КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестиционные потребности мировой энергетикиВ условиях растущей глобализации энергетических рынков, их реформирования и расширения вопросы инвестиционной активности в энергетике приобретают все более значимый характер, который будет во многом определяться стратегией и политикой отдельных стран в направлении устойчивого движения к стабильной и предсказуемой структуре и механизмам работы инвесторов на таких рынках, что, в свою очередь, зависит от политической и экономической стабильности в регионе. Инвестиционные потребности мировой энергетики на бли жайшие тридцать лет оцениваются на уровне 16 триллионов долл в год. Такие прогнозы основываются на данных Международного Энергетического Агентства, которое определяет рост мирового энергетического рынка более чем на две трети в до^ОЗйх. при годовом приросте спроса на 1,7%. В то же время эти величины в масштабе размеров мировой экономики составляют не более 1 % мирового валового национального продукта, различаясь по странам и отдельным регионам весьма значительно. Следует отметить, что суммарные инвестиционные потребности мировой энергетики еще десятилетие назад составляли около 3-4% мирового ВНП, однако их абсолютные величины в прогнозах практически не меняются, находясь в диапазоне 500-600 млрд. долл. в год, хотя вследствие роста производимого в мире валового национального продукта можно говорить об их относительном снижении до 1%. При этом инвестиционные потребности первого десятилетия нового века составят около 455 млрд. долл. в год, постепенно увеличиваясь к третьей декаде (2021-2030 гг.) до 623 млрд. долл. Проблема привлечения инвестиций такого масштаба состоит не_ только в сохраняющейся в мире конкуренции за инвестиции существенно больших требуемых объемах инвестиций в энергетику по сравнению с предшествующим тридцатилетним периодом, когда общие потребности мировой энергетики в реальном выражении с учетом инфляции имели значительно меньшие показатели. Особенно это касается развития сектора производства электро- и тепловой энер-гии, где потребность в инвестициях возрастает троекратно и состав-ляет до 60%о от общих инвестиций в энергетику. Потребности нефтегазового сектора оцениваются в 19% мировых, или около 3 трилл. долл. в каждую из отраслей, в угольную отрасль - около 2%, или порядка 400 млрд. долл. При этом основной объем инвестиций необходим лишь для под-держания текущего уровня потребления энергоресурсов, то есть 51%о энергетических инвестиций будет направлен на поддержание или замену существующего оборудования в энергетике. Необходимые оставшиеся 49% от общего объема требуемых инвестиций послужат для расширения производственных мощностей для обеспечения растущего мирового спроса на отельные виды энергоносителей. Существенным изменением в инвестиционном процессе можно считать все больший перенос центра тяжести финансирования мас-1нтабных энергетических проектов с государственных обязательств на частный сектор, в том числе как в региональном, так и в международном масштабе. При этом увеличиваются риски по новым энергетическим проектам, к наиболее значимым из них относятся геологический, технический, геополитический, макроэкономический, экологический, а также новый тип риска, связанный с успехом или неудачей реформ энергетического рынка в отдельных странах, и иные типы рисков, которые различаются по типам проектов, но требуют обязательного страхования по достаточно высокой цене. В этой связи возрастает роль национальных правительств не столько в организации и финансировании больших проектов, сколько в создании бла-гоприятной политико-экономической среды и предсказуемых условий для инвестиционной активности в сфере энергетики, в том числе и для глобальных мега-проектов. Основной рост спроса будет приходиться на природный газ, потребности в котором будут увеличиваться на 2,4% ежегодно. Спрос на нефть будет расти на 1,6% в год, на уголь - на 1,4%. Рост потребности в электроэнергии будет составлять 2,4% в год, что должно обеспечиваться приростом использования газа и угля в электроэнергетике в целом. По группам стран и регионов мира наибольший объем инвестиций приходится на развивающиеся страны, особенно Азиатского региона, и Китай. Так, только Китаю необходимо не меньше 2,3 трилл. долл., или 14% мирового инвестиционного энергетического капитала, не говоря уже о таких странах, как Индия или Индонезия. Инвестиционные потребности составляют около 1 ,2 трилл.„долл. для разкйтия энергетики в Африке, 1 трилл. долл. - на Ближнем Вос-токе, Россия и другие страны с переходной экономикой потребуют около 10% мировых инвестиций, страны-члены ОЭСР - оставшийся 41%. По-прежнему самые крупные инвестиционные ресурсы должны привлечь США и Канада - около 3,2 трилл. долл. Следует отметить, что около 40% инвестиций, которые будут производиться в странах, не относящихся к развитым, составят инвестиции в проекты по транспортировке и экспорту углеводородного сырья на крупнейшие рынки потребления, т.е. на рынки стран-членов ОЭСР. Как уже отмечалось, нестабильность мировых нефтяных цен, которые влияют на цену газа и, опосредованно, на цену угля, как альтернативного топлива, во многом определяет принятие инвестиционных решений, а также повышает плату за риск на неустойчивых рынках в виде повышения цены капитала, доступного для инвестиций, удорожания проектов по добыче и транспортировке углеводородов, и сокращения вложений в проекты, находящиеся на грани рентабельности. В этой связи особую роль в инвестиционном анализе энергетического сектора приобретает изучение альтернативных возможностей привлечения капитала на энергетические рынки как со стороны стратегических и портфельных инвесторов, так и со стороны использования возможностей международных финансовых институтов, таких как Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация и т.п. Важно при этом использовать возможности конкурентного рынка, жестко ограничивая и регламентируя деятельность естественных монополий в сфере энергетики со стороны государства, для создания наиболее благоприятных условий для инвестиций в долгосрочные энергетические проекты. Важным фактором развития инвестиционных процессов являет- ся выполнение национальными государствами определенных условий, обеспечивающих стабильный инвестиционный режим и гарантирующих справедливые условия для всех инвесторов. Инвестиции в сектор энергетики приносят существенные выгоды тем регионам и государствам, в которые приходит капитал. К числу таких выгод относят создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений, улучшение инфраструктуры, внедрение современных технологий и методов управления, повышение эффективности использования энергии и возможность перераспределения государственных затрат. Возможность государств мобилизовать достаточное количество финансовых ресурсов для вложения в энергетику зависит от качества инвестиционной, финансовой и регулирующей политики. От этой возможности, в свою очередь, в значительной мере зависят темпы экономического роста и повышения уровня жизни в этих странах. Известно, что для потенциальных инвесторов наиболее важным условием вложения капитала является политическая и экономичес-кая стабильность государства, кроме того, оцениваются и другие рыночные, прежде всего финансовые и законодатёльные риски. Существенным фактором становится доступность данного рынка, включая его структуру, дискриминацию и бюрократизм. Если в нефтегазовой отрасли, где необходимы масштабные капиталовложения с длительным периодом окупаемости, все большую роль играют частные инвесторы, то в секторе электроэнергетики во многих государствах, в связи с особенностями структуры электроэнергетики и тарифной политики, для реализации энергетических проектов часто предоставляются правительственные субсидии для поддержания искусственнозаниженных цен на электроэнергию, что приводит к старению оборудования. Именно необходимость внедрения конкуренции и привлечения инвестиций вынуждает многие государства пойти на либерализацию энергетического рынка для привлечения частного капитала и повышения эффективности производства электроэнергии, спрос на которую в мире растет ускоренными темпами. Все это требует установления «прозрачных» правил работы на рынке, привлечения на него независимых производителей энергии, поощрения конкуренции институциональных и регулирующих структур, проведения торгов с предложением цены, разработки и использования оценочных критериев, соглашений о закупках электроэнергии и соответствующих структур тарифов, а также четко определенных режимов налогообложения и операций с иностранной валютой. По сравнению с государством частные инвесторы могут гораздо лучше оценить и максимально снизить коммерческие риски,7связан-ные, например, с неблагоприятными геологическими условиями, задержками в реализации проектов и превышением сметной стоимости или с несоответствием реального спроса прогнозному.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |