КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая сущность и геополитическое значение транзита энергоресурсов в современном мире
Как уже отмечалось ранее, зависимость Европы и Азии от импорта нефти и газа по трубопроводам с транзитом газа через третьи страны будет увеличиваться. Все новые источники снабжения газом Европы и Азии, за исключением проектов в сфере сжиженного природного газа, зависят от транзита. Все новые проекты освоения нефтегазовых месторождений в Каспийском регионе и в Центральной Азии в критической степени зависят от транзита при доставке про- дукции на рынок. Выбор транзита становится крайне важным при принятии решений по инвестициям. Предсказуемые и надежные договоренности в области транзита имеют первостепенное значение для безопасности энергоснабжения и доступа на рынки как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Любая транзитная система требует заключения многосторонних соглашении для обеспечения соответствия национального законодательства и нормативной базы международным стандартам в целях увеличения притока инвестиций и расширения коммерческой деятельности в области транзита, включая сведение транзитных рисков компаний до приемлемого уровня. Заинтересованные государства должны способствовать доступу к системам транзита и их расширению путем создания эффективных институтов конкуренции и регулирования на основе прозрачной нормативной правовой базы. Повышение объемов транзита энергоресурсов, появление новых независимых государств и новых границ между ними, отсутствие выхода к морю, а также ожидаемое увеличение энергопотребления — все это делает вопрос транзита энергоресурсов одним из основных в энергетической политике в Евроазиатском регионе. До 1990 г. в Европейском регионе основные транзитные потоки энергоресурсов проходили в рамках централизованно планируемой системы транспорта, что касается, прежде всего, территории бывшего СССР, Восточной и Центральной Европы, а также и Европейского сообщества до начала осуществления реформ в транспорте энергоресурсов. Многие страны — экспортеры энергоносителей ограничены со всех сторон территориями других государств и поэтому не могут осуществлять прямой приграничный экспорт или хотя бы транспорт танкерами по морю, а вынуждены экспортировать собственные углеводороды через территорию сопредельных государств. Так, с распадом СССР Россия оказалась «запертой» территориями других стран и потеряла основные нефтеналивные терминалы на Балтике и Черном море, сохранив лишь порты Новороссийск и Туапсе и получив в лице новых стран конкурентов по трубопроводному транспорту нефти. Кроме того, у России появились новые транзитные государства — Украина, Беларусь, Молдова, Грузия (при экспорте природного газа в Армению). Возникновение новых независимых государств изменило контроль над инфраструктурой транспортировки энергии. Изменение границ и увеличение числа субъектов транзитных отношений создало условия для повышения уровня неопределенностей и рисков транзита, включая приостановку транспорта энергоносителей, коммерческие потери, транзитные споры и политическое вмешательство. У большинства независимых государств, импортирующих энергоресурсы и через территории которых осуществляется их транзит, недостаточно финансовых средств для оплаты таких поставок, вследствие чего у многих из них накопилась значительная задолженность основным поставщикам энергии. Поэтому эти поставщики хотят видеть транзит своих энергоресурсов на иностранные рынки защищенным от проблем несанкционированного отбора энергоресурсов. Правительства заинтересованных государств стремятся создать условия, позволяющие компаниям реализовывать экономически обоснованные варианты развития транзита энергии, включая создание и эксплуатацию новых транзитных маршрутов. Государственные органы, ответственные за конкуренцию и законодательное регулирование транзитных стран, призваны обеспечивать надежную эксплуатацию и способствовать расширению транзитных мощностей, обеспечивая свободный и бесперебойный транзит, объективные условия доступа к мощностям и недискриминационные и разумные тарифы на транзит. Таким образом, политика, направленная на совершенствование деятельности и повышение конкурентоспособности транзитных систем, должна отражать многогранную природу транзита энергоресурсов в региональных условиях. При этом энергетические компании будут играть все возрастающую ключевую роль в развитии систем транзита энергии как инвесторы. Однако роль государств в определении энергетической политики по-прежнему остается основополагающей. Правительства оказывают существенное влияние на развитие конкуренции и либерализации в различных энергетических секторах, особенно в области транзита, как внутри стран, так и на международном уровне. Транзит энергии является важным для экономики многих стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, которые в настоящее время занимаются проведением институциональных рыночных реформ. Эти реформы, охватывающие также либерализацию энергетического рынка, осуществляются с различной скоростью. В отношении установления адекватных правил транзита энергоресурсов в задачи правительства и энергетической отрасли входит поиск решений, совместимых с институциональными режимами и регулирующими структурами заинтересованных стран. Так как энергетический транзит осуществляется через ряд стран, надежность этой цепочки не выше надежности ее наиболее слабого звена. В число других проблем входят вопросы сборов за право транзита как экономического фактора, и структуры тарифов, способствующих транзиту и появлению новых источников снабжения. Политико-географические факторы транзита Транзит способствует надежности снабжения стран-потребителей, доступу стран-производителей к рынкам и получению дохода странами, по территории которых осуществляется транзит. Таким образом, он способствует свободной и открытой торговле. Однако транзит также представляет собой и фактор риска, прежде всего, политического характера. Политические события начала 90-х годов 20 века в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии привели к появлению дополнительного числа участников транзита, что само по себе не увеличило его объемы, однако усложнило транспортировку. Некоторые из новых государств являются крупными производителями нефти и газа и обладают потенциалом в области их экспорта, но часть из них не имеет выхода к морю, и для того чтобы осуществлять поставки на международные рынки, им придется транспортировать нефть и газ по трубопроводам других стран. Некоторые трубопроводы проходят через зоны нестабильности, в результате чего возрастает необходимость четкого международно-правового регулирования для транзита. Увеличивает потребность в транзите и проводимая странами-импортерами МЭА политика диверсификации поставок энергоресурсов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |