КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строительство нефтепровода Суходольная — Родионовская (в обход территории Украины)
Проект расширения нефтепровода Баку — Новороссийск Интересы России при реализации крупных инвестиционных проектов в ТЭК, имеющих геополитическое значение. 31. Международные транспортные проекты: проблемы реализации Концепция поэтапного расширения участка Тихорецк — Новороссийск нефтепровода Баку — Новороссийск с возможностью дальнейшего увеличения пропускной способности системы «трубопровод — порт» разработана для снятия напряженности на Каспийско-Черноморско-Средиземноморском экспортном направлении, что связано с перспективами транспортировки азербайджанской нефти по маршруту Баку-Тихорецк-Новороссийск. Одним из направлений транспортировки российской нефти на экспорт через порт Новороссийск является маршрут Самара — Тихорецк — Новороссийск, который на протяжении 184 км проходил по территории Украины, таким образом, российским компаниям приходилось выплачивать Украине около 60 млн. долл. в год за оказание транспортных услуг по транзиту российской нефти. Решением этой проблемы явилось строительство нефтепровода диаметром 1020 мм, протяженностью 254 км, минуя территорию Украины, по территории Ростовской области. Стоимость реализации проекта составила 180 млн. долл. США. «Голубой поток» Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок российскою природного газа с перспективного Надым-Пур-Тазовского месторождения в Тюменской области в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. Проект дополняет уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Общая стоимость газопровода «Голубой поток» составляет 3,2 млрд. долл., в том числе 1,7 млрд. долл. США на строительство морского участка и КС «Береговая». Это самый глубоководный трубопровод в мире, проложенный в условиях агрессивной сероводородной среды на глубинах до 2200 м, что на треть превышает глубины известных подводных трубопроводов. Для повышения надежности газопровода при его строительстве применялись специальные технические решения. В соответствии с контрактом по газопроводу «Голубой поток» планировалось поставлять: 2003 г. - около 2 млрд. куб. м газа, 2004 г. — 4 млрд. куб. м, 2005 г. — 6 млрд. куб. м, 2006 г. — 8 млрд. куб. м, 2007 г. — 10 млрд. куб. м, 2008 г. — 12 млрд. куб. м, 2009 г. — 14 млрд. куб. м, и 2010 г. — 16 млрд. куб. м. Однако с самого начала поставок российская сторона столкнулась с рядом сложностей. Турецкая сторона оказалась не готовой принять законтрактованные объемы и предпринимала попытки изменить первоначальные условия контракта. В рамках этих попыток Турция в 2003 г. на несколько месяцев приостанавливала отбор газа из газопровода, в результате было поставлено только 1,2 млрд. куб. м газа. В настоящее время Россия согласилась на некоторое снижение цены поставляемого газа и на период до 2010 г. предоставила Турции льготу по условиям «бери-или-плати», снизив объем минимальных поставок. Проекты по строительству нефтепроводов в обход турецких проливов Основной проблемой морской транспортировки каспийской нефти считаются проливы Босфор и Дарданеллы, ограничения пропускной способности которых (прежде всего из-за экологических рисков) заставляют искать альтернативные варианты доставки энергоносителей. Проливы предельно загружены, и дальнейшее увеличение объемов транзита представляется маловероятным как с экономической, так и с экологической точек зрения. За последние пять лет количество танкеров с нефтью, проходящих через Босфор, возросло на 75%. За этот же период объем перевозок нефти и других опасных грузов увеличился почти в 2 раза. В настоящее время через Босфор экспортируется ежегодно около 50 млн. тонн нефти. Кроме того, в случае аварий танкеров Турция грозится запретить судоходство в канале. Нефтепровод Бургас — Александруполис Нефтепровод от порта Бургас на Черном море (Болгария) до Александруполиса на побережье Эгейского моря в Греции протяженностью 268-280 км, диаметром 900 мм может перекачивать от 15-23 млн. т в год (первая очередь) до 35 млн. т в год (вторая очередь). Требуемые инвестиции оцениваются в 700 млн. долл. Россия, Болгария и Греция согласовали текст трехстороннего межправительственного меморандума о сотрудничестве при реализации проекта строительства нефтепровода, основные расчеты проекта завершены. Достоинствами этого проекта являются короткий маршрут, сравнительно невысокая стоимость, вероятная поддержка со стороны российских нефтяных компаний. С точки зрения геополитических интересов России значимость данного проекта заключается в том, что в случае его реализации с участием казахстанских компаний он позволит «увести» нефть Казахстана от нефтепровода Баку — Джейхан. Нефтепровод Бургас (Черное море, Болгария) — Влёра (Адриатическое море, Албания) (Трансбалканский нефтепровод) Протяженность нефтепровода Бургас— Влера— 912 км, пропускная способность- 35-40 млн. т нефти в год. Трасса проходит через три страны (Болгария, Македония, Албания). В декабре 2004 г. премьер-министрами Албании, Болгарии и Македонии был подписан договор о строительстве нефтепровода между болгарским портом Бургас и албанским портом Влера. Строительство планируется начать в 2006 г., а завершить работы организаторы проекта рассчитывают за три года. Строительство нефтепровода обойдется в 1,2 млрд. долл. США, основную часть средств (75%) намерена инвестировать американская корпорация «АМБО» (албанско-македонско-болгарская нефтяная корпорация), которая заявила, что для реализации проекта ОПИК и ЭКСИМбанк готовы предоставить 900 млн. долл. Остальное финансирование обеспечат компании, работающие в Каспийском регионе, к примеру, «Шеврон-Тексако», которая по Каспийскому трубопроводному консорциуму поставляет свою нефть из Тенгиза в Новороссийск. Однако следует отметить высокую стоимость, значительный политический риск и возможные сложности с заполнением трубопровода каспийской нефтью. У проекта будет много конкурентов в борьбе за транспортировку каспийской нефти: это Бургас-Александрополис, Констанца-Триест, Констанца-Омишаль и Одесса-Броды. I Кыйикей (Турция, юго-западное побережье Черного моря) - Ибрикхаба (Турция, побережье Эгейского моря) (Трансфракийский нефтепровод) Проект предусматривал сооружение трубопровода диаметром 1220 мм, протяженностью 193 км, стоимостью около 900 млн. долл. по европейской части Турции от населенного пункта Кыйикей на юго-западном побережье Черного моря до города Ибрикхаба на побережье Эгейского моря. Предполагаемый объем перекачки нефти — 60 млн. т. в год. Проект включал также строительство нового нефтепровода, одной головной и одной промежуточной нефтеперекачивающих станций, терминалов в Кыйикее и Ибрикхабе с нефтеналивными станциями, коммерческими узлами учета, ре-зервуарными парками, причалами. Актуальность этого проекта объяснялась ограничениями на транспортировку нефти через проливы, а по мнению экспертов, экономическая эффективность проекта сопоставима с эффективностью транспортировки нефти танкерами через проливы. Несмотря на то, что в 2004 г. компания «Транснефть» выступила инициатором проекта, в марте 2005 г. она заявила о прекращении разработки названного проекта «по не зависящим от компании причинам». Рассматриваются также проекты нефтепровода из Самсуна (Черное море, Турция) до Джейхана (Средиземное море, Турция) и из Констанцы (Черное море, Румыния) до Триеста (Адриатическое море, Италия). Проекты находятся на стадии предварительного изучения. К их недостаткам можно отнести большую протяженность и значительные объемы инвестиций. Центральноевропейское и северобалтийское направления Нефтепровод «Дружба» Основным маршрутом экспорта нефти по центральноевропейско-му направлению является магистральный нефтепровод «Дружба»,построенный в 1964 г., протяженностью 4665 км, предназначенный для транспортировки нефти на рынки Центральной и Восточной Европы через территорию Украины и Беларуси (рис. 5.2). Нефтепровод обеспечивает транспортировку нефти из Поволжья к границе с Украиной и Беларусью (до нефтеперекачивающей станции Высокое, к которой подходят два трубопровода — 1020 мм и 1220 мм), далее нефтепровод разделяется на 4 самостоятельные нитки: две из них (с диаметром трубопроводов по 820 мм) отходят на Новополоцкий и Мажей-кяйский НПЗ и терминал Бутинге, а две (820 мм и 1020 мм) - на Мозырский НПЗ, а также на заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Польши и Германии. Существует несколько проблем, связанных с эксплуатацией нефтепровода «Дружба». Во-первых, у нефтепровода «Дружба» на территории Украины, по которому российская нефть экспортируется в Восточную Европу, после запуска первой очереди маршрута «Дружба» — «Адрия» мощностью 5 млн. т нефти в год резерва пропускной способности практически не останется. Во-вторых, транзит нефти осуществляется по территории нескольких стран, в связи с чем возникает проблема справедливых транзитных тарифов. Кроме того, «Дружба» - нефтепровод, жестко замкнутый на рынки сбыта Чехии, Словакии, Венгрии, Польши и Германии, и поставка нефти в эти страны связана со ставшими традиционными еще со времен СЭВ скидками к цене нефти, существующими до сих пор благодаря безальтернативности рынков сбыта по этому направлению. Проект интеграции нефтепроводов «Дружба» — «Адрия» Проект интеграции нефтепроводов «Дружба» — «Адрия» по экспорту нефти из России и стран СНГ через транзитные государства Белоруссию, Украину, Венгрию, Словакию и Хорватию через глубоководный порт Омишаль, способный принимать танкеры дедвейтом 500 тыс. т, на мировые рынки — один из наиболее привлекательных для России в контексте обеспечения российских интересов на европейском нефтяном рынке в условиях диверсификации маршрутов экспорта российской нефти. В основу проекта положена интеграция построенного в период деятельности СЭВ нефтепровода «Дружба» с проложенным во время существования союзной Югославии нефтепроводом «Адрия», связывающим порт Омишаль с внутренними районами современной Хорватии, имея в виду использование существующих свободных мощностей этих трубопроводов. Проект предусматривает поэтапное увеличение существующих трубопроводных мощностей (5, 10 и 15 млн. т в год) с использованием на начальном этапе существующих резервов. Общая протяженность маршрута — более 3 тыс. км. Начальный этап интеграции представляет собой реконструкцию нефтепровода «Адрия» на хорватском участке — от нефтеперекачивающей станции «Сисак» до порта Омишаль с целью обеспечения его работы в реверсном режиме, что позволит экспортировать 5 млн. т нефти в год через порт Омишаль. Реализация первой очереди проекта планируется в 2005-2006 гг., его стоимость составит 300-320 млн. долл. Проект интеграции южной системы нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», во-первых, позволит создать новое направление выхода нефти России (и, частично, Казахстана) непосредственно на рынки Средиземноморья, что является чрезвычайно важным в связи с попытками Турции ограничить проход танкеров через пролив Босфор. Во-вторых, это позволяет загрузить почти на 10 млн. тонн мощности российских нефтепроводов системы «Дружба», которые раньше не использовались в полном объеме.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |