Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование культурного тела




Проблема верификации телесного ощущения

 

Отказ от объективистского подхода к изучению телесности предполагает признание активности субъекта в телесном восприятии. Но человек воспринимает реальность не такой, какая она есть. Перцептивный образ, возникающий при восприятии субъектом мира, существует в виде именно субъективных качеств. Стимуляция приобретает свое субъективное существование перекодируясь в субъективные единицы, путем отнесения стимула к определенной, имеющейся у субъекта в наличии, категории.

Поэтому остро встает проблема истинности результатов восприятия. Т.к. в первую очередь на том, как именно мы будем воспринимать мир, будет сказываться индивидуальный набор категорий и их структура, существует возможность искажения качеств объективной реальности.

Верификация ощущения вообще – наличие проверки другими органами чувств, деятельностью с объектом. При подтверждении гипотезы все остается как есть, при опровержении-изменении, изменяются, коррегируются и представления о мире.

Быстрота и адекватность смены конструктов зависит от большого количества психологических факторов: когнитивного стиля, степени ригидности/гибкости, структуры категориальной системы, возможностей/ограничений действий и манипуляций с познаваемым объектом и пр.

В целом: адекватность восприятия в значительной степени определяется качеством его проверки, возможностями манипулирования, сопоставления, практической деятельности. Сужение возможностей такой проверки может приводить к иллюзиям и неадекватности восприятия.

Невозможность непосредственного взаимодействия с внутренним телом, делает невозможной определение его четких границ. А без четких границ внутреннее тело не может быть полноценным объектом в сознании, поэтому его восприятие характеризуется снижением контроля за объектом и широкие возможности искажения. Т.о. в переживаниях внутреннего телесного опыта реализуются, в первую очередь, не объективные характеристики стимула, вызывающие эти ощущения, а страхи, ожидания, желания.

Вследствие этого легко образуются различные ипохондрические иллюзии, связанные с ложными идеями о тех или иных внутренних повреждениях. В силу тех же причин, они с трудом поддаются коррекции.

 

 

Человек включен не только в мир внешних вещей, противопоставленных ему природой, но и в человеческую среду, осуществляющую свои коммуникативные запреты.

С самого раннего детства ребенка приучают к правильному осуществлению целого ряда функций, связанных с питанием, отправлением, овладением инструментами.

Мать, добиваясь от ребенка контроля за функциями его организма путем соблюдения режима питания, награды и наказания, приписывания ответственности и вины, создает совокупность сопротивлений, порождающих конфигурацию «культурного тела». Культурное тело – это особый контур Я, не совпадающий с границами Я, очерченными природными преградами.

Вписывание ребенка в контекст культуры связано с особой практикой объективации его физической активности, установлением ограничений, преодоление которых и есть путь социализации развития произвольности.

Ограничения, налагаемые обществом на натуральные функции создают новый ландшафт культурного тела. Например, сексуальные запреты – «эротическое тело». Необходимым условием существования эротики является запрет, в зоне нарушения которого она и возникает. Отмена запрета приведет к деструкции «эротического тела».

Культурная функция не только не равна натуральной, но и способна значительно ее видоизменять.

Кафка: общество «вырезает» свой приговор на теле своей жертвы.

Результат этой операции – новая реальность «культурного», содержащая в себе новые возможности и пространство «культурной патологии». Несоответствие натурального и «культурного» тела человека образует зазор, в котором развиваются специфические функциональные расстройства или конверсионные симптомы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.