КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эротическое тело и функциональные сексуальные расстройства
Человек включен не только в мир внешних вещей, противопоставленных ему природой, но и в человеческую среду, осуществляющую свои коммуникативные запреты. С самого раннего детства ребенка приучают к правильному осуществлению целого ряда функций, связанных с питанием, отправлением, овладением инструментами. Мать, добиваясь от ребенка контроля за функциями его организма путем соблюдения режима питания, награды и наказания, приписывания ответственности и вины, создает совокупность сопротивлений, порождающих конфигурацию «культурного тела». Культурное тело – это особый контур Я, не совпадающий с границами Я, очерченными природными преградами. Ограничения, налагаемые обществом на натуральные функции создают новый ландшафт культурного тела. Например, сексуальные запреты – «эротическое тело». ***Необходимым условием существования эротики является запрет, в зоне нарушения которого она и возникает. Отмена запрета приведет к деструкции «эротического тела».
Сексуальная потребность, сталкиваясь с регламентацией ее проявлений, формирует особые представления об эротическом/неэротическом, тесно связанные с историческими, религиозными и этническими вариантами запрещенного/разрешенного. Несмотря на то, что сексуальное влечение традиционно относится к числу основных человеческих потребностей, нормирование его реализации прослеживается с самых ранних этапов истории. Существуют 2 полярных типа культур в контексте отношения к половой жизни: антисексуальные (папуасы: половая жизнь делает человека уязвимым, слабым и пр.); просексуальные (полинезийские племена: любое проявление сексуальности поощряется). Европейская культура – промежуточный вариант. Зд. выделяются зоны допустимого проявления сексуальности и четкой маркировкой запретного. Зд. от человека требуется овладение своими эротическими влечениями и превращение сексуальной потребности из натуральной в произвольно регулируемую. Усвоение запретов зд. – основной социально-психологический фактор превращения человека из дикого в культурного. Т.о. психологический смысл нормирования сексуальных проявлений – формирование произвольной регуляции человеческой сексуальности. Сексуальность с этой точки зрения полностью отвечает идее Выготского о культурном развитии: «не природа, а общество должны рассматриваться как детерминирующий фактор поведения человека». Т.к. сексуальность явл. ВПФ, она имеет прижизненный социальный характер формирования. Отличие социализации сексуальности от остальных ВПФ: 1. Сначала усваивается не модель реализации, а стереотип торможения, запреты, система ограничений. Но замалчивание сексуальности в детском возрасте скорее говорит о ее постоянном присутствии. 2. Противоречивость социальных требований. Сексуальные проявления должны подавляться, но постоянно поддерживается тема мужской предприимчивости, нарушения запретов. Т.о. канон одновременно и существует, и его надо нарушать, что создает почву для формирования различных сексуальных расстройств. Произвольная регуляция сексуальности формируется через знаково-символическое опосредование. Человек обладает целым набором психологических инструментов для управления телесным влечениями. Например, порнография – для стимуляции возбуждения. Социальные запреты имеют условный характер и формируют тип произвольной регуляции сексальных проявлений. Например, такой запрет формирует новый тип произвольности – проблему детского онанизма (Фуко). До начала 18 века такой проблемы не существовало, но с момента выделения запрета ситуация резко поменялась. В течение 18 века это становится общественной и педагогической проблемой. Зд. на первый план выходит тема культурно-исторической концепции формирования ВПФ, связывающая произвольность со знаково-символическим опосредованием. Зд. отличие между натуральными функциями и ВПФ заключается в том, что между стимулом, на который направлено поведение и реакцией человека возникает новый элемент и операция принимает опосредствованный характер. Эректорная составляющая – наиболее зримое проявление сексуальной энергии и мужской состоятельности. Поэтому к этому аспекту на протяжении длительного времени приковывается внимание. Для европейской культуры характерно, что сексуальные способности мужчин отождествляются с наличием эрекции (закреплено в литературе). Идеал мужчины: некий цирковой артист, готовый овладеть женщиной в любых условиях. Т.о. из чисто технической детали полового акта эрекция стала символом мужского достоинства, половой силы. Т.е. вместо богатства чувственной ткани, включающей в себя все модальности ощущений, сексуальность оказалась сконцентрированной на технической детали полового акта. Европейский мужчина стал уязвим благодаря избыточной опосредованности сексуальности, развившейся в условиях ее произвольной регуляции. Зд. возникают дисгармоничные комплексы, связанные с опасением несоответствия уровню притязаний. Произвольная регуляция ухудшается пропорционально личностной значимости ситуации. Зд. возникает функциональная психогенная импотенция, как дисфункция произвольной регуляции. Это расстройство сходно с другими конверсионными и диссоциативными расстройствами.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |