Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские идеи марксизма




Кризис классической философии. Особенности и направления неклассической философии 19 века.

Начинается с середины 19 века. Рубежом является кризис классической философии. Прежде всего, он был связан с тем, что бурное развитие естественных наук позволило в первой половине 19 века создать картины природы как связанного целого. Раньше такую картину давала философия, и по ней был нанесён смертельный удар. Исчезла натурфилософия. В 30 годы 19 века происходит открытие клетки, затем синтезировалась мочевина, следовательно, всё делится на живое и мёртвое, рушится и появляется органическая химия, и третье открытие закон сохранения энергии в природе, и наконец теория Дарвина, которая опровергает теологическое доказательство церкви. Порядок мироздание создаётся стихийно в процессе эволюции и естественного отбора.

Философские системы стали рушиться. К середине 19 века произошло потрясение. Сложился классические капитализм в Америке. Этот капитализм оказался злой карикатурой. Реальность 19 века разрушила все проекты, которое формировала классическая философия. Проект просвещения (разум, свобода, справедливость) оказался нежизнеспособным.

 

19 век явил следующее, он потребовал три фигуры (буржуа капиталиста, наёмного работника, инженера технократа). Колоссальным ударом был рынок, который назначил всему цену и все профессии романтики были низложены. Отсюда психология разочарования, которая даст нам философию пессимизма, и его термин введёт Шопенгауер.

 

Первая особенность философии – критика разума. Никто не утверждает что человек существо разумное. Разочарование в рационализме. Есть желание заменить разум (позитивисты заменяют фактом, неокантианцы заменяют ценностью, значимостью, марксисты заменяют практикой, иррационалисты заменяют жизнью). Если классическая философия стремилась к абсолютной истине, то в конце заявляется что истина недостижима или заменяется истиной относительной. Классическая философия была философией философских систем, где истина должны быть найдена, неклассическая философия отказывается от философских систем. Главная направленность философии - это методология познания окружающего мира, методологическая ориентация. Главное не система, а метод мышления. Это всё даётся элитам. Исчезает лидерство философских теорий, где идёт конкуренция философских теорий, и надо выбрать ту теорию, которая станет методологией научного исследования, художества и так далее.

 

Если классическая философия была наукоцентричной, то неклассическая философия становится социоцентричной. Вторая особенность – социоцентризм. Сперва отделилась социология, потом социальная статистика, затем экономика, после гражданская истории, и только потом юриспруденция, в конце же отделилась психология. Центральной проблемой вплоть середины 20 века стало общество, а со второй половины 20 века стала культура.

Центральная идея - философия практики. Испытав увлечение классической философии, сподвижники быстро разочаровались в трудах классической философии. Первая идея, надо начинать с практической деятельности людей. Труд – одна из форм практики. Для них отчуждение - это отчуждённый труд. Отсюда, что есть освобождение человека - это преодоление отчуждения. Причина отчуждения в буржуазной частной собственности. Второе отчуждение, это выбор профессии. Третье отчуждение, отчуждение трудовой творческой сущности. Четвёртое отчуждение, это психологическое отчуждение людей друг от друга. Освобождение человека – это упразднение буржуазной частной собственности. Именно с этим они связывают свой коммунистический идеал. Причиной отчуждения труда является не только буржуазная частная собственность, а также и разделение труда. Нужно фундаментальное изменение в разделении труда. В условии коммунизма надо покончить с монополиями умственного и физического труда (городской и сельский, квалифицированный и неквалифицированный). Коммунизм нельзя отождествлять с ликвидацией частной буржуазной собственности. Освобождение наступит тогда, когда будут созданы материальные экономические предпосылки.

 

А что является человеческое сознание? Сознание человека представляет собой отражение практики. Бытие определяет их сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание. Но кто понял только это, тот не понял ничего. Оно отражает его творчески (бытие и сознание). В реальной жизни, где есть живая практика людей, изоляция невозможна. Субъект направляет своё сознание на объект, который включён в определённое отношение с другими объектами. Познавая что-то, мы мысленно вырываем объект из контекста, но система оказывает влияние на наше восприятие. Мы видим не свойство объекта, а то, как этот объект смотрится и функционирует в системе. Если я хочу приспособиться в этой системе, могу я удовлетвориться этими превращёнными формами? Могу.

 

Общество представляет собой систему отношений.

Общественное бытие – это экономическое бытие; социальное бытие; политико-правовое бытие; духовное бытие. Это система общественно-экономической формации. Общество представляет собой систему.

 

Идея материалистической диалектики. Сначала мышление движется по системе тезис-антитезис-синтезис, а потом по этой схеме движется реальная жизнь. Всё обстоит наоборот, первичное представление жизнь, и может иметь множество ступеней, но диалектика мышления вторична. Маркс показал, что не мышление определяет жизнь, а наоборот, жизнь определяет наше мышление. А мышление огрубляет нашу жизнь с помощью триады. Человеческое мышление не даёт абсолютной истины, оно упрощает реальный процесс.

 

Если отправной точкой всех размышлений является практика, ни правовая норма ни правовое сознание является правовой реальностью. Юрист должен изучать не нормы и законы, не сознание, юрист должен изучать, как право работает, то есть практику реализации права, его результаты. Для того чтобы изучить практику надо представлять что за ней скрывать, надо представлять реальные процессы и интересы которые скрываются за правовой формой. Юрист должен быть широко образован в сопредельных областях. Право представляет собой инструмент управления обществом. Норма хороша до тех пор, пока она работает. Если она применяется, значит, она хороша. К содержанию норм надо относительно относиться, даже если она формально несовершенна. Для юриста практика всегда выше теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.