом, являясь по сути его результатом. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения, качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим обязательным внедрением и эффективной реализацией как на внутреннем, так и на внешних зарубежных рынках. Ивестиционная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционно- инновационной деятельностью. Ускорение НТП имеет важнейшее экономическое и социальное значение для любого государства мира. Пожалуй, нет такого более мощного и сильного фактора, который бы так существенно влиял на все экономические и социальные процессы, каким является ускорение НТП. Ускорение НТП является основой для: повышения эффективности общественного производства; повышения технического уровня производства и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; обеспечения соответствующего имиджа государства; осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике; улучшения структуры отечественного экспорта; повышения материального благосостояния граждан РФ и решения других социальных проблем. Исходя из этой значимости ускорения НТП, необходим и адекватный подход к решению этой проблемы на всех уровнях. Следует отметить, что положительное влияние НТП на решение социальных проблем осуществляется как прямо, так и косвенно, через поступательное развитие национальной экономики и повышение эффективности производства. То есть только эффективно функционирующая экономика создает материальную основу и позволяет решать социальные проблемы общества. Под воздействием научного и технического прогресса преобразовалась и продолжает меняться вся система международных отношений и в ее пределах внешняя политика отдельных стран, изменяются и подходы в анализе соотношения сил в мире. В системе соотношения сил в мире важным фактором стал национальный научно-технический потенциал и его эффективность, а также направленная на его использование инновационная политика. Это обстоятельство хорошо отражено в сообщении сенатской комиссии (1991 г.), занимающейся анализом международной политики Соединенных Штатов: «С точки зрения ближайшего и более отдаленного будущего Соединенных Штатов вопросы науки и технологии заслуживают большего внимания, чем какой-либо другой элемент национальной политики, чем какой-либо другой компонент национальных про-грамм» [19]. Это высказывание является как никогда актуальным для России как в настоящем, так и в будущем. Экономическую выгоду от ускорения НТП получают все стра- • ны мира и отдельные субъекты хозяйствования, но особенно существенную получают те страны, которые являются лидерами в области развития науки и техники. Б этом случае правомерно говорить о получении научной ренты, которая с усилением глобализации экономики проявляется все четче и весомее. В экономических словарях рента трактуется как доход, полученный владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий. Известно, что существует земельная и горная рента. Возникновение земельной ренты связано с плодородием земли и более выгодным ее расположением. В этом случае землевладелец получает от ее использования более высокий доход по сравнению со средним доходом. Горная рента образуется за счет более выгодной добычи каких- либо полезных ископаемых (более высокого качества полезного ископаемого, удобного местонахождения, неглубокого залегания и других преимуществ). Например, условия добычи нефти в Кувейте, Ираке намного благоприятнее, чем в РФ. Затраты на добычу 1 барреля (158,987 л) нефти в Кувейте составляют примерно 3—5 долларов, а в России — 8—11 долларов.
Вы платите полцены за пару! Акция — скидка 55%!
Обувь из Италии! Там знают как мастерить шедевры!
Эта методика ОШЕЛОМИЛА Россию. Меняйте ЦВЕТ ГЛАЗ!
Всего по 2 минуты в день несложных упражнений!
Ищете недорогую подержанную машину? 40 000 рублей
2004 года выпуска, пробег 100 000 км. Без ДТП!
Под «научной рентой» следует понимать извлечение экономической выгоды отдельным государством или субъектом хозяйствования за счет обеспечения лидерства в области развития науки и техники. Механизм получения научной ренты на макроуровне представлен на рис. 7.3.
Рис. 7.3. Механизм получения научной ренты Из этого следует, что научная рента образуется за счет надбавки к средней цене и продажи интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, «ноу-хау») и гудвилла. Необходимо отметить, что на вновь созданную продукцию надбавка к средней цене действует только на протяжении 2—3 лет (максимум 5 лет), т. е. до тех пор, пока существует монополия на выпуск этой продукции. По мере освоения выпуска этой продукции другими странами надбавка к средней цене уменьшается и с появлением конкуренции полностью исчезает, а следовательно, исчезает и научная рента. Научная рента состоит из трех слагаемых: где Рн — общая научная рента; Рц— научная рента от продажи новой и наукоемкой продукции по более высоким ценам; Рис — научная рента от продажи лицензий, патентов, «ноу-хау»; Рг — научная рента от гудвилла. Научная рента существенно отличается от горной и земельной ренты. Эти отличия заключаются в следующем: горная и земельная рента создаются без усилий и затрат человека, так как это природный фактор. Для получения научной ренты от отдельного государства или субъекта хозяйствования требуются значительные затраты всех видов ресурсов для обеспечения лидерства в области НТП; научную ренту могут получать только лидеры в области развития науки и техники. Это могут быть отдельные государства или субъекты хозяйствования. Последние десятилетия преобладающую часть мировой научной ренты получали и получают США. США уже на протяжении длительного периода сознательно проводят эффективную научно-техническую политику, сущность которой заключается в том, чтобы по ведущим направлениям НТП быть значительно впереди по сравнению с другими странами мира. Благодаря такой политике США снимают «сливки» не только в эко-номической, но и в политической деятельности. Как известно, эко-номика и политика неотделимы друг от друга, но приматом в этом являются национальные экономические интересы. После снятия «сливок» США через 2—3 года передают технологии (на платной основе) в другие страны, в первую очередь в страны Западной Евро-пы (Германию, Англию, Францию, Италию и др.), а сами начинают производить новую продукцию на более высоком научно-техниче-ском уровне. За последние лет больших успехов в области НТП до стигла Япония. На наш взгляд, объяснить такой взлет Японии в экономическом и научно-техническом плане можно следующими причинами. Во-первых, в Японии отсутствуют собственные природные ресурсы, необходимые для развития экономики. В этих условиях Япония вынуждена развивать перерабатывающую промышленность (работающую на импортном сырье) и значительную часть этой продукции отправлять на экспорт, что вряд ли возможно без обеспечения ее высокого качества. Во-вторых, обеспечение высокого качества продукции возможно только на основе ускорения научно-технического прогресса, так как между этими понятиями существует тесная связь и взаимозависимость. И в этом направлении Япония добилась существенных успехов. В-третьих, японцы, исходя из своего менталитета, особенностей островного государства, поняли, как и американцы, всю важность и значимость развития науки и техники для национальной экономики и престижа государства. Они поняли, что такое научная рента и какие экономические и социальные выгоды можно получить от нее. В-четвертых, важно не только понять значимость ускорения НТП, но еще важнее разработать и реализовать научно обоснованную политику. Японцам с детства прививается чувство патриотизма, рационализма и дух творчества. Все эти слагаемые, на наш взгляд, и обеспечили взлет Японии как в экономическом, так и в научно-техническом плане. В отдельных направлениях НТП, особенно в области электроники, Япония уже не уступает США. Что касается России, то она располагает значительным научным потенциалом, который должным образом не реализован на практике. Наша страна на данном этапе развития тоже может полу-чать научную ренту (менее существенную, чем США и Япония), но только от реализации отдельных направлений развития науки и тех-ники, например в области космоса и авиации, где мы не отстаем от развитых стран, а в некоторых направлениях даже лидируем. Составляющей научной ренты является гудвилл (имидж) предприятия. Гудвилл предприятия — это прежде всего престиж предприятия, который достигается за счет высокого качества продукции и репутации на протяжении достаточно длительного времени. Но основой появления гудвилла является внедрение результатов научно-технического прогресса. Имидж предприятия можно рассматривать внутри страны, где оно функционирует, а можно на мировом уровне. В последнем случае гудвилл как составляющая научной ренты существенно возрастает.
51.Современная техногенная цивилизация и глобальные проблемы человечества.
В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации, в системе этих установок фиксировалась особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. Эти ценности не подвергались сомнению до второй половины ХХ столетия, пока техногенная цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными предшествующим научно-техническим развитием. Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие человечество в целом, оказывающие влияние на жизнь будущих поколений, решение этих проблем возможно только силами всего человеческого сообщества.
Глобальные проблемы современности становятся реальными проблемами культуры, каждой личности в отдельности. Отчуждение человека современным миром и утрата им опоры в мире, веры в счастье, дисгармония и антигуманность отношений современного общества, несвобода и нестабильность положения приводят к дискомфорту, стрессам, психическим заболеваниям и, в конечном итоге, могут завершиться гибелью культуры и ее носителя – человечества[132].
Глобальные проблемы современности носят мировоззренческий характер и на первый взгляд ставят под сомнение традиционные для техногенной цивилизации ценности науки и научно-технического прогресса. В современной философии широко распространились антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм с его требованиями ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, по существу, предлагает возврат к традиционным обществам, неспособным в современных условиях решать проблемы обеспечения постоянно растущего населения элементарными жизненными благами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление