Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура познания. Рассмотрим подробнее научное познание




Рассмотрим подробнее научное познание. Будучи профессиональным видомобщественной деятельности, оно осуществляется по определенным научнымканонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные методыисследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основепринятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя:объект, субъект, знание как результат и метод исследования.Следует отметить, что наука имеет дело с особым набором объектов реальности,несводимых к объектам обыденного опыта, а также то, что научные знанияявляются продуктами научной деятельности.В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эторазличие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов(методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характерадостигаемых научных результатов.Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы,организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых иэкспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, дляэмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровнеабстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории,законы, гипотезы и т.д.Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя историческиэмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому.Основной формой знания, получаемого на эмпирическом этапе, является научныйфакт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровнеполучаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий.Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение,эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе познанияиспользуются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция идедукция, аналогия, гипотеза и др.В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в теоретическом –рациональный. Их соотношение находит свое отражение в методах, используемыхна каждом этапе [1, 231].Научное исследование предполагает не только движение "вверх", к всеболее совершенному, разработанному теоретическому аппарату, но и движение"вниз", связанное с ассимиляцией эмпирической информации.Как уже упоминалось выше, научное познание тесно связано с творчествомпознающего человека [1, 230-234]. Метод Декарта. Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать некоторыеобщие правила, лежащие в основе исследователь­ского процесса и составляющиесущность метода Декарта для полу­чения нового знания:• ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;• трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей ивосходить постепенно к познанию труд­ных и сложных;• останавливаться на всех подробностях, на все обращать внима­ние, чтобы бытьуверенным, что ничего не опущено [4, 11].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.