Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф-фия пифагореизма и ее традиции в европейской ф-фии и науке




Проблема происхождения ф-фии. Ф-кие представления Древнего мира (Индия, Китай, Греция-общая хар-ка).

Философия (любовь к мудрости, любомудрие) зародилась примерно 2500 лет назад в странах Индии, Китае, Египте, Греции. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Разви­тие теоретического мышления и становление ф-фии представляют длительный процесс. Раз­витие языка, и прежде всего появление аб­страктных понятий, является важным свиде­тельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для ф-фии. Люди с незапамятных времен стремились найти ответы на?-сы что такое жизнь, когда она возникает, почему конча­ется.На подобные?-сы изначально пыталась дать ответ мифология.

Мифологическое объяснение мира — первое мировоззренческое наблюдение. Философия возникает, когда появляются материально обеспеченные люди, т.е. у них есть время на размышления. Самые древние философские знания датируются несколькими тысячами лет до н.э. В Европе — 700-600 лет до н.э. В Индии — 3 тыс. лет до н.э. Китай — 6 в. до н.э.

Индия. Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине 1 тыс. до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнеиндийское общество делилось на варны: 1) жреческая варна (брахманы); 2) варна военной аристократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи); 4) низшая варна (шудры). Веды. В них выражено древнее религиозное мировоззрение. Веды состоят из 4 частей: сборник религиозных гимнов, сборник ритуальных текстов, правила поведения для отшельников, философская часть (Упанишады). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные.Первый исследователь философии Индии - Макс Мюллер (Кембридж) насчитал 6 школ философии (классических): 1) веданте(философские системы брахманов, трактующие о "совершенстве (смысле) вед". В них всесторонне рассматривалось отношение индивидуальной души к мировой. Наиболее распространенной в Индии системой веданты является веданта Шанкары, популяризируемая Рамакришной и Вивеканандой.); 2) санкхья(санкхья - мистический и пессимистически-дуалистический реализм, исходящий из принципов пракрити (активная материя) и пуруша (дух). Вся сознательная жизнь - страдание; кажущаяся радость сопровождается болью или имеет ее своим следствием. Освобождение от всего этого происходит благодаря тому, что человек познает абсолютное отличие духа от материи, из которой только и рождается страдание. Если дух", благодаря этому познанию достигает бытия-для-себя, то уничтожается внутренний орган, принадлежащий ему до момента освобождения; чувствительное, нежное тело, обусловливавшее до сих пор цикл существования, снова трансформируется в первоматерию; жизнь прекращается.); 3) ньяя (школа логиков); 4) йога(теория и практика созерцания. С помощью созерцания стремятся достигнуть отрешенности от действительности, мистического слияния души с богом, сверхчеловеческих знаний и сверхъестественных способностей.) 5) вайшешике; 6) мимансе. неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм, локаята.

Джайнизм в своей главной части — учение, указывающее путь освобождения души от ее подчинения страстям. Цель — «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение.

Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде и распространялись среди городских низов. Буддизм выдвигает следующие краеугольные положения: 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий; 3) имеется возможность прекращения страданий в настоящей жизни (нирвана). Цель познания — освобождение человека от страданий.

Локаята — древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицало существование другого мира, кроме материального. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.

Китай. Два мыслителя: Конфуций, Лаоцзы. Лаоцзы — родоначальник даосизма. «Дао» — путь, закон. Согласно даосам в мире два первоначала: тёмное — «инь», белое — «янь». Знаменитая книга «И-цзин» — книга перемен.

В Древнем Китае в VIII-VI вв. до н.э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались 2 тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно материалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и ян), о естественном пути (Дао) и др. Однако формирование философских течении относится к VI-V вв. до н. э.

В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551-479 гг. до н. э.). В центре философии Конфуция — проблемы воспитания. «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания». Небо — верховное божество. «Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба».

Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей «небесную волю».

Существовала и др. система выделения первооснов реального мира. В «Книге перемен» названы уже восемь таких первооснов, взаимодействие к-ых образует различные ситуации действительности. Одновременно происходило становление главных принципов учений о противоположных и взаимосвязанных силах: инь и ян, действие к-ых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал в природе.

Даосизм — учение о дао, или пути, возникло в Китае в 6-5 вв. д.н.э. Основа мира — дао и субстанция ци (воздух, эфир). Основоположником Даосизма считается Лао-Цзы. Даосизм выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к первобытной общинной жизни. Соблюдение естественных законов (дао) жизни, согласно Ян Чжу, позволяет человеку сохранить свою природу в целости, а по словам Инь Вэня оно необходимо для приобретения человеком мудрости и познания им истины. Лао-Цзы (6-5 вв. д.н.э.) призывал следовать природе, жить естественной жизнью. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути — дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказываться от мудрствования. Чжуанцзы назвал мышление «зеркалом неба и земли», В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого.

Европа. Философия начинается в Греции. Школы философии: 1) милетская (+Гераклит); 2) Пифагора; 3) Древней Эллиаты; 4) Сократ, Платон, Аристотель; 5) философия средневекового феодализма (Христианство). Два основных этапа развития христианской философии: 1) патристика («патр» — отец) — философия отцов церкви. Философия св. Августина; 2) эпоха схоластики. В эпоху патристики философы опирались на философию Платона, а в эпоху схоластики философия опиралась на Аристотеля. Фома Аквинский в одиночку перевёл Аристотеля на католический лад и стал святым. Была борьба номинализма и реализма.

 

19. Милетская школа и Гераклит, элейская школа – сравнительная характеристика.

Милетская философия возникла на основе зарождения эмпирического и теоретического знания. Пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны. Их материализм носил стихийный характер, рассматривали мир в непрерывном движении и изменении — наивные представления о диалектике.Впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На I месте здесь стоит? о сущ-ти мира. Предст-ли мил школы основу мира видят в опр матер принципе. Они интуитивно понимали мир как матер-й, хотя вообще? о взаимном отн-ии матер-х и дух-х принципов, естест-но, еще не ставился. Вместе со стихийн матер-змом в мышл-и этих фил-в появл-ся и “наивная” диалектика, с помощью понятийных ср-в кот-ой они стремятся постичь мир в динамике его разв-я и перемен. Фалес из Милета: 1.основа всего сущего-вода. Вода-это не конкр форма, а текущее сосредоточ-е материи. В “бесконечн воде” содерж-ся и потенция даль­нейш разв-я. Все остальное возникает путем “сгущения” или “разряжения” этой первомате­рии. 2.Земля-диск, кот-й плавает в беско­нечн.воде. Она имеет поры и отверстия. Земле­тряс-я - это колебания Земли на взволнованной воде. Анаксимандр: изучал природу. Первоос­нова и основа-беспредельное(ни воздух, ни вода),кот-е он провозглаш-ет началом и осн.эл-том сущего.В вечн движ-ии выявл-ся противоп-ти и возник-ют вещи. Вся материя-живая. Чел-к относ-ся к естеств ряду животных. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон), из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Анаксимен: первооснова - опр.вид материи-неогранич., бесконечн., имеющий неопр форму воз­дух. Из воздуха возник-ет все остальное. Разряж-е воздуха приводит к возникнов-ю огня, а сгущ-е вызывает ветры-тучи-воду-землю-камни. Разр-е и сг-е - противоп процессы, кот-е участуют в обр-ии разл состояний материи. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Мил философы стремятся к материалист способу объ­ясн-я мира. Тесная связь мат-зма с научн.познанием и прогрессивн обществ силами.

Гераклит. Родом из Эфеса. (530 - 470 годах до н.э.). Аристократ, отстранившийся от власти. Развитие материализма и диалектики. Труд “О природе”. Первоначало всего мира — огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загорелся и потух. Огонь превращается в воду — семя мироздания, вода превращается в землю и воздух и назад. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путем раскола и борьбы произошло множество вещей ("путь вниз"); согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепеневшее вновь не превращается в единство первоогня ("путь вверх"). В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все и из всего - Единое. Все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Душа явл. огненным дыханием — основа жизни. Гераклит явл. основоположником гносеологии (учении о познании). Первый различал чувственное и рациональное познания; истина постигается, умом к-ый познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувственное и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т.к. явл. источником создания мира. Противоположности соединятся и установится гармония. Гераклит развивал диалектические взгляды. «Все течет, все изменяется», «Нельзя войти в одну реку дважды», все рождается благодаря смерти ч-л. Это стихийная диалектика, где чувственно-материальный, космос рассматривается как единое целое, пребывающее в постоянном движении и изменении.

От диалектики стихий к диал-тике понятий: элеаты-учение о Бытии

Ксенофан из Колофона: признает матер-сть мира, кот-ый неизменен. Бог-это мир во всей его целост-ти. Бог символиз-ет неогран-сть и бескон-сть матер мира. Допускал измен-е и движ-е как возникн-е и гибель мира. Понимает универс бытие как вечное и неизменное. Чув­ства ведут к убежден-сти, что мир многолик и изменчив. Хотя Ксенофан мыслил большей частью с помощью поэтических образов, нежели понятий, он боролся с антропоморфистским представлением о Боге. Выступая против такого представления, он требовал "мудрости", свободной прежде всего от чувственных образов. Именно в этом смысле понимал богов как одно и все. К природе он относился с благоговением, как к высшему совершенству. Но полной уверенности в существовании богов и общей, единой природы, считал Ксенофан, никто не достиг и не мог достичь, ибо если бы кому-нибудь и удалось стать на верный путь, то все равно он не узнал бы этого, т. к. все есть видимость. Парменид:: подлинная истина-продукт рац освоения действти-ти. Чувств позн-е дает лишь образ кажущегося сост-я вещей. Сущее един­ственно, вечно и неизменно, несущее-ничто. Полностью искл-ет движ-е. Допускает сущ-ние несущего. Согласно Пармениду, мир разлагается на две первоматерии, из смешения которых он возник: на светлый и деятельный огонь и темную и пассивную массу. Зенон: отстаивает позиции единства, целостн-ти и неизмен-ти сущего. Отриц-ет движ-е (апории). Допускал возм-сть движ-я в обл-ти чувств позн-я. Истинно рац позн-е. Считал, что бытие едино и неподвижно, а небытие - множественно и находится в движении, т.е. где единство и покой, там налицо бытие, а где множество и движение - там небытие. Мелис: мир не был сотворен и не имеет конца. Бытие едино и не огран-но во времени и прост-ве, оно метафи­зич-ки неизменно. Учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует).

Философия элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационального знания. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии — бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего не может возникнуть: оно не может возникнуть из другого бытия, т.к. до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть из небытия, так как небытия нет. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все непрерывно, ведь бытие плотно примыкает к бытию. Бытие бесконечно во времени, ограничено в пространстве, оно шарообразно. Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами-мудрецами. Они также стремятся дать физическую картину мира. Так, Парменид многообразие мира сводит к двум началам: 1) эфирный огонь, чистый свет, теплое; 2) густая тьма, ночь, земля как костное начало, холод. Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрированных кругов или венцов, к-ые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной.

Учение элеатов о познании. Они четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Знание их истинной сущности дает философское учение о бытии. Чувственное многообразие мира иллюзорно. Доказательству иллюзорности мира и движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее множественно, то оно одновременно д.б. и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и на столько большим, чтобы иметь бесконечную величину.

 

Пифагор-создатель древнегреческой религи­озно-ф-фской школы, к-рая впоследствии получила названия пифагорейства. Основал пифаго­рейский союз.Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Пифагор исследует взаимоотноше­ния чисел. В противоположность иони-йским мыслителям, к-рые первоосновой считали воду, огонь, воздух, землю-Пифагор основой всего сущего считал числа, явл-щиеся фундаментом, к-рый образует порядок во Вселенной и общ-ве. Поэтому познание мира д. заключаться в позна­нии чисел, управляющим этим миром. Пифагор впервые поставил?-c о значении колич. стороны окр. мира. Пифагорейцы все числа делят на четные и нечетные. Основные-первые 4 числа арифм.ряда- 1, 2, 3, 4. Основа всех чисел-еди­ница, к-рая рассмат-ся как четно-нечетное число. Ноль они не знали. Числа-зеркальная сущность вещей. Нечетные числа-мужские, четные- жен­ские. В геометрич. итерпретации этим числам соотвеоствуют: точка, прямая, куб, квадрат. Сумма этих осн. чисел дает число 10, к-рое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. 10 согласно пифагорейскому учению-такое число на к-рое м. перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.Совершенное число 10 обозначалось в виде совершенного труголь­ника Пифагорейское учение явл-ся первой попыткой постижения колич.стороны мира. Матем. подход к миру закл. в опред.колич. отношений между реально существ. вещами. В области геометрии отношение между количе­ственно выраженной взаимосвязью и объек­тивной реальностью явл-ся наглядным. Возмож­ность мысленной манипуляции с числами (как с абстрактными объектами)ведет к тому, что эти числа м. б. понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Эти числа были про­возглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистич объяснению действитель­ности. Религию и мораль Пифагор считал осн.атрибутами упорядочения общества. Его учение о бес­смертии души(и ее перевоплощении)строится на принципах полной подчиненности человека богам В истории ф-фии идеализм обра­щался к пифагорейству лишь тогда когда он играл открыто реакционную роль (Гегель оценивает пифагорейство критически).

Пифагор говорил о бессмертии души, тело — гробница души. Необходимо выбраться из круга перевоплощения. Изучать науки. Труд — удел презренных, только разум достоин почитания. Чувственное познание не является истинным. Математика — деятельность логики и мысли. Вся вселенная — гармония и числа.

Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоположной сторон. Четверка - образ четырех элементов природы. И так далее. Мысль о том, что все в природе подчинено определённым числовым соотношениям, благодаря абсолютизации чисел приводила Пифагора к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей – четные нечётные, предельные беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредел - воздух. (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействий огня и воздуха. пропорции - отражением гармонии самого мира.

 

23.Ф-фия Аристотеля и её значение в мировой культуре

Аристотель — ученик Платона. Представление о бытии: под ним Аристотель понимал существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Предметный чувственный мир явл. первичной реальностью, природой, к-ая никем не определена, непротиворечива и неизменна. Материя — всеобщая причина, т.к. без нее нет бытия. Но она пассивна, бесформенна, выливается в к.-л. форму. Материя вообще — возможность бытия (потенциальное бытие), конкретное проявление в вещах, с к-ыми человек имеет дело. Форма — сумма свойств, отличающих один предмет от другого, это сущность как предмета, так и бытия. Сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга как у Платона. Существует материя вообще, из к-ой с помощью формы возникают конкретные вещи, и форма вообще. Форма форм — Бог.

Аристотель критиковал учение Платона о существовании идей как самостоятельных доприродных сущностей. Аристотель: Идеи Платона — понятия, отражающие материальный мир, т.е. копии вещей, но не наоборот. Реальный мир постигается органами чувств частично, существует еще сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию. Душа дает смысл и направленность жизни. Тело — материя органического существа. Форма господствует над материей, душа — над телом, разум над чувствами. Все живое обладает душой. 3 вида души: 1) Растительная — обладают растения. Способность к размножению и осуществлению обмена веществ. 2) Чувственная — живая — обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущений. З) Разумная — присуща человеку, познает и думает.

Теория познания: строится на эмпиризме — суть вещей познается с помощью ощущений. Человек познает только форму, а не материю. Хотя ощущения дают только знание единичного, в них потенциально содержится и знание общего. Следовательно, над опытом находится наука, к-ая постигает общее. Над наукой — философия, совпадающая во многом с логикой. Знание законов логики Аристотель сопоставляет с мудростью. Аристотель — основатель формальных логик. Диалектика — средство разрешения противоречия, с к-ым знание сталкивается на уровне единичного. Аристотель: Сущность не м.б. противоречивой. Следовательно, на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика — низший уровень логики, она связана с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действительность не диалектика, а логика.

Проблема человека: взгляд на человека как на общественно живое, стремление к совместному сожительству. Государство=общество. Назначение гос-ва — обеспечение счастья всем согражданам, 6 форм гос-ва: 3 правильных: монархия, аристократия, полития; З неправильных: тирания, олигархия, демократия. Наилучшая — полития (сочетает св-ва умеренной демократии и достоинства олигархии). Аристотель — последний греческий представитель античной философии.

 

Основой всякого бытия А. считает так называемую первую материю. Эта первичная материя не определена ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные состояния сущего. Она образует предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, его нельзя отождествлять с бытием. Наипростейшей определенностью этой 1 категории является, по А., 4 элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первоматерией, которая чувственно непостижима и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.