Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Границы тела




Устойчивость границ тела

 

Проблема определения границы тела. Являются ли волосы, ногти, ампутированная рука или протез телом? Где лежит граница между субъектом и объектом?

Граница субъект-объект. Основной критерий – это активность субъекта и способность контролировать и предсказывать результаты своих действий.

Граница обнаруживается там, где деятельность субъекта вынуждена подчинится объекту. То есть там, где заканчивается автономность и предсказуемость и ожидаемые ощущения или последствия не совпадают с действительными. Все становится понятным на примере феномена зонда (см. вопрос 28). Граница локализации ощущений (на конце зонда или на границе рука/зонд) зависит от предсказуемости движений зонда. Если кто-то двигает его вместе со мной или неизвестна его конфигурация, то зонд сразу становится палкой, объектом и ощущения смещаются в область руки. То есть предмет может включатся или исключатся из границ тела

Таким образом, 1) границы субъекта являются подвижными

2) феномен становится объектом, когда обнаруживает свою непрозрачность, упругость (не полную подчиняемость субъекту действия)

Еще один пример – иллюзия «глазного яблока» - если нажать на него пальцем, то стабильность мира нарушается. Дело не в самом движении и смещении изображения на сетчатке, а в том, что это движение не было учтено и предсказано. Обычные движения глаза не существуют для субъекта, «прозрачны» для него именно вследствие их учета.

Так же объективный мир существует, если требует приспособления. Привычные вещи растворяются в субъекте, не замечаются, поскольку предсказуемы. В новых условиях размерность субъектности уменьшается, появляются новые детали, непривычные отношения, больше непослушного и «чужого».

Любой феномен исчезает как только я начинаю им пользоваться, не испытывая затруднений. Не осознается грамматика родного языка без специального анализа, конструкты и схемы восприятия мира и т.д.

Границы тела также есть границы автономности субъекта. Там, где есть сопротивление среды, не подчиненность моей воле, столкновение с иным, с объектом, там и пролегает граница тела. При этом смещение может происходить в широких пределах. В границы может быть включен зонд, протез и даже автомобиль или самолет в случае их полного контроля; и в то же время исключена неуправляемая часть тела (напр, парализованная нога). Само тело, полностью подчиненное субъекту, осознается только своими границами через воздействие внешнего мира.

О границах по сути это главное. В этот вопрос можно рассказать феномен тела. Итак.

Феномен тела. Существование тела обнаруживается только в случае его плохой управляемости, при столкновении с объективными ограничениями его функционирования (не можем управлять голодом, жаждой, поднимать 1000 кг и т.д.). Для того, чтобы тело попало в поле сознание оно должны быть в какой-то степени объективировано. С другой стороны, я могу им управлять, что позволяет назвать его «моим». Таким образом, в феномене тела происходит пересечение субъективного и объективного (управление и ограничения этого управления). Именно такая «полупрозрачность» делает возможным его существование. Полная управляемость – исчезновение; полная неуправляемость, непрозрачноть – недоступность восприятию.

В онтогенезе происходит постепенный переход от максимальной объективации тела к его освоению и растворению в субъекте. Ребенок еще не овладев произвольными движениями воспринимает тело как «отдельное», «чужое». Осваивая тело ребенок формирует и собственное Я, как автора телесных движений или телесных потребностей (жажда, голод).

«Внутреннее тело» у здорового человека почти не осознается, т.к. это гомогенная автономная среда, где меньше непредсказуемых, случайных событий. При соматической патологии функции «проявляют» себя, объективируются, вписываются в границы тела, т.к. уже не управляются автономно.

 

 


9. Язык тела, категоризация интрацептивных ощущений

 

Отказ от объективистского подхода к изучению телесности предполагает признание активности субъекта в телесном восприятии. Но человек воспринимает реальность не такой, какая она есть. Перцептивный образ, возникающий при восприятии субъектом мира, существует в виде именно субъективных качеств. Стимуляция приобретает свое субъективное существование перекодируясь в субъективные единицы, путем отнесения стимула к определенной, имеющейся у субъекта в наличии, категории.

Любое восприятие предполагает акт категоризации. Вне рамок категоризационной системы никакого акта восприятия не существует. Фуко: «Для установления самого простого порядка необходима система элементов».

2 метафоры восприятия: метафора печати (стимул-> чувственная ткань) и метафора кувшина (системы категоризации накладывают форму на внешнюю аморфную реальность). В действительности акт восприятия – нечто промежуточное.

Брунер: некатегоризированное восприятие абсолютно бессмысленно. Как я могу сообщить о чем-то иначе, как на языке категоризации? И эти категории не могут быть исключительно индивидуальны.

Категоризация интрацептивного восприятия возникает через экстрацепцию (пример: ощущение «высокая температура» появилось с изобретением термометра). Система категоризации должна иметь свой базис, архаический и, скорее всего, врожденный. Видимо, это эмоционально-оценочная категоризация. Базовые категории: приятно-неприятно; опасно-неопасно. Еще необученные птицы умеют различать силуэты хищников.

Врожденные способы категоризации немногочисленны, основная же их масса формируется прижизненно и культурно детерминирована. Категоризация может быть не только вербальной, она может реализовываться через восприятие или переживание чего-то в определенном качестве. Эти категории могут быть не идентичны вербальным значениям, могут использоваться классификации, не имеющие явных обозначений, которые с трудом или совсем не могут быть осознаны. Механизмы перцептивных квалификаций могут быть основаны на обобщениях иного рода: «сенсорных эталонах», «оперативных единицах восприятия», «конструктах», «решетках». Категоризация может быть богаче или беднее, неизменно одно – ее наличие.

Интрацепция – социализированная, культурно детерминированная функция. Человек усваивает социально выработанные формы восприятия и проявления телесности, в том числе и интрацептивные болезненные ощущения.

Происхождение категорий восприятия:

1. врожденные ядерные, базальныеструктуры категоризации в виде эмоционально-оценочных конструктов, представляющих сущность своеобразного «первовидения».

Эксперимент: восприятие и опознание объекта в условиях дефицита времени и/или возможности манипуляции с ним (тахископическое восприятие, непроизвольное восприятие). Карточки разного цвета и формы. А) Выделение класса карточек со сходными профилями (злой, добрый). Б) Запоминание: непроизвольное (если испытуемый ориентируется на цвет или на форму, он должен случайно избирать цвет или форму, если он ориентируется на эмоционально-оценочные координаты, то соответственно. 40% избирали не по форме и цвету, а по эмоциональной оценке. В условиях произвольного запоминания – чаще на форму и цвет. Ведущая роль системы эмоционально-оценочных категорий по сравнению с гностическими (форма, цвет). Тхостов, 1976.

Этап первичной категоризации решает наиболее грубые и значимые с эволюционной точки зрения задачи (опасен ли объект, хорош ли он).

2. на основе ядерных эмоционально-оценочных конструктов строятся собственно сенсорные ощущения, имеющие не первичный характер.

Чем менее развитой, социализированной является сфера восприятия, тем большее место в ней занимают первичные, ядерные формы объективации. => Преобладающая квалификация телесных ощущений – эмоционально-оценочная.

Порождение ВКБ от ощущений (не полностью, только то, что касается интрацеции):

  1. первичная категоризация: крайне неоформленные, плохо формулируемые, неотчетливо локализованные ощущения дискомфорта, которые могут быть восприняты лишь в эмоционально-оценочных координатах. Продолжительность этой фазы зависит от возраста, опыта болезни, развитости категориальной сети интрацептивных ощущений, возможности проверки возникающих гипотез.
  2. акт означения превращает сенсорные ощущения в перцептивный образ, ядром которого является схема тела. Ощущения становятся конкретными, получают новую локализацию, сравнимую степень интенсивности, модальность, соотносятся с культурными, перцептивными и языковыми эталонами, могут быть вербализованы. (До этого интрацептивное восприятие было на уровне «первовидения»; полностью неозначенные ощущения недоступны для сознания).

Гипотеза: усвоение культурных эталонов связано с соотнесением интрацептивных ощущений с экстрацептивными. Обоснование: семантика модальностей, качеств интрацептивных ощущений («режущая», «колющая», «тупая» боль, «жжение», «распирание»).

Энджел: для описания интрацептивных ощущений человек использует понятия, описывающие реальную или воображаемую ситуацию возникновения боли (тупая боль – ощущение при надавливании, острая боль – порез).

Рупчев: структура инрацептивных ощущений соответствует структуре метафоры. «Сердце колет», «голова раскалывается», ком в горле, ощущение вбитого гвоздя, головная боль «по типу обруча». Метафора как способ передачи непереводимой информации. Область внутреннего тела, не доступная непосредственному «объектному» восприятию, нуждается в «форме».

Функции метафоры:

1. Метафора вербализует интрацептивное ощущение.

2. Дает возможность коммуникации внутреннего телесного опыта. Метафора позволяет контейнировать боль.

3. Опосредствуя интрацептивный процесс, имеющий активный когнитивный характер, оформляя внутреннее телесное ощущение в объект для сознания, выстраивает между ними дистанция, возможно, иногда облегчающую его переживание, так как боль в метафоре становится чем-то понимаемым, а значит, меньше пугает.

4. Семантическое преобразование, проделываемая в метафоре, придает внутреннему телесному ощущению новую степень реальности.

Словарь интрацептивного восприятия:

1. Дети до 7 лет демонстрируют узкий набор слов, описывающий интрацептивное состояние (5-7 слов). Что бы у ребенка ни болело, он жалуется на живот. Далее, до 15 лет, происходит нарастание интрацептивного словаря, добавляются лова, описывающие сексуальный опыт и опыт алкогольного опьянения. В 20-30 лет радикальных изменений не отмечается. После 35 лет – новые изменения словаря, связанные со старением.

2. Попытка проанализировать структуру интрацептивного словаря:

Методика: модифицированная «Классификация ощущений» (в основе – принцип сортировки). Стимульный материал: сначала было отобрано 1360 слов, которые могли бы описывать телесные ощущения; затем группа экспертов (25 психологов) отобрала 80.

7 заданий: отберите слова, которые подходят для описания внутренних ощущений, какие из них вам знакомы по собственному опыту, объедините сходные по качеству, выберете из знакомых болезненные, из болезненных – опасные, из болезненных – значимые, из болезненных – то, что часто испытываете.

Испытуемые: 2 группы с ипохондрическим синдромом в рамках вялотекущей sch и соматоформного расстройства, 2 группы с соматическим заболеванием (инфаркт миокарда, раз желудка), группа здоровых.

При разных нарушениях при одних и тех же жалобах структура разная (в эксперименте: болезнь + 2 формы ипохондрии, соматоформная и ипохондрическое расстройство в структуре шизофрении). Кластерный анализ матрицы слов испытуемых показал: для реального заболевания существует достаточно ограниченный, конкретный словарь описания. Невротическая ипохондрия: не конкретные слова, а слова-метафоры или слова-чувства («невмоготу», «плохо»), причем преимущество у слов-описаний отрицательных эмоциональных состояний. При шизофрении: слова малочастотные и не используемые в норме для интрацептивных описаний («шуршание»). При ипохондрии слова-описания более метафоричны, у соматических больных – более реальны.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.