Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность и геополитическое значение транзита энергоресурсов в современном мире




Как уже отмечалось ранее, зависимость Европы и Азии от им­порта нефти и газа по трубопроводам с транзитом газа через третьи страны будет увеличиваться. Все новые источники снабжения газом Европы и Азии, за исключением проектов в сфере сжиженного при­родного газа, зависят от транзита. Все новые проекты освоения неф­тегазовых месторождений в Каспийском регионе и в Центральной Азии в критической степени зависят от транзита при доставке про-

дукции на рынок. Выбор транзита становится крайне важным при принятии решений по инвестициям. Предсказуемые и надежные до­говоренности в области транзита имеют первостепенное значение для безопасности энергоснабжения и доступа на рынки как в краткосроч­ной, так и в долгосрочной перспективе.

Любая транзитная система требует заключения многосторонних соглашении для обеспечения соответствия национального законода­тельства и нормативной базы международным стандартам в целях увеличения притока инвестиций и расширения коммерческой деятель­ности в области транзита, включая сведение транзитных рисков ком­паний до приемлемого уровня. Заинтересованные государства долж­ны способствовать доступу к системам транзита и их расширению путем создания эффективных институтов конкуренции и регулирова­ния на основе прозрачной нормативной правовой базы.

Повышение объемов транзита энергоресурсов, появление новых независимых государств и новых границ между ними, отсутствие вы­хода к морю, а также ожидаемое увеличение энергопотребления — все это делает вопрос транзита энергоресурсов одним из основных в энергетической политике в Евроазиатском регионе.

До 1990 г. в Европейском регионе основные транзитные потоки энергоресурсов проходили в рамках централизованно планируемой системы транспорта, что касается, прежде всего, территории быв­шего СССР, Восточной и Центральной Европы, а также и Европейс­кого сообщества до начала осуществления реформ в транспорте энер­горесурсов.

Многие страны — экспортеры энергоносителей ограничены со всех сторон территориями других государств и поэтому не могут осу­ществлять прямой приграничный экспорт или хотя бы транспорт тан­керами по морю, а вынуждены экспортировать собственные углево­дороды через территорию сопредельных государств. Так, с распа­дом СССР Россия оказалась «запертой» территориями других стран и потеряла основные нефтеналивные терминалы на Балтике и Чер­ном море, сохранив лишь порты Новороссийск и Туапсе и получив в лице новых стран конкурентов по трубопроводному транспорту не­фти. Кроме того, у России появились новые транзитные государ­ства — Украина, Беларусь, Молдова, Грузия (при экспорте природ­ного газа в Армению).

Возникновение новых независимых государств изменило контроль над инфраструктурой транспортировки энергии. Изменение границ и увеличение числа субъектов транзитных отношений создало условия для повышения уровня неопределенностей и рисков транзита, вклю­чая приостановку транспорта энергоносителей, коммерческие поте­ри, транзитные споры и политическое вмешательство.

У большинства независимых государств, импортирующих энер­горесурсы и через территории которых осуществляется их транзит, недостаточно финансовых средств для оплаты таких поставок, вслед­ствие чего у многих из них накопилась значительная задолженность основным поставщикам энергии. Поэтому эти поставщики хотят ви­деть транзит своих энергоресурсов на иностранные рынки защищен­ным от проблем несанкционированного отбора энергоресурсов.

Правительства заинтересованных государств стремятся создать условия, позволяющие компаниям реализовывать экономически обо­снованные варианты развития транзита энергии, включая создание и эксплуатацию новых транзитных маршрутов.

Государственные органы, ответственные за конкуренцию и зако­нодательное регулирование транзитных стран, призваны обеспечи­вать надежную эксплуатацию и способствовать расширению тран­зитных мощностей, обеспечивая свободный и бесперебойный тран­зит, объективные условия доступа к мощностям и недискриминаци­онные и разумные тарифы на транзит.

Таким образом, политика, направленная на совершенствование деятельности и повышение конкурентоспособности транзитных сис­тем, должна отражать многогранную природу транзита энергоресур­сов в региональных условиях.

При этом энергетические компании будут играть все возрастающую ключевую роль в развитии систем транзита энергии как инвесторы.

Однако роль государств в определении энергетической политики по-прежнему остается основополагающей. Правительства оказыва­ют существенное влияние на развитие конкуренции и либерализации в различных энергетических секторах, особенно в области транзита, как внутри стран, так и на международном уровне.

Транзит энергии является важным для экономики многих стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, которые в на­стоящее время занимаются проведением институциональных рыноч­ных реформ.

Эти реформы, охватывающие также либерализацию энергетичес­кого рынка, осуществляются с различной скоростью.

В отношении установления адекватных правил транзита энерго­ресурсов в задачи правительства и энергетической отрасли входит поиск решений, совместимых с институциональными режимами и регулирующими структурами заинтересованных стран. Так как энер­гетический транзит осуществляется через ряд стран, надежность этой цепочки не выше надежности ее наиболее слабого звена.

В число других проблем входят вопросы сборов за право транзи­та как экономического фактора, и структуры тарифов, способствую­щих транзиту и появлению новых источников снабжения.

Политико-географические факторы транзита

Транзит способствует надежности снабжения стран-потребите­лей, доступу стран-производителей к рынкам и получению дохода странами, по территории которых осуществляется транзит. Таким образом, он способствует свободной и открытой торговле. Однако транзит также представляет собой и фактор риска, прежде всего, по­литического характера.

Политические события начала 90-х годов 20 века в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии привели к появлению до­полнительного числа участников транзита, что само по себе не уве­личило его объемы, однако усложнило транспортировку. Некоторые из новых государств являются крупными производителями нефти и газа и обладают потенциалом в области их экспорта, но часть из них не имеет выхода к морю, и для того чтобы осуществлять поставки на международные рынки, им придется транспортировать нефть и газ по трубопроводам других стран. Некоторые трубопроводы про­ходят через зоны нестабильности, в результате чего возрастает не­обходимость четкого международно-правового регулирования для транзита.

Увеличивает потребность в транзите и проводимая странами-им­портерами МЭА политика диверсификации поставок энергоресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.