Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строительство нефтепровода Суходольная — Родионовская (в обход территории Украины)




Проект расширения нефтепровода Баку — Новороссийск

Интересы России при реализации крупных инвестиционных проектов в ТЭК, имеющих геополитическое значение.

31. Международные транспортные проекты: проблемы реализации

Концепция поэтапного расширения участка Тихорецк — Ново­российск нефтепровода Баку — Новороссийск с возможностью даль­нейшего увеличения пропускной способности системы «трубопро­вод — порт» разработана для снятия напряженности на Каспийско-Черноморско-Средиземноморском экспортном направлении, что свя­зано с перспективами транспортировки азербайджанской нефти по маршруту Баку-Тихорецк-Новороссийск.

Одним из направлений транспортировки российской нефти на экс­порт через порт Новороссийск является маршрут Самара — Тихо­рецк — Новороссийск, который на протяжении 184 км проходил по территории Украины, таким образом, российским компаниям прихо­дилось выплачивать Украине около 60 млн. долл. в год за оказание транспортных услуг по транзиту российской нефти. Решением этой проблемы явилось строительство нефтепровода диаметром 1020 мм, протяженностью 254 км, минуя территорию Украины, по территории Ростовской области. Стоимость реа­лизации проекта составила 180 млн. долл. США.

«Голубой поток»

Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок россий­скою природного газа с перспективного Надым-Пур-Тазовского месторождения в Тюменской области в Турцию через акваторию Чер­ного моря, минуя третьи страны. Проект дополняет уже действую­щий газотранспортный коридор из России в Турцию через террито­рию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.

Общая стоимость газопровода «Голубой поток» составляет 3,2 млрд. долл., в том числе 1,7 млрд. долл. США на строительство мор­ского участка и КС «Береговая».

Это самый глубоководный трубопровод в мире, проложенный в условиях агрессивной сероводородной среды на глубинах до 2200 м, что на треть превышает глубины известных подводных трубопрово­дов. Для повышения надежности газопровода при его строительстве при­менялись специальные технические решения.

В соответствии с контрактом по газопроводу «Голубой поток» планировалось поставлять: 2003 г. - около 2 млрд. куб. м газа, 2004 г. — 4 млрд. куб. м, 2005 г. — 6 млрд. куб. м, 2006 г. — 8 млрд. куб. м, 2007 г. — 10 млрд. куб. м, 2008 г. — 12 млрд. куб. м, 2009 г. — 14 млрд. куб. м, и 2010 г. — 16 млрд. куб. м. Однако с самого начала поставок российская сторона столкнулась с рядом сложностей. Ту­рецкая сторона оказалась не готовой принять законтрактованные объе­мы и предпринимала попытки изменить первоначальные условия кон­тракта. В рамках этих попыток Турция в 2003 г. на несколько месяцев приостанавливала отбор газа из газопровода, в результате было по­ставлено только 1,2 млрд. куб. м газа. В настоящее время Россия согласилась на некоторое снижение цены поставляемого газа и на период до 2010 г. предоставила Турции льготу по условиям «бери-или-плати», снизив объем минимальных поставок.

Проекты по строительству нефтепроводов в обход турецких проливов

Основной проблемой морской транспортировки каспийской нефти считаются проливы Босфор и Дарданеллы, ограничения пропускной способности которых (прежде всего из-за экологических рисков) зас­тавляют искать альтернативные варианты доставки энергоносите­лей. Проливы предельно загружены, и дальнейшее увеличение объе­мов транзита представляется маловероятным как с экономической, так и с экологической точек зрения. За последние пять лет количе­ство танкеров с нефтью, проходящих через Босфор, возросло на 75%.

За этот же период объем перевозок нефти и других опасных грузов увеличился почти в 2 раза. В настоящее время через Босфор экспор­тируется ежегодно около 50 млн. тонн нефти. Кроме того, в случае аварий танкеров Турция грозится запретить судоходство в канале.

Нефтепровод БургасАлександруполис

Нефтепровод от порта Бургас на Черном море (Болгария) до Александруполиса на побережье Эгейского моря в Греции протяженностью 268-280 км, диаметром 900 мм может перекачивать от 15-23 млн. т в год (первая очередь) до 35 млн. т в год (вторая очередь). Требуемые инвестиции оцениваются в 700 млн. долл. Россия, Болгария и Греция согласовали текст трехстороннего межправительственного меморан­дума о сотрудничестве при реализации проекта строительства нефте­провода, основные расчеты проекта завершены. Достоинствами этого проекта являются короткий маршрут, сравнительно невысокая сто­имость, вероятная поддержка со стороны российских нефтяных ком­паний.

С точки зрения геополитических интересов России значимость данного проекта заключается в том, что в случае его реализации с участием казахстанских компаний он позволит «увести» нефть Ка­захстана от нефтепровода Баку — Джейхан.

Нефтепровод Бургас (Черное море, Болгария) — Влёра (Адриатическое море, Албания) (Трансбалканский нефтепровод)

Протяженность нефтепровода Бургас— Влера— 912 км, про­пускная способность- 35-40 млн. т нефти в год. Трасса проходит через три страны (Болгария, Македония, Албания). В декабре 2004 г. премьер-министрами Албании, Болгарии и Македонии был подписан договор о строительстве нефтепровода между болгарским портом Бургас и албанским портом Влера. Строительство планируется на­чать в 2006 г., а завершить работы организаторы проекта рассчиты­вают за три года. Строительство нефтепровода обойдется в 1,2 млрд. долл. США, основную часть средств (75%) намерена инвестировать американская корпорация «АМБО» (албанско-македонско-болгарс­кая нефтяная корпорация), которая заявила, что для реализации проекта ОПИК и ЭКСИМбанк готовы предоставить 900 млн. долл. Ос­тальное финансирование обеспечат компании, работающие в Каспий­ском регионе, к примеру, «Шеврон-Тексако», которая по Каспийскому трубопроводному консорциуму поставляет свою нефть из Тенгиза в Новороссийск. Однако следует отметить высокую стоимость, зна­чительный политический риск и возможные сложности с заполнени­ем трубопровода каспийской нефтью. У проекта будет много конку­рентов в борьбе за транспортировку каспийской нефти: это Бургас-Александрополис, Констанца-Триест, Констанца-Омишаль и Одес­са-Броды. I

Кыйикей (Турция, юго-западное побережье Черного моря) - Ибрикхаба (Турция, побережье Эгейского моря) (Трансфракийский нефтепровод) Проект предусматривал сооружение трубопровода диаметром 1220 мм, протяженностью 193 км, стоимостью около 900 млн. долл. по европейской части Турции от населенного пункта Кыйикей на юго-западном побережье Черного моря до города Ибрикхаба на побережье Эгейского моря. Предполагаемый объем перекачки нефти — 60 млн. т. в год. Проект включал также строительство нового нефтепровода, одной головной и одной промежуточной неф­теперекачивающих станций, терминалов в Кыйикее и Ибрикхабе с нефтеналивными станциями, коммерческими узлами учета, ре-зервуарными парками, причалами. Актуальность этого проекта объяснялась ограничениями на транспортировку нефти через про­ливы, а по мнению экспертов, экономическая эффективность про­екта сопоставима с эффективностью транспортировки нефти тан­керами через проливы. Несмотря на то, что в 2004 г. компания «Транснефть» выступила инициатором проекта, в марте 2005 г. она заявила о прекращении разработки названного проекта «по не за­висящим от компании причинам».

Рассматриваются также проекты нефтепровода из Самсуна (Чер­ное море, Турция) до Джейхана (Средиземное море, Турция) и из Констанцы (Черное море, Румыния) до Триеста (Адриатическое море, Италия). Проекты находятся на стадии предварительного изу­чения. К их недостаткам можно отнести большую протяженность и значительные объемы инвестиций.

Центральноевропейское и северобалтийское направления

Нефтепровод «Дружба»

Основным маршрутом экспорта нефти по центральноевропейско-му направлению является магистральный нефтепровод «Дружба»,построенный в 1964 г., протяженностью 4665 км, предназначенный для транспортировки нефти на рынки Центральной и Восточной Европы через территорию Украины и Беларуси (рис. 5.2). Нефтепровод обес­печивает транспортировку нефти из Поволжья к границе с Украиной и Беларусью (до нефтеперекачивающей станции Высокое, к которой подходят два трубопровода — 1020 мм и 1220 мм), далее нефтепро­вод разделяется на 4 самостоятельные нитки: две из них (с диамет­ром трубопроводов по 820 мм) отходят на Новополоцкий и Мажей-кяйский НПЗ и терминал Бутинге, а две (820 мм и 1020 мм) - на Мозырский НПЗ, а также на заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Польши и Германии.

Существует несколько проблем, связанных с эксплуатацией нефтепровода «Дружба». Во-первых, у нефтепровода «Дружба» на территории Украины, по которому российская нефть экспорти­руется в Восточную Европу, после запуска первой очереди маршрута «Дружба» — «Адрия» мощностью 5 млн. т нефти в год ре­зерва пропускной способности практически не останется. Во-вто­рых, транзит нефти осуществляется по территории нескольких стран, в связи с чем возникает проблема справедливых транзит­ных тарифов. Кроме того, «Дружба» - нефтепровод, жестко зам­кнутый на рынки сбыта Чехии, Словакии, Венгрии, Польши и Гер­мании, и поставка нефти в эти страны связана со ставшими тра­диционными еще со времен СЭВ скидками к цене нефти, суще­ствующими до сих пор благодаря безальтернативности рынков сбыта по этому направлению.

Проект интеграции нефтепроводов «Дружба» — «Адрия»

Проект интеграции нефтепроводов «Дружба» — «Адрия» по экспорту нефти из России и стран СНГ через транзитные госу­дарства Белоруссию, Украину, Венгрию, Словакию и Хорватию через глубоководный порт Омишаль, способный принимать тан­керы дедвейтом 500 тыс. т, на мировые рынки — один из наибо­лее привлекательных для России в контексте обеспечения рос­сийских интересов на европейском нефтяном рынке в условиях диверсификации маршрутов экспорта российской нефти. В основу проекта положена интеграция построенного в период деятельнос­ти СЭВ нефтепровода «Дружба» с проложенным во время суще­ствования союзной Югославии нефтепроводом «Адрия», связы­вающим порт Омишаль с внутренними районами современной Хорватии, имея в виду использование существующих свободных мощностей этих трубопроводов.

Проект предусматривает поэтапное увеличение существующих трубопроводных мощностей (5, 10 и 15 млн. т в год) с использовани­ем на начальном этапе существующих резервов. Общая протяжен­ность маршрута — более 3 тыс. км.

Начальный этап интеграции представляет собой реконструкцию нефтепровода «Адрия» на хорватском участке — от нефтеперекачи­вающей станции «Сисак» до порта Омишаль с целью обеспечения его работы в реверсном режиме, что позволит экспортировать 5 млн. т нефти в год через порт Омишаль. Реализация первой очереди про­екта планируется в 2005-2006 гг., его стоимость составит 300-320 млн. долл.

Проект интеграции южной системы нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», во-первых, позволит создать новое направление выхода не­фти России (и, частично, Казахстана) непосредственно на рынки Сре­диземноморья, что является чрезвычайно важным в связи с попыт­ками Турции ограничить проход танкеров через пролив Босфор. Во-вторых, это позволяет загрузить почти на 10 млн. тонн мощности российских нефтепроводов системы «Дружба», которые раньше не ис­пользовались в полном объеме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.