Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективация телесных ощущений




 

«Универсальный принцип объективации: свое феноменологическое существование явление получает постольку, поскольку обнаруживает свою непрозрачность и упругость».

 

Именно исходная «недостаточность» и несовершенство механизма тела порождает стабильное существование самого феномена тела. Тело как физический механизм подчиняется ряду физических законов, поэтому его «прозрачность» изначально неполна. Естественными формами его «проявления» становятся физиологические функции, человек испытывает трудности управления голодом, жаждой и т.п. +Тело подвержено деструкции со стороны внешнего мира.

 

Объективация тела

· через патолологию

· через коммуникацию

 

Тело мах объективировано у ребенка, происходит активное освоение телесных функций.

После освоения тело проявляет себя лишь в особых случаях «противостояния»: освоение непривычных движений, опьянение, при резком изменении стереотипа. Объективация возникает в случае неподчинения, неподконтрольности, непроизвольности, плотности, полупрозрачности, непредсказанности…

 

Коммуникативные формы объективации телесности:

Требования, «сопротивления» à порождение культурного тела. Эмпирическое Я проясняется на ограничениях, налагаемых в контексте социальных отношений.

Важно отметить не только роль требований, стандартов, предписаний, но и роль налагаетмых табу.

Социальное Я менее свободно и подчиняется четким предписанным канонам сохранения формы самоидентификации.

Внутреннее тело: изначально меньшие возможности для объективации, меньшая непредсказуемость. За искл желудочно-кишечного тракта, пульсации сердца и ритма дыхания, для человека внутреннего тела практически не существует. Ситуация изменяется в случае соматического заболевания: нарушается нормальное протекание телесных функций, они «проявляют» себя, объективируясь в границах тела и получая качества чувственного содержания. Вступает первичное означение, сформированный словарь интрацептивных ощущений. В превыую очередь, используются эмоционально-оценочные координаты, категории самочувствия, готовые словари знакомых ощущений, затем – с формированием соответствующей категориальной сети – происходит формирование специализированных словарей, дающих возможность четкого выделения тех или иных состояний. далее – вторичное означение и смысл.

Возникновение препятствий внутри собственного тела создает топологию «внутреннего тела» внутри анатомического. Тело сжимается до границ нового сопротивления.

Еще один аспект объективированности ощущений следует из свойства предметности сознания. В самом общем виде предметность заключается в том, что чувственное содержание относится во-вне сознания. Это значит, что ощущения вынесены вовне, указывают на свойства некоторых объектов. Таким образом, объективация ощущений выносит мир из сознания вовне (мир не воспринимается как порождение сознания, но как объективно существующее «поле»). Леонтьев включил понятие объективированности в содержание чувственной ткани, понимая ее как «отнесенность», непременное и необходимое качество чувственного образа. По отношению к телесным ощущениям это отнесение ощущения к определенной локализации, осознание в пространстве тела.

Пример: "В грудь он ударил себя и сказал раздраженному сердцу: Сердце, смирись..." (Гомер, 1904). Здесь отчетливо видны объективация эмоционального состояния (он не равен "раздраженному сердцу", а "говорит" ему) и смешение эмоции и телесного ощущения ("раздраженное сердце").

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.