Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и формирование философии Нового времени. Английская эмпирическая философия




Характерна ориентация на познавание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причины следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные: Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

Новое время характеризуется ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии, прогрессом нового, капиталистического общества, к-ый был обусловлен ростом производительных сил, переходом от мануфактурного производства к машинному и развитием естествознания. Последнее было теснейшим образом связано с обоснованием Галилеем механики и ее законов, открытием Кеплером законов движения планет, установлением Ньютоном законов механического движения, открытиями Декарта, Ньютона и Лейбница в области математики и т.д.

Основными чертами научного познания становятся механицизм и метафизика — изучение предметов и явлений в их обособленности, вне их общей связи и развития, сводя все разнообразие форм движения материи к механической. Поэтому материализм того времени был по преимуществу механистическим и метафизическим.

Философия выполняет роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первосущности, первопричине и перводвигателе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как «метафизические размышления». Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами. Философия Нового времени преувеличивала значение научного, логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении.

«эмпиризм» (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.

«рационализм» (философское направление, признающее разум основой познания), в более узком смысле, выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или явл. его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окр. мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие дисциплины, как математика, механика, физика. Философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики.

Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа, использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалектически, а метафизически.

Френсис Бэкон (1561-1626). Основная задача философии — познание природы и подчинение её власти человека. Признаёт существование Бога, но в своей философии он материалист. Познание начинается с чувственного опыта. Чувственное познание — это опыт и эксперимент. Свойства вещей – природа вещей, основной предмет исследования философии. Достоверному познанию противостоят идолы рода, пещеры, площади, театра. Основой способ познания не силлогистика и спекуляции, а индукция (для познания сущности вещи необходимо сравнить ее с 1)вещами, обладающими такими же свойствами 2) похожими вещами, не обладающими такими свойствами 3) с вещами, имеющие такие свойства, проявленные в разной степени).

Томас Гоббс (1588-1679). Рационалист-материалист. Ощущения – основа всего. Концепция 2-х истин (теология и религия не поддаются рационализации и не нуждаются в ней – нужны обществу; цель философии – объяснять человеку мир и самого себя). Общие понятия — просто слова, мысли человека, универсалии-названия, к-ые мы даем вещам. Не имеют силы и развились с развитием языка (развитие языка – своего рода творчество). Деизм. Разрабатывает теорию истины. Истина не в вещах, это свойство суждений о вещах. Социальная доктрина: люди от природы равны. Сначала война всех против всех, затем люди поняли, что они погибнут, и договорились о создании государства, отдавая ему все права. Теория общественного договора. Механическое порождение всех свойсв вещей. Свобода – добровольное следование необходимости. Религия – суеверие, получившее права от государства.

Джон Локк (1632-1704). Основное в его философии — гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того, воспринимаем мы их или нет: объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства: цвет, запах, вкус.

Джордж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Родился в Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Беркли был епископом. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт философии Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой человеком реальностью. Номиналист. Отрицает первичные качества вещей - все качества вторичные. Существовать – значит быть воспринимаемым. Попытка обосновать религию.

Давид Юм (1711 - 1776). "Трактат о человеческой природе", "Опыты нравственные и политические". Опыт понимается идеалистически. Действительность – поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать, существует ли внешний мир. Существуют впечатления наших чувств (ощущения) и впечатления внутренних деятельностей души (рефлексии). В онтологии Юм отрицает существование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В философии религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с человеческим разумом. Отвергает всякое богословие. Зависимость образов памяти от внешних впечатлений. Учение о причинности (недоказуемость причинно-следственных связей).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.