Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование личности в коллективе. Макаренко об этапах и уровнях развития коллектива




Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, группа. В современной литературе употребляется два значения «коллектива»: любая организованная группа, только высокоорганизованная группа.

В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, отличающихся рядом признаков.

Признаки коллектива:

Общая социально значимая цель. Важно какая это цель. Цель коллектива совпадает с общественными целями, поддерживается государством, не противоречит общественной идеологии, конституции, законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели.

Отношение общественной зависимости – единство переживаний, связанных с достижением цели, единство оценочных суждений.

Общий выборный руководящий орган.

Сплоченность, взаимопонимание, взаимопомощь, здоровая критика и самокритика.

Разумное сочетание личных и общественных интересов.

Значит: ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Теория коллектива была разработана А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти. Определил принципы развития коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие.

Макаренко определил этапы развития коллектива:

1стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения): коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося группу превратить в коллектив (класс, кружок). Организатор – педагог, от него исходят все требования. Завершается, когда выделился и заработал актив.

2стадия - усиление влияния актива. Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Коллектив выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

3стадия и последующие характеризуют расцвет коллектива. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого члена. Требования, предъявляемые членами коллектива к себе, более высокие, чем к своим товарищам. На данном этапе коллектив формирует целостную, нравственную личность.

Между стадиями нет четких границ, каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Признаками сформированного коллектива он считал мажор — постоянная бодрость, готовность к действию; ощущение собственного достоинства, вытекающие из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности; активность, привычку к торможению.

 

44. Я.А.Коменский – основоположник пед. науки.

Я.А.Коменский (1592–1670гг.). Он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего начального обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе. Теоретически обосновал, учтя опыт братской школы, классно-урочную систему обучения. Вводит возрастную периодизацию. Каждый период составляет 6 лет жизни и каждому периоду соответствует своя школа: материнская, школа родного языка, латинская, академия.

Обосновал дидактические принципы, определил «золотое правило дидактики». Огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем. «Школа без дисциплины – что мельница без воды».

В процессе воспитания Я.А.Коменский решающую роль отводил примеру самого учителя.

Развивая свои ранние идеи о воспитании, Я.А.Коменский в «Пампедии» высказал мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой. Если в «Великой дидактике» он говорит о четырех школах, то в «Пампедии» речь идет о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь. В этих высказываниях великого педагога в зародыше содержится идея современной концепции непрерывного образования.

Программа воспитания

Дидактика

Цели воспитания:

1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности.

2. Подготовка к загробной жизни.

Задачи воспитания:

1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).

2. Управление собой (нравственное воспитание).

3. Стремление к богу (религиозное воспитание).

 

Природосообразность воспитания.

 

Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек.

 

«Золотое правило дидактики»

Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Дидактические принципы:

1. Наглядность. Обучение начинать с вещей, явлений, примеров. Золотое правило дидактики.

2. Сознательность. Не предлагать для памяти того, что не понято рассудком.

3. Систематичность и последовательность. Не делать скачков в обучении.

4. Прочность. Не спешить, а медленно идти вперед.

5. Посильность. Учитывать возможности учащихся.

Система школ, возрастная периодизация

 

До 6 лет – детство. Материнская школа. Все юношество обоего пола

Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное воспитание.

Элементы знаний.

 

6–12лет – отрочество. Школа родного языка. Все юношество обоего пола.

Обучение на родном языке. Чтение, письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия. Ремесло. Учение о нравственности.

Основы знаний.

12–18 лет – юность. Школа латинского языка. Наиболее успешно окончившие школу родного языка. Семь свободных искусств. Физика. География. История. Родной, латинский, греческий и один из новых языков.

Классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический, риторический.

Система знаний.

18–24 лет – возмужалость. Академия. Будущие ученые

Факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Кругосветное путешествие.

Профессиональное образование.

 

Важнейшие труды Я.А.Коменского:

 

1. «Великая дидактика».

2. «Материнская школа».

3. «Законы хорошо организованной школы».

4. «Открытая дверь языков».

5. «Мир чувственных вещей в картинках».

6. «Лабиринт света и рай сердца».

7. «Новейший метод языков».

8. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

 

 

Организация учебной работы школы

 

– Учебу начинать с 6 лет.

– Учебный год делится на учебные четверти.

– Каникулы следуют за каждым учебным годом.

– Формой учебной работы является урок.

– Утренние уроки – развитие ума.

– Послеобеденные уроки – развитие тела.

– Всю работу школы вести планово.

– Учитывать знания учащихся.

 

Должность учителя очень почетна, «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем».

Учитель должен «могуче увлекать учеников благим примером.

Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным, должен безгранично любить свое дело, быть отцом учащихся, учитывать и будить интерес детей к учению».

46. Состояние и развитие отечественной школы и педагогики (50-80 гг)

В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Тремя годами позже, в 1961, было принято решение об обязательности среднего образовании для всего населения. В самих школах был усовершенствован учебный процесс, учеников начали воспитывать в духе коммунистических идеалов.

Разумеется, переход на всеобщее обязательное среднее образование длительностью в 10 лет был осуществлён не сразу. Эта концепция внедрялась постепенно, в несколько этапов, и начатое Хрущёвым дело продолжил Леонид Ильич Брежнев.

В 1966 году было принято постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Подразумевалось усовершенствование и обновление школьного инвентаря, модернизация классов, выпуск новых учебников и даже строительство новых зданий для школ вместо устаревших.

Ещё на съездах был определён список тех учебных заведений, которые обязаны давать полное среднее образование. Учебный план тоже претерпел изменения: с 7 класса ввели необязательные курсы по разным предметам, которые ученики могли выбирать сами. При этом базовые науки было решено начать преподавать раньше – не с 5, а с 4 класса.

Большое достижение образовательных реформ тех лет – введение профилированного обучения в старших классах. Учащиеся 9-10 классов получили возможность углублённо изучать те дисциплины, которые им были интересны и по которым они планировали в дальнейшем получать профессию. В школах появились отделения математики, физики, химии, биологии, гуманитарных наук.

В сельских же школах, которые были хорошо оснащены всем необходимым, в старших классах изучали азы профильных рабочих специальностей – работа с сельскохозяйственными машинами (тракторы, комбайны), автодело.

В 1970 году был принят важный документ – Устав средней общеобразовательной школы. Этим документом определялся порядок продолжения образования после 8 класса. Так, окончив уже обязательную восьмилетку, школьники могли продолжить обучение в старших классах школы (9-10), или получить образование в профильных заведениях – училищах, техникумах, а также школах рабочей и сельской молодёжи (9-11 классы). Таким образом, школьники стали получать полное среднее образование в сочетании с профессиональной подготовкой во благо народного хозяйства.

Результаты этих важнейших для страны реформ не заставили себя долго ждать: всего за пять лет, с 1965 по 1970, количество выпускников средней школы возросло почти в два раза – с 1,34 до 2,58 миллионов человек. В 1970 году после восьмилетки своё обучение в старших классах и профильных учебных заведениях продолжало подавляющее большинство молодёжи – 78,8%.

В 1971 году на XXIV съезде КПСС были приняты следующие решения на пятилетку:

построить детских садов на 2 миллиона мест

построить школ на 6 миллионов мест

увеличить количество школьников на 1,5 миллиона человек

улучшить качество заботы о матери и ребёнке

расширить сеть внешкольных организаций, ДЮСШ, станций юных техников

обновлять школьный инвентарь и оборудование

До 1975 года органы народного образования обязывались завершить переход на новые учебные планы, снабдить школьников новыми учебниками, оснастить учебные кабинеты необходимым оборудованием. Об этом шла речь в постановлении «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», принятом в 1972 году.

И такие планы оказались вполне осуществимыми. Эта пятилетка была намного плодотворнее и результативнее, чем предыдущая: после восьмого класса среднее образование продолжили 97% ребят. Учебные заведения, дающие полное среднее образование, окончили 4,4 миллиона человек – почти в два раза больше, чем в прошлую пятилетку. Соответственно, возросло и количество людей, получавших высшее образование. Эта цифра за пять лет увеличилась на 20 миллионов (47,7 млн. в 1970 против 67,9 млн. в 1975).

Также образовательные учреждения в эти годы активно культивировали в детях патриотизм, стойкую уверенность в победе коммунизма, формировали диалектико-материалистические взгляды на жизнь и активную жизненную позицию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.