КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика - осн. этапы формирования фил. мысли Европы
Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окр. мир и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли человек познать окр. мир, что представляет собой это познание? Начальный период развития философии характеризуется космоцентризмом — стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Следующий период: антропоцентризм — проблемы человека, этики, общественного устройства. Средневековый период: Теоцентризм — природа и человек как творение Бога. 2 основных источника формирования европейской философии: древнегреческая философия и Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства. На смену языческим религиям многобожия пришла религия единобожия, следующее становление институтов религиозной власти и рост религиозных настроений. Христианство сформировалось средневековым мировоззрением европейцев, к-ое теоцентрично и опирается на 2 принципиальных положения: а) идею творения — основа онтологии христианской философии; б) идея откровения — фундаментальные учения о познании. Влияние христианской философии распространилось на все сферы общественной жизни, в т.ч., на духовную. Философские вопросы мироздания, рациональности/иррациональности бытия затронула как философия, так и религия. В древнегреческой философии религия не играла существенной роли в направленности философских взглядов. Философская мысль, свободная от внешних ограничений, была направлена на исследование природы, куда включалось все сущее, в т.ч. человек. Философия средних веков оказалась в зависимости от религии. В первую очередь европейская философия решала вопросы в рамках теоцентризма. Теоцентризм — такое понимание мира, в к-ом источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он — центр мироздания, активное и творящее начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступень в системе знания помещается теология — наука о Боге, ниже нее находится философия. В средневековой философии существовал принцип, по к-ому Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, преходящую, находящуюся в постоянном изменении (креационизм). Всеми мировыми событиями, в т.ч. историей и поведением отдельных людей управляет божественное провидение. 1-й этап становления средневековой философии — патристика — обоснование христианства (ПАТРИСТИКА (от лат. pater - отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в), опирается на античную философию (Платона) — Тертуллиан, Августин Блаженный Аврелий. Традиционно патристика делится: на греческую (восточную) и латинскую (западную). Греческая патристика: Александрийская богословская школа (Климент, Ориген), Каппадокийские отцы церкви (Григорий из Назиана, Василий Великий, Григорий Нисский-Богослов). Латинская патристика: Тертуллиан (выступал против соединения философии и христианства, между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. «Верю, потому что нелепо» — т.е. истинность веры явл. совершенно иной, чем истиность разума, материального мира), Аврелий Августин (познание Бога и божественной любви — единственная цель, ценность человеческого духа. Бог — центр философского мышления — теоцентризм. Счастье можно достигнуть в едином — в Боге), Григорий Великий. 2-й этап становления — схоластика — тип философствования, при к-ом средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика (главное направление в развитии философии средневековья). 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-12 вв., стоявшая еще на почве нерасчлененности, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода (см. Sie et поп) в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях.); 2) период зрелости (13 в., характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля (см. Европейская философия), имевшегося, правда, только в лат. переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса -Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий.); 3) упадок (14-15 вв., характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой.). Центральный вопрос — об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Задача схоластики: не найти истину, к-ая уже дана в откровении, а изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель — отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа свое полное индивидуальное воплощение получает только при соединении с телом. Так был разрешен один из самых острых вопросов христианской схоластики. Схоластика д.б. истолковать свое отношение к материи, т.к. Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе божественную (идеальную) и человеческую (материальную) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Отличительная черта, символ схоластики — острая борьба реализма и номинализма. Вопрос: обладают ли общие понятия реальным существованием. Представители реализма считают, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия — универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Крайний реализм: сторонники Платона. Универсалии образуют особый идеальный мир, пребывают в отрыве от конкретных вещей. Умеренный реализм — Фома Аквинский. Идеи Аристотеля. Признавали реальность общественных понятий, но и не отрицали их присутствие в конкретных вещах. Фома: универсалии существуют до вещей, в вещах, и после вещей. Противоположное направление — номинализм. Полагает, что объективно, реально существуют единичные вещи, а универсалии — это наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха. Влияние номинализма сказалось в последующие века, что объясняется близостью к материалистическим взглядам и ориентацией на опыт. Традиции средневекового номинализма во многом восприняли Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |